Неизвестно появился бы на свет Шамбор, если бы сбывались все планы молодого, амбициозного, динамичного, благородного эстета Франциска I. Историки обозначают период его правления Францией как начало Возрождения. Франциск своим вкусом к жизни, естественностью и умением держать себя по-королевски во время испытаний, получил особое место в династическом рисунке государства.
Дворец Шамбор находится в огромных охотничьих угодьях, которые сохраняют свой первоначальный размер и наполнены дичью, простите — фауной, представители которой часто имеют внушительный вид так как живут в отличных условиях. Франциск очень любил охоту, это был спорт, психотерапия и дипломатия вместе взятые. То что сейчас решается в сауне, в те времена решалось за столом после охоты.
Франциск не приближал к себе самых верных и трудолюбивых как-то делали его последователи. Его рыцарский характер диктовал ему дружественное поведение, поэтому он был окружён людьми, готовыми на любые лишения и испытания во славу своего монарха.
Франциск хотел сделать из дворца, возведённого из ничего символ. Символ, подтверждающий, что Франция способна производить впечатляющие конструкции — напоминаю, ведущими в архитектуре и живописи в то время были итальянцы. Шамбор был задуман как техническое новшество, как настоящий мини-городок. Апартаменты Шамбора, построенного на сто лет раньше чем Версаль, отличаются современным подходом, они удобно спроектированы. Апартаменты Шамбора включают в себя всё необходимое: приёмную, спальню, гардеробную, молельню, к каждым из них ведёт отдельная лестница.
По проекту Леонардо были построены латрины, аналоги современных туалетов. Причём у них были два параллельных стока. По одному из дворца выводились отходы, второй был предназначен для вентиляции, чтобы избежать неприятных запахов на благородном этаже.
Людовик XIV появлялся в Шамборе, так как тоже был большим любителемем охоты. Традиционно двор выезжал в Шамбор в августе. При дворце содержалась стая из сотни собак. Огромные олени загонялись множеством всадников в великолепных одеждах. В Шамборе Мольер впервые представил вниманию двора и Его Величества пьесу «Мещанин во дворянстве».
Дворец уцелел во время революции и благодаря общим усилиям политиков и деятелей культуры не был продан во время реставрации монархии. Его выкупили на собранный французским народом миллион франков, так как он был лакомым куском для спекулянтов от недвижимости. Представители самых различных партий объединились в одно движение, в котором принимал участие и Виктор Гюго. Любой ценой надо было спасти дворец от уничтожения.
В 1840 г. Шамбор был внесён в список Памятников истории Франции, благодаря посещению Проспера Мериме.
Что больше всего удивляет посетителей — полупустой интерьер дворца. По правде сказать — Шамбор ни один из монархов не принимал как место жительства. В Шамбор приезжали охотиться. На несколько недель или несколько месяцев.
Шамбор был предназначен для того чтобы впечатлять, как Триумфальная Арка или Эйфелева башня.
Он вызывает множество фантазий, как каждый дворец, не наполненный жизнью.
И наконец, несколько цифр. В угодьях Шамбора на сегодня живёт около тысячи диких кабанов и семисот оленей. Територия парка составляет 5540 га и окружена стеной в 32 км.