Этот музей изумляет всех, кто туда попадает, дворец для Бедных. Построенный Николя Роленом, канцлером бургундского герцога Филиппа ле Бон в 1443 году, больница Отель Дьё в Боне прекрасно сохранился с позднего Средневековья.
Этот музей изумляет всех, кто туда попадает, дворец для Бедных. Построенный Николя Роленом, канцлером бургундского герцога Филиппа ле Бон в 1443 году, больница Отель Дьё в Боне прекрасно сохранился с позднего Средневековья.
В конце Столетней Войны Бон страдал от голода и болезней. Три четверти жителей города остались без средств к существованию. Заботясь о спасении жителей, канцлер герцога и его жена Гигона де Салинс основали больницу для бедных.
Они обеспечили больницу годовой пенсией (от соляных заводов семьи Салина и от дохода с виноградников канцлера Ролена), и заказали великолепную обстановку больницы у лучших мастеров.
За образец были взяты больницы во Фландрии, о которых канцлер узнал, находясь там в служебной поездке (Фландрия в то время находилась под властью герцогов Бургундских).
Были приглашены местные, самые лучшие каменщики и плотники, которые создали шедевр средневековой бургундской архитектуры, больница с ее яркими черепичными крышами стала символом Бона, и всей Бургундии.
С 15 по 20 века, сестры — монашки в больнице Отель — Дьё заботились о многих поколениях больных. Больница заслужила отличную репутацию не только среди бедноты, но и среди знати и буржуазии. Пожертвования богачей позволили украсить больницу, создав новое отделение и закупив произведения искусства.
Во время прогулки по больнице — музею, посетители несколько раз выходят во внутренний двор, откуда открываются прекрасные виды на различные части больницы Отель — Дьё. Характерный геометрический узор, застекленные части, многоступенчатые крыши из хромированной глиняной черепицы — все великолепно! Слуховые окна крыши украшены художественной резьбой и свинцовыми накладными деталями.
Крытые коридоры на обоих этажах защищали работниц от непогоды, когда сестры — монашки переходили из зала в зал, дежуря возле больных. Теплые тона дерева и керамики с одной стороны контрастируют с камнем и сланцем с другой: крыло, выходящее на улицу, демонстрируют благородную строгость.
Построенный из известняковых блоков, Отель-Дьё включает в себя часовню, оружейную палату, и комнаты сестер. Навес защищает вход, который выделяется шпилем высотой почти 50 метров.
Колодец в центре внутреннего двора — превосходный образец элегантности французской готики. Он снабжал водой больницу, а самый большой расход воды шел на больничную кухню.
Большой Оружейный Зал, открытый 31 декабря 1451 года, сохранил свои первоначальные размеры (длина 50 метров, ширина 14 метров, высота 16 метров). По обе стороны этой больничной палаты было по 15 коек, в центре — столы и скамейки для трапезы, которую подавали больным на оловянной посуде, а не в деревянных мисках, как тогда было принято.
Кровати для богатых пациентов отличались большим комфортом.
Кровать для бедных предназначалась для двух больных. В центре свисала веревка, помогающая больным встать.
В больших сундуках сестры хранили одежду, простыни и одеяла для больных. Мебель в готическом стиле была создана во время капитальной реставрации с 1872 по 1878 годах, которой руководил Морис Ураду, ученик и зять хорошо нам известного Виолле-ле-Дюка. Самый великолепный сундук — 15 века в стиле пламенеющей готики.
Вот такой горшок — унитаз для больных:
Великолепные потолки из дуба, с частично расписанными панелями, напольная плитка с монограммой пары основателей и родовым девизом Николя Ролена «Моя единственная звезда», посвященным Гигоне, любимой жене, все это удивляет размахом и впечатляет. Под медной пластиной — останки Гигоны де Салина.
Я там даже крышку для коллекции обнаружила:
Настенные и потолочные росписи принадлежат парижскому художнику Исааку Муайону. Это 11 картин, 9 из которых рассказывают о чудесах исцеления Иисусом, а на 2 изображен Святой Хьюго в образе Епископа. На потолке — исцеление парализованного человека.
