Как только во Франции открылись музеи, я рванула в один из своих любимых — в кольмарский Унтерлинден. Удивило, что в тот момент, в отличии от Германии, здесь не трбовалось ничего: ни предварительного заказа, ни прививки или теста, достаточно было просто купить на месте билет (сейчас почти все с точностью «до наоборот»).
2
Музей огромный, практически все экспонаты я выкладывала и по возможности подписывала в альбомах, закончу общим обзором и небольшим рассказом о его главном шедевре.
По инициативе общества Шонгауэра в 1853 году, в бывшем доминиканском монастыре Унтерлинден открылся одноименный музей: сюда попали предметы, найденные при археологических работах, конфискованные произведения искусства из церквей и замков Эльзаса, во время Революции. До середины 20 века музей богател за счет пожертвований от завещаний эльзасских коллекционеров.
1 из 3
2
С 16 по 18 век жизнь в монастыре постепенно угасала, и в конце 18 века монахини окончательно покидают его. В 1849 году монастырь спас от сноса Луи Гюго, который двумя годами раньше создал фонд Шонгауэра. В 1852 году фонд заложил основу музея, разместив в бывшем монастыре коллекцию старинной живописи.
1 из 7
1
Средневековый зодчий Монастыря Доминиканок Унтерлинден создал прекрасные помещения для коллекций, которые с 1849 года продолжали пополняться.
1 из 6
Вход в музей расположен со стороны площади Унтерлинден и украшен небольшим садом и фонтаном в стиле Ренессанс. В начале прохода по музею можно увидеть «примитивных» эльзасцев, представленных тремя великими художниками: Матиасом Грюневальдом, Мартином Шонгауэром, и Гаспаром Изенманном.
5
Самый главный экспонат музея — алтарь мастера Матиаса Грюневальда, начала 16 века, выполненный для монастыря Иссенгеймских Антонийцев. Этот благотворительный орден занимался лечением эрготизма, вызванного спорыньей ржи (отравление). Матиас Грюневальд родился в 1475 году в Вюрцбурге, а умер в Галле, в 1528 году. Иссенгеймский алтарь — это многостворчатое алтарь, куда входит 11 панно, открываемых в соответствии с литургическим календарем, написанный маслом и темперой на дереве. На нем изображено множество сюжетов и святых: это святой Себастьян, Святой Антуан, Мадонна с младенцем, Распятие, Плач Христа и многое другое. На большом панно мы видим с пронзительной реалистичностью Успение Иисуса, по одну сторону от которого стоят Мария Магдалина, Дева Мария и Иоанн Богослов, по другую — Иоанн Креститель. Яркость красок и выражение лиц производят незабываемое впечатление пронзительной боли. Далее представлено блаженное Воскресение из мертвых и апокалиптическое искушение святого Антония. Резной деревянный алтарь, на котором находятся картины, украшен тремя большими скульптурами Святых Антония, Августина и Жерома, выполненными Николаусом Хагенауским (Агноским). Алтарь на реставрации, проводится очистка восьми панелей, ведь он считается одним из величайших шедевров в истории живописи.
1 из 9
1
В музее представлено также множество ценных экспонатов на различные тематики, включая археологические находки и современную живопись. Раздел археологии позволяет проследить развитие техники изготовления предметов: от полированных каменных орудий неолита до украшений Бронзового и Железного веков.
1 из 8
1
Галло-римский период богато документирован по всем аспектам жизни: это фрагменты мозаичных полов, предметы быта, связанные с вероисповеданием и религиозной жизнью, о чем свидетельствуют надгробные стелы и статуи римских и галльских богов.
1 из 8
2
3 век, фрагмент мозаики из Трира. Камень, мрамор.
Колодец, принадлежащий Гильдии портных. После сноса их дома в 1843 году, скульптуры колодца были разрушены, а сам колодец помещен в музей Унтерлинден. В 1843 году общество Шонгау отреставрировало колодец, установив его перед восточным фасадом, а затем его перенесли во внутренний двор.
1 из 3
4
После 1960 года в музее появилось новое направление — современное искусство.
1 из 8
На последнем этаже проходила выставка китайского художника Янь Пей-Мина из Шанхая. Здесь представлены около 50 известнейших его картин и дюжина рисунков и акварелей из частных коллекций и музеев. Это совершенно новое прочтение сорокалетней карьеры Янь Пей-Мина. Основное внимание уделяется собственной идентичности, развитию его стиля и его восприятию истории искусства. Выбор, основанный на портретах и автопортретах, ставит под сомнение отношение художника к его происхождению — от портретов Мао, до портретов родителей. Самые известные его работы, представленные на выставке: «Бабушка художника», «Автопортрет», «Мао». Сам художник говорил о них: «Рисунки, которые я сделал во время обучения в Китае, не очень оригинальны. Они выполнены в одном стиле, вдохновленном французской школой, усвоенной с помощью художников из Советского Союза, а затем преобразованы учителями в Китае. Когда я прилетел во Францию, этот багаж стал тяжелым. Однажды профессор задал нам тему: „Экспрессионизм и автопортреты“, и именно в этот момент у меня раздался щелчок. Эта новая свобода дала мне „энергию вернуться“. К автопортрету, который я не практиковал с тех пор, как уехал из Китая. Я заново открыл себя, это было воодушевляющу».
1 из 12
1
Если вы устанете, а я прогуляла по музею около 4 часов, при этом, не изучала каждый экспонат (я не первый раз здесь), то вполне можно отдохнуть в саду.
1 из 8
1
Либо, прогуляться по клуатру, пофилософствовать, глядя на могильные плиты.
1 из 11
2
Часы работы:
со среды до понедельника с 9.00. до 18.00.
вторник — выходной
24 и 31 декабря — с 10.00. до 16.00.
не работает: 1 января. 1 мая. 1 ноября, 25 декабря.
Стоимость билетов:
взрослый 13 евро
пенсионерам 11 евро
детям от 12 до 17 лет и студентам до 30 лет — 8 евро
семейный (2 взрослых и до 5 детей до 17 лет) — 35 евро