Легкая, изящная, больше похожая на ларец для драгоценностей, чем на архитектурное сооружение, скрытая за фасадами домов и очень часто несправедливо недооцененная туристами, капелла-реликварий Сент-Шапель.
В отсутствие (временное!) Нотр дама, Сент Шапель снова стала «первой церквой на деревне», точнее на Сите. Не прошло и четверти тысячелетия…
Хотя сейчас капелла скрыта зданиями и с улицы ее не увидеть, во времена своей постройки она была вполне себе заметным зданием.
История «Чуда пламенеющей готики» началась скандально. В начале XIII века крестоносцы привычно пошли на Иерусалим очередным крестовым походом и, не менее привычно, по пути разграбили Константинополь. Ну, а чего просто так то мимо такого города проходить? Византия переживала в те времена свой окончательный упадок, на ее месте образовывалось новое Латинское государство, которое, как это свойственно новым и молодым государствам, больше ценило деньги, нежели замшелые ценности прошедших эпох. Мода вчерашнего дня, как известно, кажется современникам убогой и уродливой. Ну вот что за радость эти реликвии? А тут еще и рыцари туда сюда с походами ходят, тащат все, что плохо лежит. Лучше уж продавать, чем терять в процессе разграбления, подумал Латинский император Балдуин II и устроил большую европейскую гаражную распродажу христианских реликвий. Центральным лотом служил терновый венец, бывший на голове Христа в день распятия и обагренный, соответственно, его кровью. Понятно, что это была едва ли не самая ценная реликвия христианского мира.
Возможностью сделки заинтересовался король Франции, Людовик IX, ибо венец -вещь в хозяйстве нужная, опять же уникальная (ну как уникальная, если собрать сейчас все венцы по миру, то на штуки три наберется терна, но кто тогда это знал, без интернета то?). Сам Людовик, прозванный Святым, был самый вероятный обладатель венца, ибо веровал истово. Сам возглавил пару крестовых походах и даже умер в крестовом походе на пути в Тунис, надеясь на обращение халифа Мухаммада I аль-Мустансира в христианство. За что и был канонизирован. Поэтому вполне логичный он был покупатель для реликвии, знаток вовлеченный.
Стоил венец баснословных денег, зато в довесок предлагали фрагменты креста, на котором распяли Иисуса и копье Лонгина. По всему сделка выглядела удачной, а до Французской Революции оставалось еще много лет и Франция тех времен не бедствовала. Так венец переехал во Францию, где и находится до сих пор.
«По реликвиям и церква»- решил монарх и велел быстро-быстро построить новую часовню, угрохав на стройку еще кучу денег. Гулять, так гулять. Часовню построили за три года, применили инновационные технологии и придали ему форму ларца. Саму капеллу соединили с королевским дворцом (нынешний Консьержери), дабы монарх мог ежедневно лицезреть дорогую сердцу и казне покупку и духовно обогащаться.
1
Капелла делилась на два яруса: в нижний трехнефовый имели доступ придворные, гвардия и слуги, а в верхнем однонефовом проходили богослужения для королевской семьи и дворян, приближенных к ней. Именно второй этаж стал уникальным произведением искусства: изящные колонны, огромные витражи, золотые лилии и статуи апостолов придают этому небольшому помещению поистине королевское величие. Тут чудесно изучать основы готической архитектуры, потому что арки-нервюры, мощные контрфорсы и стрельчатый кедровый шпиль являются классикой готического жанра и безошибочно узнаваемы всеми, кто хоть раз слышал про готику.
1
В капелле 15 стрельчатых окон высотой 15 м и западная роза, итого более 1000 витражных панно. В витражах отражена история мира в библейском толковании, начиная от его, мира, сотворения и до прибытия артефактов в Париж. Сцены всего этого цикла изобилуют аллюзиями на французскую монархию, устанавливая ассоциативные связи между королями Франции, с одной стороны, и ветхозаветными царями и Христом — с другой. Витражные иллюстрации к житию и деяниям царицы Есфири выполняли аналогичную функцию применительно к французским королевам. Ибо у Людовика была любимая мама-Бланка Кастильская, успешно воспитавшая и короля и королевство в уважении к роли королев в истории.
1
1
1
В верхней капелле, в раке, изготовленной из серебра и позолоченной меди, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Огромный драгоценный ларец, стоявший в апсиде верхней капеллы, называли Палладиумом, священным щитом Французского королевства. На сегодняшний день сохранилась только трибуна реликвий, расположенная над центральной аркой преграды, отделяющей неф от алтаря. На ней, под балдахином, и располагалась рака с реликвиями.
1
Сама рака была переплавлена во время Великой Французской революции. Ибо когда Революция случилась, Капеллу объявили символом королевской власти и приговорили к разгрому. Мебель, органы и даже шпиль были уничтожены, реликвии разграблены и утеряны, а само здание превратилось в склад, в лучших традициях революций. Хорошо хоть, что склад был не пороховой, а архивный. Хотя как хорошо? Для того, чтобы обеспечить лучший доступ света витражи были сняты на два метра по высоте. Снятые витражи были либо проданы, либо уничтожены. Склад в Сен-Шапель работал до 1840 года, когда начались грандиозные реставрационные работы, связанные с решением ученых во главе с Виолле ле Дюком, тем самым, что отстроил Каркассон восстановить средневековый облик церкви. Капелла и оставшиеся витражи XIII столетия были полностью отреставрированы, кроме того, воссоздан новый деревянный шпиль, являющийся точной копией шпиля XV века.
1
1
К моменту революции капелла уже претерпевала изменения и реставрации, В 17 веке капеллу основательно попортило наводнение. Оригинальные росписи и витражи нижней капеллы были утрачены практически полностью. Витражи нижнего яруса после наводнения заменили на бесцветные стёкла, и только в 19 веке в процессе глобальной реставрации был создан витражный цикл, иллюстрирующий эпизоды жизни Богоматери, которые мы можем видеть сегодня. У реставраторов было мало информации об оригинальных росписях, поэтому фактически они были написаны в это же время заново.
2
2
Витражи вообще вещь очень хрупкая и в неизменном состоянии средневековых к нам пришло не так уж и много. С другой стороны, восстановление витражей ведется по многочисленным рисункам и с большой исторической точностью, поэтому прямо вот новоделом их нельзя называть. Да и какой тут новодел, если одумались и начали восстановление часовню уже спустя тридцать лет после революции. Итого 2/3 витражей — 13 век, роза — 15 век.
Сегодня капелла выглядит полностью отреставрированной и разобраться где новодел, относительный новодел и изначальные элементы простому смертному невозможно, да и не нужно. Правда венца в капелле больше нет. Во время Революции его снова снесли в Нотр Дамм, а после пожара почему то в мэрию. Странный выбор, но да ладно. Не венцом единым прекрасен Сент Шапель, он прекрасен прежде всего своими витражами. Есть ли более красивые витражи в мире- это очень большой вопрос. Есть не менее интересные, например витражи в Шартре, выполненные мастерами из разных стран или витражи выполненные Марком Шагалом в Реймском соборе. Но это уже совсем другая история.
Советую очень. Очередь есть, но не критично большая.