В торце зала — часовня и алтарь 15 века Яна Бормана. Больные могли посещать религиозные службы, не вставая с постели. Изначально в ней находился алтарь Страшного Суда Роджера ван дер Вейдена, который сейчас находится в музейном зале больницы и посетители видят его в финале визита.
В комнате Святой Анны изначально было 4 кровати для благородных больных, согласно воле благодетеля Франсуа Брюне де Монфорана, чье сердце покоится здесь. Сегодняшний вид больше напоминает прачечную, которой пользовалась святая Анна. На задней стене висит тканное покрывало с гербом и девизом дарителя на красном фоне. Роскошные пледы украшали кровати и кресла в праздничные дни.
Комната Святого Хьюго, оборудованная в 1645 году по предложению мастера Юга Бето, иллюстрирует роль благотворителей в истории Отеля-Дьё. Один из подарков — огромный готический камин.
Комната святого Николая предназначалась для размещения умирающих больных, что бы отделить их от остальных. Первоначально она была небольших размеров, но ее расширили и в ней размещали больных обоего пола, что глубоко потрясло Людовика Четырнадцатого во время его визита в 1658 году. Чтобы исправить эту ситуацию, он установил ренту в размере 500 фунтов стерлингов для Отеля Дьё, чтобы можно было разделить мужчин и женщин. Лишь во второй половине 18 века зал приобрел свой нынешний размер, сегодня в нем выставлены предметы, связанные с историей медицины.
Инвалидные кресла:
Комната Святого Луи, основанная по инициативе Луи Бето в 1661 году. В этом богатом помещении хранились сундуки и шкатулки, большая часть которых принадлежит к периоду Ренессанса.
При больнице действовала собственная аптека, на главном столе — два крана для горячей воды в форме «Лебединой шеи». Фармацевтическая наука во времена постройки больницы находилась в зачаточном состоянии, и использовала широкий спектр ингредиентов из области минералов, животных и растений. За аптекой располагался сад трав лекарственных растений. Аптекарь занимался измельчением сушеных растений, работал с растворами и смесями. Вторая комната аптеки — торговый зал, в котором хранились мази, пилюли, сиропы. Бронзовая ступка принадлежала местному аптекарю Клоду Морело.
Кухня работала для обслуживания пациентов и работников, а затем — Дома Престарелых, вплоть до 1985 года. Дом Престарелых размещался в двух домах больницы вплоть до 2014 года. Внизу протекает ручей Бузе, куда сливались отходы.
Алтарь напоминает о чуде Святого Хьюго, вернувшего к жизни двоих детей, умерших от чумы.
Гобелены, выставленные в зале святого Луи — шпалеры из Брюсселя Турне, в основном — начала 16 века. Самый ценный рассказывает о библейской истории Иакова. Здесь же: «Высший суд», «Тысяча цветов».
Музейные алтари не менее ценные. Полиптих 15 века, созданный по заказу канцлера Ролина, приписывается брюссельскому художнику Роджеру ван дер Вайдену. Это изображение Страшного Суда, этот алтарь открывали только в праздничные и выходные дни. На одном из алтарей Николя Ролен и Гигона де Салин преклоняют колени в молитве. Два алтаря, расположенных напротив друг друга — Благовещение и святые Себастьян (покровитель канцлера) и Антониус (покровитель больницы).
Помимо лекарей и Бога, в исцелении больных всегда играли важную роль вина. И как лекарства и как средства финансирования. Одна из частей больницы посвящена виноделию и винному аукциону «Больница Бона», который проводится ежегодно, в третье воскресенье ноября. На этом аукционе продается годовая продукция винодельни «Хоспис де Бон». Доходы от аукционной продажи, как и от билетов в музей, способствуют поддержанию зданий.
Часы работы:
с 1 апреля по 21 ноября ежедневно с 9.00. до 18.30.
с 22 ноября по 1 апреля с 9.00. до 11.30. и с 14.00. до 17.30.
Стоимость билетов:
взрослый 10 евро,
молодежный до 26 лет, семейный, социальный — 7,50 евро,
детский от 6 до 18 лет — 4 евро.
Адрес:
2 rue de L,Hotel-Dieu
BP 40104
21203 Beaune
+33380244500