Археологический музей древней Алерии

Музей Жерома Каркопино расположен в постройках форта Матра в городке Алерия. В нем хранятся удивительные находки из римского города — греческие и карфагенские монеты, кольца, пряжки, искусные масляные лампы, украшенные христианскими символами, аттические тарелки и мраморный бюст Юпитера-Аммона, 2 века.

Алерия, расположенная в центре побережья Восточной равнины Корсики, территории, открытой к Тирренскому морю и западному Средиземноморью, было заселено с древнего неолита (6600 лет до н. э. до 5 века до н. э.). Нынешняя «старая деревня» по-прежнему занимает часть холма форта Матра.

1 из 2

Этрусский и греческий периоды.

Некрополи:

Некрополи этого места известны благодаря обширным раскопкам, проведенным в период с 1960 по 1982 годы. Исследования возобновились здесь с 2019 года, в соответствии с современными археологическими методами.

В отдельном зале представлены этрусские бронзовые изделия, ювелирные изделия и доспехи 4–2 веко в. до н. э. Они были получены в этрусском некрополе, при раскопках. Современное состояние исследований человеческого поселения в Алерии позволяет определить, как жило этрусское поселение. Одна из целей новых археологических исследований на этом месте — определить основной компонент общества, присутствующий благодаря бракам, обеспечивающим политические союзы, что по-прежнему трудно поддается оценке.

Самые старые гробницы Алерии датируются концом 7 — началом 3 веко в. до н. э. и позволяют отнести их к этрусским поселениям благодаря некоторым приметам.

Прежде всего, общий план погребального пространства, сконструированный и монументальный, вокруг дороги, выходящей из города, направленной на определение границы между пространствами живых и умерших. Это позволяет организовать и спроектировать некрополь как настоящий город мертвых по образцу итальянских некрополей.

1 из 4

Второй признак — это использование архитектурной типологии «камерной» и коридорной гробницы, которые также отвечали религиозным нормам и погребальным традициям, характерным для этрусской культуры.

Наконец, выбор, лежащий в основе состава погребальных отложений, богатство мебели по количеству и качеству, вызванные ритуалы погребального банкета и симпозиума, а также надписи и граффити на этрусском алфавите и языке, подтверждающие происхождение культуры, породившей их.

1 из 2
Лев - Обозначение поля - гранеиц могильного участка.. Располагались у входа в погребальные камеры. Остатки краски свидетельствуют об окрашивании.

Этруски, один из самых религиозных народов древности, которые по словам Ливия, ценили «больше, чем какой-либо другой народ, соблюдение религиозных обрядов, потому что они преуспели в науке поклонения». Доктрина, касающаяся церемоний, связанных со смертью и погребением, не дошла до нас, тексты их современников и археология позволяют реконструировать эти практики.

В Древней Греции, оплакивание и погребение регулировались законодателями, как позднее то же самое будет и в римском обществе. Обряды вокруг усопших включают в себя комплекс практик, цель которых, прежде всего, уберечь оставшихся от травмирующих последствий смерти. Как общественный долг памяти для семьи, погребение в древности имело три основных этапа:

Во-первых, протезирование в момент смерти — обряд обнажения тела, сопровождающийся причитаниями и очищением дома. На третий день после смерти — шествие по траурному маршруту, позволяющее семье сопровождать умершего в его последний путь в мире живых. Колесница везла его к могиле в окружении погребальных приношений, с которыми он будет похоронен. Это будет место памяти, предназначенное для обеспечения единства и преемственности семейной группы даже после смерти. Наконец, на девятый день, семья собиралась у могилы. Это знаменовало конец официального траура.

