Королевский монастырь Бург ан Бресса — главная, и, безусловно, заслуженно, достопримечательность города.
Увидев это великолепие, невольно хочется воскликнуть: «Почему здесь??? В этой дыре???»
Королевский монастырь Бург ан Бресса — главная, и, безусловно, заслуженно, достопримечательность города.
Увидев это великолепие, невольно хочется воскликнуть: «Почему здесь??? В этой дыре???»
Действительно, непонятно, как в таком маленьком городке возвели этот шедевр. Попробуем разобраться.
Он был возведен в начале 16 века, как символ любви Маргариты Австрийской, дочери Императора Максимилиана Первого (и здесь Габсбурги) и Марии Бургундской, к ее покойному мужу Филиппу Красивому, герцогу Савойскому.
Называется этот шедевр Сен-Пьер де Бру, построен он был, конечно, не на пустом месте. Когда-то, здесь стоял галло — римский некрополь, позже на его месте был выстроен бургундский. В 1504 году Маргарита, тоскуя по своему покойному супругу Филиппу, пожелала восстановить монастырь, когда-то построенный ее свекровью Маргаритой Бургундской, и который к тому времени находился в совершенном упадке.
Маргарита Австрийская в этот момент уже примерно четверть века была Регентшей Нидерландов, она вкладывает свои средства и лично руководит строительством. Весь монастырь был предназначен для трех гробниц: своей, Филиппа Красивого и его матери Маргариты Бургундской. Гробница Маргариты Бургундской расположена возле южной стены, украшена богатейшим декором (невестка не поскупилась). Гробница Филиппа Красивого занимает центральное место в хоре. В окружающих нишах — 10 сивилл (предсказательницы, возгласили Пришествие), охраняющих его покой. Гробница Маргариты Австрийской расположилась под монументальным каменным балдахином, могилу окружают статуэтки, по типу погребального ложа.
Свет от витражей окрашивает готические гробницы в сказочные цвета — видится радуга или северное сияние! Все пять витражей хора выполнены в 1525 — 1531 годах. Эскизы к ним выполнили в Брюсселе. Центральный — по мотивам Дюрера! На нем воскресший Иисус, который явился Марии Магдалине и Деве Марии. На боковых окнах — Королевская пара: слева Филипп Красивый (он изображен в образе Святого Филиппа Турнуского), на половине герба — его родословная (семейств Бурбонов и Савуа); справа: Маргарита Австрийская в образе Святой Маргариты и геральдика семейств Габсбургов и Бурбонов. В часовне Маргариты Австрийской огромный витраж Успения Девы Марии (тоже в стиле Дюрера), и «Триумф веры» в стиле Тициана. В часовне Горревод витраж, посвященный неверию Святого Фомы, а также Лоран де Горревод, наместник Бресса, кавалер ордена Золотого Руна, и его супруга Клодин де Ривуар. Южный трансепт украшен витражом, повествующим об истории Сюзанны.
Маргарита Австрийская умерла в 1530 году, совсем немного не дожив до завершения строительства своего детища.
Весь ансамбль монастыря — это три здания — два зала Капитула (что уникально для Франции) и огромное хозяйственное помещение (4000 м кв), причем все это предназначено всего лишь для 12 монахов!
Гостевые помещения были предназначены для самой Маргариты Австрийской и ее свиты.
Цокольный этаж первого здания окружен галереей со стрельчатыми сводами, с всевозможными переплетениями на красиво украшенном потолке
Это помещение играло роль «предбанника», или «шлюза» между внешним миром и монастырем с его обитателями.
Основное здание, конечно, церковь. Шедевр пламенеющей готики, руководил ее созданием мастер из Брюсселя Луи ван Бохем, которого пригласила лично Маргарита Австрийская.
Ходишь здесь и представляешь, как ходили коронованные особы 16 века:
Дубовые кресла со спинками расположены с двух сторон хора. Их отделка настолько богата, что можно рассматривать эту резьбу часами. С Южной стороны — сцены из Ветхого Завета, с Северной стороны — из Нового Завета. Это результат работы фламандских мастеров.
Вообще, резьба вокруг вас, со всех сторон — помимо готической каменной, еще и деревянная готика:
Потрясающие двери, три клуатра — здесь есть где разгуляться. Сверху — Большие Галереи, их возвели по высочайшему указу. Предназначены они были для прогулок монахов.
В одном из помещений старые деревянные кресла с интересным декором:
Уже в 1791 году монастырь Бру(ю) был памятником истории. В 1921 году монастырю пришлось уступить часть своих владений городу Бург-ан-Брессу, и городские власти разместили в нем музей. Очень своеобразный музей — в нем расположены экспонаты от надгробных памятников до современных картин и скульптур. Есть посуда, мебель, предметы быта. Все это — в кельях и вспомогательных хозяйственных помещениях. Мебель эпохи Возрождения, в основном — из Лиона и окрестностей, а также из Бресса. Фарфор — Мейсоновский.
В кельях выставлена фламандская и французская живопись 16 — 17 веков, пейзажи 19 века, художники школы Караваджо, современные работы. Вплоть до скульптуры американца Ричарда Серра.
В последнем зале, выходящим в клуатр — мастерская, где можно посмотреть инструменты, которые использовались при строительстве.
Там же — куски мозаик и плиток, которые реставрируются в мастерской.
Если верить путеводителям — рекомендуемое время пребывания в монастыре 1,5 часа. Не верьте, хотя бы два, с учетом, что еще и дворы интересные.
Сама Маргарита красотой не блистала (хотя, каноны были другие), но оставилап после себя настоящий шедевр.
(фото из интернета, картина художника Барента Орлея, Музей Искусств Брюсселя).
Схема монастыря:
В монастыре, возле кассы — сувенирный магазин, выйти не через него — невозможно. Много книг, но не на русском языке.
Как добраться:
автобус № 5, от площади Карья (Carriat) идет каждые 30 минут.
Стоимость посещения:
взрослый билет 9 евро,
групповой 7 евро,
дети и подростки до 18 лет — бесплатно,
студентам французских университетов (от 18 до 25 лет) — бесплатно.
Адрес:
Monastere Royal de Brou
63 Boulevard de Brou
01000 Bourg — en — Bresse
0033474228383
Часы работы:
с апреля по июнь:
9.00. — 12.30.
14.00. — 18.00.
с июля по сентябрь:
9.00. — 18.00.
с октября по март:
9.00. — 12.00.
14.00. — 17.00.
За 30 минут до закрытия уже не пускают.
Не работает:
1 января, 1 мая, 11 ноября, 25 декабря.