Я никогда в жизни не узнала бы об этом месте, если бы не моя парижская подруга — почему-то все путеводители по Парижу о нем скромно умалчивают. И я считаю это чудовищной несправедливостью и упущением — я нисколько не погрешу против истины, если скажу, что посещение этого сада стало одним из ярчайших впечатлений от посещения Парижа. Да, сад просто чудесен сам по себе, как место для неспешной прогулки, практически уединенного релакса — вы же помните, он обделен вниманием путеводителей, так что посетителей, а особенно туристов, в нем минимум… Но более всего удивительна его история. Точнее, история его создателя, богатейшего человека Парижа тех времен, а вместе с тем — философа, мецената и, не побоюсь этого слова, великого гуманиста, замыслившего проект сколь грандиозный, столь же и удивительный.
История началась в Эльзасе в 1860 году, когда в бедной семье еврейского торговца крупным рогатым скотом Луиса Кана родился сын, нареченный Авраамом. Детство мальчика ничем примечательным отмечено не было, обычная жизнь обычного подростка из малообеспеченной семьи, вынужденного любым способом зарабатывать себе на жизнь. Но у Альбера — это имя, на французский манер, он выбрал для себя после переезда своей семьи в Париж в 1876 году — это очевидно, присутствовали и способности, и стремление учиться, потому что он поступает на вечернее отделение Высшей Нормальной школы, где его наставником становится философ Анри Бергсон, впоследствии ставший его ближайшим другом и соратником — многие идеи «философии жизни» Бергсона найдут отражение в мировоззрении Кана. В то же время Кан начинает работать в Банке Гудшо, сначала простым клерком, но очень быстро демонстрирует свою деловую смекалку, делает состояние на спекуляциях с акциями компаний, владеющих золотыми приисками в Южной Африке, и в 1898 году основывает свой собственный банк. В то же время начинаются активные поездки Альбера Кана по миру, конечно же связанные с его бизнесом, и в том числе в Японию — удивительную страну, только совсем еще недавно открывшуюся для западного (да и вообще всего остального) мира. Видимо, этот визит произвел на Альбера такое сильное впечатление, что послужил последней каплей в сосуде идей, уже на тот момент все больше и больше владевших Каном. А задумал он ни много ни мало как поистине грандиозный по своему масштабу и значению для последующих поколений проект — создание «Архива планеты», центра по изучению мировой цивилизации, причем особое внимание уделялось им местам и явлениям, которые вскоре могут исчезнуть с лица Земли в результате изменений климата и деятельности человека. С огромным энтузиазмом Кан начал сбор документов, освещающих жизнь на Земле в самых различных ее проявлениях, и фотографий, сделанных им и его помощниками и последователями в самых разных уголках земного шара. При газете «Le Monde» он основал общество «Вокруг мира», куда привлекал журналистов и студентов со всего мира, спонсируя многочисленные поездки по миру и фоторепортажи. Творческая активность этого человека и увлеченность идеями «объединения мира» не знала себе равных — в 1912 году при Коллеж де Франс он организует кафедру географии человека. А в 1914 году, после начала Первой мировой войны, он организовывает комитет помощи людям, пострадавшим от войны — разумеется, помощи всем, вне зависимости от расовых и культурных различий.
Разумеется, все расходы по финансированию всех этих проектов нес сам Кан — он считал, что таким образом он вносит свой посильный вклад в дело «примирения мира», считал, что посредством образования, посредством расширения границ знания о мире и о человеке можно добиться того, что люди разных культур и национальностей будут жить в мире и гармонии. Согласитесь, идея сколь великая, столь же и утопичная… Но в любом случае — этот человек заслуживает только безмерного восхищения и уважения. Но как водится — нет пророка в своем отечестве, и конец всей этой истории если не совсем уж трагичен, то по крайней мере печален. Точку в благородных начинаниях Альбера Кана поставил 1929 год. Год жесточайшего финансового кризиса, когда богатейший человек Парижа практически в одночасье лишился всего. И дело всей его жизни — его дом с его «Архивом планеты», который на тот момент содержал — вы только вдумайтесь! — 72 тысячи пластинок автохрома и 170 000 метров кинопленки, и его любимый сад были выставлены на торги, причем пятью отдельными лотами. Письма во все возможные инстанции, которые писал Кан, пытаясь доказать значимость и необходимость спасения «Архива планеты», результатов не принесли — ситуацию удалось спасти только друзьям и последователям Альбера Кана, ведь среди них было много известных политиков, финансистов, деятелей науки и искусства. Они уговорили муниципалитет департамента выкупить сад целиком с целью открыть его для публичного посещения, что и было сделано в 1937 году. Альбер Кан, которому на тот момент уже было 77 лет, решением того же муниципалитета получил право жить в своем доме до самой своей смерти, которая наступила тремя годами позже.
Удивительно, что то, что не было оценено по достоинству руководством страны, для блага и процветания которой в первую очередь Каном была проделана такая колоссальная работа по созданию этого уникального архива — оказалось необычайно важным для идеологов нацистского Третьего Рейха. Почему и зачем — доподлинно неизвестно, но тем не менее после оккупации Франции в 1940 году одним из первых по распоряжению Альфреда Розенберга в Берлин был вывезен и засекречен именно «Архив планеты».
Но мое вступление уже порядком затянулось, пойдемте же наконец смотреть то, ради чего мы тут собрались — сад мира Альбера Кана! Вход в сад осуществляется через здание «Архива планеты» — я не буду размещать тут его снимки, смотреть на фотографии фотографий — довольно глупое занятие, тех, кого это действительно заинтересует — посетите официальный сайт музея http://albert-kahn.hauts-de-seine.fr/, а сейчас давайте прогуляемся немного по волшебному саду, рожденному гением Альбера Кана.
Участок земли с домом и садом, ныне находящиеся в парижском районе Булонь-Бийянкур Кан приобрел еще 1893 году. Альбер, переполненный идеями своего друга-философа Анри Бергсона, решает разбить на участке сад, в котором органично соседствовали бы элементы регулярного французского парка, английского пейзажного, «Голубой лес» и Вогезский лес из его родного Эльзаса. Проект французского сада разрабатывает известный в то время ландшафтный архитектор Ахиллес Дюшан, и он включает в себя партер, розарий и фруктовые деревья. Разумеется, увидеть французский сад во всей его красе можно только весной и летом, когда цветут фруктовые деревья и розы, обвивающие аркады над дорожками. Наверное, это очень красиво!