1 из 2

Один из самых известных некрополей — некрополь Касабьянды. Известковый холм, обозначающий северную границу некрополя Касабьянды, объединяет самые богатые и старые гробницы, обнаруженные во время раскопок, проведенных в этом секторе. Окаймленный погребальным ходом, перпендикулярно ему образованы десяток камер. Среди них выделяется большая гробница 90. Обилие и характер мебели, хранящейся в сопровождении умершего, говорит о его статусе. Копание разворачивается на 9 метров: 3 ступени сразу переходят в дромос (коридор), протянувшийся на 2,20 и 1,85 в ширину, который продолжается после сужения, прямоугольным вестибюлем, в значительной степени более широким (2,65), чем длинным (1,85). Последний был покрыт на высоте 1,60 м голубовато-серым налетом, увенчанным красной полосой толщиной 11 см.

Толстая кирпичная стена, прислоненная во всю ширину задней стены, скрывала доступ в погребальную камеру, сама загороженная каменными блоками и осколками кувшинов. Украшенная так же, как и предыдущее пространство, крыша с двойными скатами укрывала три тела, разложенные на трех скамьях. Мужчину и женщину, у ног которых лежал ребенок, сопровождали более 160 ценных предметов, датируемых началом 5 века до н. э. Мужчина отличался многими атрибутами воина.

1 из 2

Этрусские чашки. 1. Керамика с черным лаком конца 4 — начала 3 веков. 2. Фигура пентаграммы, или пентакля, была широко распространена с древнейших времен с апотропным значением (отвращающим невезение), которое постепенно приобрело сложную магическую символику. 3. Вырезанные, иногда неуклюже, одной и той же линией и без ручки чаши, что делает их непригодными для использования. Можно предположить, что эти фигуры, созданные во время погребального приношения, предназначались для защиты умершего в потустороннем мире, от пагубного воздействия. 4. Пунический кулон. Стекло, 5 век до н. э.

Божества:

Смешиваясь с верованиями космического типа и религией природы первоначала, идея потустороннего принимает у этрусков весьма различные формы хтонического мира, населенного многочисленными демонами. (от греческого «daimon», «гений» на латыни, термины, обозначающие полубожественных существ, с иногда животными чертами. Основная функция этих демонов — сопровождать умерших в загробный мир.

1 из 2

Чару, или Чарун, синеокий демон, который в первую очередь гарантирует этот переход, и Вант, его двойник — женщина, являются божествами множественной природы. Их одевали в короткий хитон с подтяжками (одежда путешественников), обутыми в эмбады (сапоги), с факелами, оружием (молот, топор, меч), ключами и змеями, животными — хтониями чаще всего. Тухулча, получеловек — полуптица, вместе с Чару занимает ведущую роль в этрусской демонологии как похититель умерших.

Фигуры женских Божеств, ведущих колесницу, часто изображали между 4 и 2 веками до н. э., они остаются чаще всего анонимными. Чаще всего их изображали на этрусских вазах, или на урнах, вырезанных рядом с усопшим. Традиционно им приписывается имя Ласа, но это не верно, в этрусских мифах так называли нимф, полубожеств воды, гор, лесов, и других природных проявлений.

1 из 2

Изображения на вазах краснофигурной керамики 320–275 гг. до н. э. очень разные.

Сцена, изображающая свернувшегося кольцом дракона, наблюдающего за скованным обнаженным мужчиной: это могло представлять собой наказание Пирифоя. Спустившись в Аид, чтобы похитить Персефону, жену Аида, Пирифой попал в плен к Аиду, был навечно прикован к скале.

Четырехцветная апотропная маска, возможно, изображающая Бога Беса. Этот джинн, чей невзрачный вид был призван отпугивать злых духов, возник в египетской мифологии и впоследствии широко распространился в эпоху финикийско-пунического влияния.

На одной из ваз изображена упряжка из двух грифонов, тянущих колесницу во главе с крылатой фигурой, которая могла быть Эротом, который часто появляется на этрусских вазах.

