История виллы баронессы Беатрисы Эфрусси де Ротшильд — это история каприза женщины, каприза, который доставляет удовольствие всем уже сотню лет, и, надеюсь будет доставлять удовольствие еще долго!
Я бываю здесь раз в году, с туристами, но запомнилось первое посещение, в день рождения, в холодном теплом январе, вечером, когда на полуостров Сен-Жан-Кап-Ферра опускались сумерки, и, какая-то тайна висела в воздухе!
4
Историю виллы нельзя описать без истории Беатрисы, первой хозяйки, и, даже больше, чем хозяйки!
Умная, красивая и богатая женщина. Что может быть лучше? Всегда в платьях бледно-розового или нежно-голубого цвета, стиля 18 века, с побелевшими в 20 лет волосами, в изящных шляпках — она была образец элегантности. Несмотря на царивший вокруг антисемитизм, весь мир был у ее ног. Ее руки добивались многие, но она предпочла выйти замуж за Мориса Эфрусси, выходце из Одессы, разбогатевшем на торговле пшеницей. Он был намного старше ее, некрасивый, маленького роста, страстный лошадник и охотник. Видимо, был очень харизматичен!
Фонтаны на вилле баронессы Ротшильд Эфрусси.
Пышная свадьба прошла в синагоге Парижа в 1883 году. Во время свадебного приема особняк Ротшильдов посетили 4000 гостей! Любимая дочь получила от отца 1 200 000 франков и ежемесячное содержание в 25 000 франков. Однако, несмотря на любовь и полное благополучие, брак оказался неудачным. Супруги разошлись, но все внешние приличия были соблюдены. А после смерти отца, Беатриса унаследовала более 125.000.000.франков, и это в 1905 году! Боюсь даже представить — сколько это в сегодняшних ценах! Ну, во всяком случае часть денег, она вложила очень удачно — вилла Иль-де-Франс тому подтверждение!
4
Беатриса всегда утверждала, что автор — архитектор виллы — она сама. Это, мягко говоря, не совсем так. Множество архитекторов участвовали в этом проекте, во всяком случае два известнейших имени точно можно назвать — Эдуард-Жан Ниерман (архитектор Негреско) и Аарон Мессиа (куча вилл на Лазурке, в том числе вилла бельгийского короля). Но, большую часть проекта создал Марсель Обертен. Специально для Беатрисы он создал деревянный макет, с гипсовыми и полотняными вставками, в натуральную величину, что бы баронесса могла оценить проект.
3
Место было выбрано безошибочно — на вершине скалы, нависающей над морем. Виды оттуда открываются неописуемые! Даже вечером, зимой, глаз не оторвать, а уж солнечным летним днем….
1 из 8
2
Войдя внутрь, мы оказываемся в патио, это что-то среднее между севильским и флорентийским дворцом. Интересная хитрость — колонны эпохи Возрождения — это металлические опоры, поддерживающие всю конструкцию виллы.
Они покрашены под веронский мрамор, эта техника называется «тромплей». Потолок расписан в виде неба, что создает иллюзию открытого неба. В дни приемов на балконах второго этажа размещались музыканты.
1 из 4
2
Следующее помещение — Большой салон. Роскошные деревянные панели на стенах, привезенные из отеля на Площади Согласия; не менее роскошный ковер с вензелями Людовика 15, сотканный для домовой церкви в Версале, один из пяти, переживший Революцию; и чудесный мебельный гарнитур Людовика 16! Конечно, два игровых столика — баронесса приличную часть времени проводила в Казино Монако и играть любила.
1 из 2
2
Помимо Большого Салона, есть и Маленький Салон. Маленький — это очень условно, он достаточно большой. Комната для курения, аперитива и бесед. Курилка, короче.
3
Конечно, как без будуара? Это были личные апартаменты баронессы, во французском стиле 18 века. Столик, секретер, банкетка.
2
Святая святых — спальня. Из окон спальни великолепный вид на Вильфранш. Венецианская кровать 18 века, китайские шелка.
2
К спальне примыкают гардероб и ванная комната. Очень оснащенная, кстати, полотенцесушитель, биде (его с 18 века называли «дамским наперстником», а мне кажется, что мы до второй половины 20 века о таком чуде вообще не слышали!)
1
А дальше — оооо! залы французского фарфора! Только 18 век. Это изделия из коллекции бывшего мужа — Мориса Эфрусси. В основном — Севрский и Венсенский фарфор. Главное место уделено, конечно, Мейсеновскому фарфору.
1 из 4
3
Гости на вилле бывали именитые, соответственно — и спальни им под стать. Аж две — «Директория» и «Людовик 16».
1 из 7
2
Салон Гобеленов. Ими покрыты все стены салона. Именно Гобелены, их производство, не шпалеры. Интересен и Салон Обезьян. Еще при Людовике 15 вошли в моду обезьяньи питомники. У баронессы были и свои, ручные обезьянки, целых две. Фигурки, росписи — все в обезьянках.
Играющие фонтаны на вилле Баронессы Ротшильд - Эфрусси.
Нельзя не упомянуть про сады! Беатриса приписывала себе не только архитектурный проект, но и ландшафтный дизайн. Место, выбранное для виллы, было идеально для дома, но непригодно для сада. Каменистое, ветряное, подходящее только для сосен. Но, баронесса была слишком упряма, а денег было слишком много! Семь лет титанического труда, вложенного в этот клочок, дал поразительный результат. Скалу взрывали динамитом, делались насыпи, консультировали процесс лучшие ландшафтные архитекторы — француз Ахилл Дюшен и англичанин Гарольд Пето. В парке возводят небольшой храм Амура, который стал одним из главных точек сада. Садовники были одеты в форму моряков. Но, баронесса покинула свой корабль и сад пришел в запустение. С 1934 года, уже под патронажем Академии Изящных Искусств, великий садовник Луи Маршан восстанавливает и переделывает сад.
3
И, в результате мы получаем Испанский, Флорентийский, Каменный, Прованский, Японский, Экзотический, Розарий, Севрский и Французский сады.
(расписание цветения)
(план сада).
Деревья, в том числе фруктовые, цветы, статуи, пруды, беседки — совершеннейшее великолепие.
1 из 12
1
Непременный атрибут хорошего сада — Поющий Фонтан. (неужели у вас на даче нет такого?). Каждые 20 минут фонтаны включаются.