Даже и не собиралась писать отзыв об этом соборе. Скромненько так хотела фотоальбом о Дижоне выложить. Вернее 2, чтобы тем, кто если вдруг приедет в город на день или несколько часов, было понятно, что можно увидеть за определенный промежуток времени.
Кафедральный собор всятого Венигна (Бенина) попадал как раз в первую половину дня, т. к. находится буквально за углом от железнодорожного вокзала и очень хорошо в логистику отрезка «от вокзала до обеда» укладывается. Но как у меня водится, фотографий набралось уймова куча, что-то около сотни, поэтому решила про собор рассказать отдельно. И еще потому, что его часто пропускают, углубляясь внутрь старого города, где, соглашусь, есть более интересные образцы религиозной архитектуры.
19
Церковь св.Филибера (XII век), стоящая в непосредственной близости от собора св.Венигна. Единственная церковь Дижона, построенная в романском стиле.
И в общем-то глядя на эти две его башни фасада, оттертые пескоструйкой при очередной реставрации до блеска, можно подумать, что церковь-то совсем свеженька, века так XIX. Ан нет.
20
Но сначала давайте разберемся с тем кто такой Венигн. (Что-то на меня нашло, уже второй материал пишу о малоизвестных святых.)
Если уж про Христа и его апостолов ходит масса непроверенной информации, то что говорить о скромном проповеднике, которого св. Поликарп — епископ Смирнский (Смирна ныне Измир) отправил нести христианство в дикую Галлию. Было это вроде как в начале последней четверти II века. Правда сам Поликарп умер мучительной смертью лет за 10 до того, как он, по некоторым документам, отправил Венигна в Галлию.
Тогда Галлией владели римляне и правил Марк Аврелий (хотя в Вике пишут что император Аврелиан 214–275 гг). Время для миссионерства было самое неподходящее. Христиан-проповедников хватали, пытали, заставляя отречся от веры, ну и в итоге казнили.
15
Барельеф тимпана рассказывает о мученической смерти Венигна-проповедника.
Эта же участь постигла и несчастного Венигна. Его побили железными прутами, проткнули копьем, и из раны его тут же вылетел голубь, а воздух заблагоухал. Знаю я, как голуби благоухают! Мифотворчество, даже при отсутствии средств массовой информации, уже в те времена процветало.
17
На этом витраже изображены деяния и мученическая смерть св.Венигна.
Похоронили святого в гробнице, декорированной под языческую, чтобы дезинформировать гонителей. Так хорошо постарались, что в начале VI века епископ Лангрский, тоже получивший чин святого на определенном этапе, решил гробницу разрушить, т. к. решил, что прихожане покланяются идолищу.
14
Это не могилка св.Венигна. Просто саркофаг во дворе собора.
Но тут, как водится, вовремя подоспело видение, идентифицировавшее личнось погребенного. На этом месте мало того, что построили собор, так еще и бенедектинское аббатство организовали, потому как люди, чтобы поклониться мощам, шли кучно.
Так что собор-то совсем не свеженький, не в смысле, что тухленький, не новый короче, как могло показаться с первого взгляда. Стоит на фундаменте VI века, там сейчас крипта с мощами св. Венигна и саркофаг с останками Великого герцога Бургундского Филиппа Доброго. Жаль, что я не знала об этом. Пишут, что атмосфера там жутковатая. Старые стены, даже какие-то лабиринты. Правда денег стоит, но не больших.
Крипта — это практически нижний этаж нынешнего собора. А еще там есть Ротонда, которая также находится в подвальном этаже.
12
Фотография из интернета.
Собор много раз перестраивали, достраивали и довели до того, что в XIII веке он обвалился.
18
И здание, что мы видим сейчас — это последствие того обрушения. Вернее последующей перестройки.
Во время Великой французской революции монахов разогнали, аббатство упразднили, собор стал приходской церковью. Но звание Кафедрала ему вернули в XVIII веке, а через несколько десятилетий фасад и внутренняя отделка подверглись тотальной перестройке.
17
Вот так собор, судя по этому изображению, выглядел до реконструкции.
Ну, а если подойти к нему со стороны трансепта, видно, что он из себя представлял ранее: смешение готики, романского стиля, крыши крытые дижонской черепицей. Именно такая облицовка крыши, правда в богадельне близрасположенного Бона, позвала меня в Бургундию по первому разу.
19
Так же практически без изменений сохранился и металлический шпиль, благодаря ему здание собора является самым высоким в Дижоне. Он такой длинный (93 метра), что сфотографировать его можно, только отойдя на приличное расстояние.
16
Шпиль собора высотой 93 метра. Работы выполнены Шарлем Сюиссом.
И опять же невозможно рассмотреть толком чем он декорирован. А находятся на нем скульптуры разные, горгульи забавные. И для кого так старались? Для голубей что-ли, чтобы они его похудожественнее загадили, вдохновившись высоким искусством?!
В наш с Лизаветой визит 17-го года мы рядом с Кафедралом жили, вон в той гостинице беленькой. «Шапо руж» (Красная шапка) называется. Но за 7 лет «Красная шапка» прошла ренновацию и в прошлом году стоила уже не очень разумно.
И, как это часто бывает, в собор, что рядом с «домом» мы тогда не зашли.
Так бы случилось и в этот раз, но меня внурь загнал дождь.
19
Длинна собора 68 метров, ширина 29.
Внутри, не смотря на столь длинную историю, правда отлеживающуюся в подвальных этажах, очень светло и легко как-то.
Встречает зашедших курпулентная коленопреклоненная дама.
13
Захоронение Маргариты Брюлар, жены Ж. Б. Легу. Начало XVII века.
Собор трехнефный.
Главный алтарь посвящен св. Венигну.
18
Второй Деве Марии.
20
Третий — Святому Причастию.
17
Чудесная купель с изящным ангелом.
19
Купель и ангел появились в соборе после реставрации XIX века. Автор ангела - Поль Гаск.
Кафедра в стиле Людовика XIV. Пыль с нее стереть не мешало бы!
16
На втором плане могила монсеньора Риве, епископа Дижона с 1838 по 1884 год. Создан по эскизам Шарля Сюисса, руководителя реставрационных работ XIX века.
19
Все они созданы во времена генеральной реконструкции. И в общем предчувствия, что собор свеженький, оправдались. За древностью нужно было в крипту спуститься. Или в археологический музей сходить. Он, кстати, бесплатный. Там есть голова, мраморная, этого самого св. Венигна. Не красавец, прямо скажем.
Но с другой стороны, дижонцам крупно повезло иметь собственного локального святого. Думается, они гораздо милосердее и внимательнее к просьбам молящихся, чем более высокочтимые иерархи святости. Электорат малочисленнее, забот-хлопот в связи с этим меньше. Надо было и мне что-нибудь попросить эдакое.
15
Но дождь кончился и я поспешила… ну куда-то там поспешила, не забыв заскочить в монастырский садик со старыми, выкинутыми томбами. Кому они принадлежали, один Бог ведает, а может св. Венигн.
***
Пока писала и искала информацию, выкопала забавный факт. В историю он попал под названием:«Замученный Санта-Клаус из Дижона».
23 декабря 1951 года викарий собора Св. Венигна, некий Жак Нурисс, по согласованию с епископом приказал сжечь чучело Санта-Клауса на площади перед собором, протестуя таким образом против коммерциализации и языческого уклона светлого праздника Рождества Христова. Мероприятие имело не только локальный, но и межнациональный резонанс.