1 из 2

Археологические исследования и прежде всего изучение погребальной иконографии позволяет сформулировать гипотезы относительно этих укоренившихся верований. Первоначальная этрусская религия выражена иконографическим репертуаром, тесно связанным с протоисторической традицией континентальной Европы. Это форма религиозности, возникающая в результате наблюдения за природными явлениями, сублимированными в схематических и геометрических изображениях солнца (круг, спираль, солнечное колесо, свастика, крестообразный знак) или водных птиц (схематический рисунок, знак «S»), которые вызывают вечный цикл звезды и миграционный путь живых существ. Затем водные птицы становятся существами — психопомпами — спутниками души — обеспечивая космическое воссоединение между землей (и душой) и небом.

С 6 века появляются эсхатологические верования, характерные для средиземноморского мира, в частности, греческого. Представление о потустороннем мире подземного царства (chtonion по-гречески, или inferus на латыни), переданное нам греческими мифами, распространенными в Этрурии поэзией, трагедией и изображениями на вазах, получает прямое выражение.

1 из 2

Захоронения:

Прочно зарекомендовавший себя в греческом мире со времен Гомера ритуал обнажения тела (протеза) подчиняется солонианскому законодательству, а затем платоновскому, которое по санитарным соображениям учреждения, устанавливает максимальный срок в один день между началом протезирования и отправлением колонны экфоры и из соображений приличия ограничивает публичное проявление траура.

Семья, чье участие в похоронах четко регламентировано, заботится о посмертных обрядах. Именно женщины моют и готовят труп к последнему путешествию. Они также несут ответственность за погребальные причитания.

Если это различие ролей кажется хорошо установленным для греческого мира, то оно, вероятно, было более гибким в случае этрусской культуры. Погребальные изображения этрусского мира (скульптуры, рельефы и картины) изображают как женщин, так и мужчин, положивших руки на сердце или поднятые к голове в жестах соболезнования. Точно так же, если справа от кровати (клине) почти всегда изображается женщина, то в протезировании участвуют люди обоих полов, а иногда даже дети. Присутствие людей разного статуса, пола, возраста, социального положения, вероятно, свидетельствуют об участии в обрядах всей общины, а не только семьи.

Вторая Гробница, предметы из которой представлены в музее — Гробница Ламаджоне. Это обширный превентивный археологический проект, который привел к открытию в 2018 году важного римского некрополя неподалеку от Алерии. Примечательная особенность: этрусская гробница 4 века до н. э. собрала вокруг себя эти более поздние захоронения.

1 из 2

Захоронение женщины:

Вырытая прямо в грунте, она представляет собой длинный коридор, к которому несколько ступенек ведут в яйцевидную погребальную камеру. Место последнего успокоения женщины, вероятно, высокого социального положения, в ней собралось множество предметов быта, которые должны были сопровождать умершую в Загробный Мир. Она лежала на спине, головой на восток. Церемониальная посуда (ценохои, кернои, эпихизисы, кубки) сопровождалась грудой обычных тарелок, в которые были помещены съестные приношения. Комплект завершали характеристики женских могил, туалетные принадлежности (парфюмерные вазы, зеркала), кольца и пара золотых серег.

После очищения, омовения и надушения маслами и бальзамами различного происхождения (роза, ирис, ладан) тело готовилось к выставлению (протезирование), затем шествие (экфора) перед помещением в могилу (погребение).

Омовение тела должно было освободить его от скверны, физической и моральной, перед лицом последнего путешествия и жизни в Загробном мире. Это была форма ритуального очищения, которая также имела утилитарную функцию сохранения тела при подготовке к похоронам и его погребению.

Тело женщины украшали драгоценностями (ожерелья, браслеты, кольца, серьги), ее одежду тоже украшали (фибулы, булавки, пояса, кольца), волосы украшали булавками, повязками, цветами и шапками. Туалетные принадлежности, такие как духи, расчески, зеркала, косметика, коробки, принадлежавшие умершей, также могли быть размещены рядом с телом. Предметы, олицетворявшие социальную и экономическую роль женщины, также сопровождали ее в последний путь.

1 из 2

Захоронение мужчины:

В шествии (экфоре) умершего сопровождали предметы, которые представляли его социальную роль в семейной группе и обществе в целом. Эти предметы хоронили вместе с телом, чтобы сопровождать его в жизни после смерти.

Символы взрослой жизни мужчины, такие как бритва, нож, символы социальной и общественной роли человека, такие, как оружие (ножи, мечи, махайрай, топоры, шлемы и щиты) и владение лошадью (хамначменты), знаки аристократии, клали в погребальную камеру в непосредственной близости от умершего или прямо на его тело.

Другие предметы и подношения, напоминающие об обрядах, проводимых во время похорон, таких как банкет и симпозиум, были помещены в центральное пространство погребальной камеры. В случае с Алерией эти предметы находились у подножия скамеек, вырытых вдоль стен и предназначавшихся для тел умерших.

Неотъемлимая часть этрусских церемоний, связанных со смертью, поминальный пир, предназначенный для чевствования умерших, чья душа, как считалась, присутствует, для нее оставляли пустующее место. Второе назначение пира — восстановление гармонии в группе путем укрепления социальных связей между оставшимися.

1 из 3

Пир:

В повседневной жизни этрусков пир был символом принадлежности к социальной элите, обрядом совместного проживания (конвивиума). Фактически только аристократическое сословие могло позволить себе устраивать роскошные приемы, во время которых гости, мужчины и женщины высокого ранга, ложились попарно на кровати (клина) или скамьи, ели мясо (сундейпнон) и пили вино (симпосион) вместе, а музыканты и танцоры сопровождали церемонии музыкой и танцами.

Этрусская гробница с залом, репродукция домашней архитектуры, иногда вплоть до деталей убранства, сама по себе представляла собой постановку этого заключительного пира. Остатки пищи, сопровождаемые возлияниями, подносились умершему и помещались в гроб вместе со всеми предметами и посудой (керамической, брогзовой, реже — серебряной или золотой), необходимыми для осуществления обряда.

1 из 2

Музыка:

В этом зале музея звучит музыка, воспроизведенная из трех редких музыкальных фрагментов, дошедших до нас из Древней Греции, сохранившихся на нескольких папирусах и мраморных плитах эллинистического периода, или, иногда благодаря более поздним документам, скопированных в Средневековье, Эпоху Возрождения и барокко.

В греческом и этрусском мире музыка играла очень важную роль, о чем свидетельствуют многочисленные представления, интегрирующие ее в повседневную жизнь. Это была основа пьес, эпических сказаний, дошедших до нас из греческого мира, но утраченных из этрусского мира. Известны этрусские и греческие инструменты (лиры, китары, аулы, одинарные и двойные рожки, гидравлические органы) благодаря множественному изображению на вазах, погребальным росписям и урнам с изображением повседневной жизни архаического, классического и эллинистического периода.

Древняя музыка, должно быть, писалась редко, мнемотехника играла очень важную роль в передаче текстов и звуков. Греческая музыка при написании использовала две системы обозначений: инструментальное обозначение, происходящее от архаичного алфавита; и вокальная запись, в которой использовались буквы ионического алфавита. Ритм, лишь изредка обозначаемый графически в дошедших до нас фрагментах, в большинстве случаев выводится из текстов.

1 из 3

Римский период.

Во время Первой Пунической Войны, конфликта между Римом и Карфагеном (264–241 гг. до н. э.) Корсика подвергаетсмя нападению, а Алерия захвачена полководцем Луцием Корнелием Сципионом в 259 году до н. э. Остров входит в сферу влияния, прежде чем стать в 227 году до н. э. единой провинцией, управляемой магистратом, назначаемым в Риме.

Во время завоевания острова в 259 году до н. э. Алерия становится административной столицей, и, следовательно, находится в центре установления нового римского экономического и политического порядка. В 70 году до н. э., Рим доминировал над большей частью западного Средиземноморья — Сицилия, Сардиния и Корсика — его старейшие провинции, объединенные в контексте Пунических войн в 3 веке до н. э.

Рим, обеспечивший контроль над Корсикой и Сардинией, чтобы гарантировать свою безопасность в Тирренском море, основу его гегемонии, естественно, стремился монополизировать основные богатства острова: зерно, рыбу, соль, мед, полезные ископаемые, пробку, корабельную древесину.

Распространение римской цивилизации на острове означало, что налоги и реквизиции для островитян породили коррупцию. Например, в 55 году до н. э., Марка Эмилия Скавра, зятя Суллы, судили за то, что он сколотил скандальное состояние за счет местных: его защищали 6 адвокатов, включая Цицерона, и он получил оправдательный приговор.

1 из 4

Восстания:

Завоевание, основанное на чрезмерной эксплуатации богатств острова, не могло не привести к активному сопротивлению.

«Корсиканские горцы живут грабежом. Всякий раз, когда римский полководец возвращает некоторых из них в Рим, в рабство, это особенное зрелище — видеть их свирепость и их глупость; либо они убивают себя, либо их непослушание и их глупость утомляют своих хозяев до такой степени, что они заставляют их сожалеть о цене, какой бы малой она ни была, за которую они были куплены». Страбон, «География».

Противостояние между римлянами и коренными народами растянулись на несколько столетий с бесконечными восстаниями, порождавшими плен и рабство островитян. Впоследствии романизация происходит не кровью, а миром. Считается, что остров был умиротворен только в 163 году, что не мешало населению развивать социальную жизнь в соответствии с более ранними образцами, структурированными в географическом контексте и политических формах, характерных для Протоистории. Некоторые племена получили особое внимание, и жили согласно особым договорам, особенно ваначини, чье название говорит о лигурийском происхождении.

Корсика и Сардиния очень рано вызвали алчный интерес римлян. Понимание этой константы вряд ли возможно иначе, как через анализ геополитических реалий, характерных для западного бассейна Средиземноморья. Стратегически Тирренская дуга рассматривается как единое целое с особой привлекательностью унитарного характера этих двух островов; самые последние работы, посвященные историко-правовым, эпиграфическим и археологическим аспектам, показывают это, по крайней мере, для конца республиканского периода и начала Ранней Империи.

В 6 веке они перешли под прямой контроль императора, предположительно из-за пылкого характера их жителей. Более спокойные провинции находятся под властью Сената.

1 из 3

Романизация:

Управление огромным миром без обеспечения сотрудничества народов невозможно. Чтобы способствовать интеграции всех союзных и покоренных народов, римское гражданство было необходимо как цемент единства. Если Римская Империя смогла просуществовать, то этот ее успех явно связан с ее открытой концепцией гражданства. Перепись 70–69 годов составляет основу. С этого момента все свободные люди полуострова становятся гражданами. Однако в Риме между 1 и 3 веками нет ничего от демократии: гражданство никоим образом не основано на принципе равенства между гражданами, оно определяется рождением и богатством.

В значительной степени долголетие Рима объясняется интеграцией покоренного населения, и особенно его элиты в соответствии с эпизодом завоевания. Без этого компонента ни одно господство не выиграло бы. Это заметное отличие от политики, которой придерживались ранее, в частности, в греческих городах. Именно эта схема применяется на Корсике, способствуя интеграции элит в пространстве нескольких поколений.

1 из 3

Между Империей Августа с 27 года до конца правления Каракаллы в 212 году, римские владения простирались далеко за пределы Средиземноморья в Европу, Северную Африку, Ближний Восток. Это расширение — прежде всего заслуга легионов. Рим был создан силой меча, но его армия знала постоянную эволюцию, по политическим причинам порождающую экономические колебания. Армия (exercitius) состояла из легионов (legioes) и вспомогательных войск (auxilia). Во время завоевания Рим заключал договоры с побежденными, включая их участие в военных действиях с гибкими воинскими контингентами в соответствии с походами. Предоставление гражданства, дарованное Цезарем всем свободным жителям, знаменует конец этого уклада. Рим требует контингентов от покоренных народов.

Алерия была важна для римлян, так как находясь недалеко от реки, ее земли были очень плодородны. Формирование городского центра приводит часть островного населения в контакт с колонизаторами, таким образом формируя месьа встречи новых граждан. Аллерия совершенно естественным образом была включена в круговорот культурного и торгового обмена римского Средиземноморья, о чем свидетельствуют многочисленные наземные и морские открытия последних лет.

Город, колония и столица провинции, Алерия существовала на протяжении всей Высокой империи и Поздней Античности, таким образом, долгое время оставаясь политическим, экономическим и военным центром Корсики.

1 из 2

Армия:

Армия поддерживает торжество законной власти в своей провинции, и когда легитимность императорского трона шатаеися или оспаривается, легионы активно вмешивались в политическую жизнь, для ее безопасности, управления, развития инфраструктуры.

До 212 года, по окончании службы (от 20 до 26 лет для легионеров, а для вспомогательных войск и матросов дольше), воины получали денежное вознаграждение, а те, которые все более и более многочисленны во все более сложной Империи, не имеющие Римского гражданства, получали его. До 140 года денежное пособие предоставлялось детям, рожденным во время службы, при этом данное положение распространялось и на тех, кто родился до призыва в Армию его отца.

Септим Север (193–211 годы) предоставил солдатам право жениться и жить вне лагеря вне часов службы. Официальный документ, прослеживающий карьеру солдата и содержащий имена различных свидетелей назывался honora missio. Этот военный билет хранился в Риме.

Рим, восходящая держава, должен освоить морское пространство, чтобы развиваться, и Корсика, благодаря своему расположению, представляет собой геостратегическую ставку для этой зарождающейся талассократии.

1 из 3

Судя по молчанию историков, римский флот не имел большого значения. Его история начинается примерно в середине 3 века. Во время Первой Пунической Войны в 261 году до н. э., карфагеняне перенесли конфликт на море, надеясь переломить ход войны, и поэтому римский сенат начинает вкладывать деньги в строительство Мизенского флота. Его фундаментальная задача — защита Рима, и всего полуострова. В Тирренском море Рим размещает свои корабли на различных второстепенных базах: в Риме, Остии, Чивитавеккье, Корсике и Сардинии. Его контроль осуществляется над всем западным бассейном, в то время как флот Равенны обеспечивает восточную часть с подразделениями Греции и Сирии.

Четыре века присутствия на Корсике римского флота создали морское сообщество, отражающее космополитический характер Римской Империи. Рим, за редким исключением, не прибегал к рабам для обучения экипажей своих военных кораблей. При Империи морских пехотинцев выбирали только из свободных провинциалов, не являвшихся римскими гражданами. Корсиканцы были интегрированы в эти военно-морские силы, о чем свидетельствует бумага (папирус), обнаруженная в 1916 году, выданная моряку в конце срока его службы (документ утерян).

1 из 2
Эпитафия Лулия Муммия, писца Мизенского флота. Найдена в 1963 году.

Моряки всегда стремились обеспечить достаточную глубину воды под килем своего корабля. Одним из наиболее важных инструментов на борту для навигации, для использования рулевым, являлись катапираты, или — морские зонды, позволяющие оценить глубину под килем. Этот щуп использовался при маневрировании на очень малой скорости, его опускали с наветренной стороны с учетом пути судна, чтобы линь оставался вдали от ошивки и чтобы при касании зондом дна линь находился по отвесу. В туманную погоду этот прибор являлся важным элементом наблюдения при стыковке. 

При правлениях императоров Нервы (96–98) и Домициана (81–96) существовали кавалерийские элементы на Корсике. Точное количество воинов на острове остается неизвестным. Тиберий в 19 году отправляет согласно Флавию Иосифу в его «Иудейских войнах» 4000 вольноотпущенных, возможно евреев, изгнанных из Рима, и зачисленных в армию в качестве вспомогательных для борьбы с островными разбойниками.

Помимо эпиграфики, находок, свидетельствующих о военном присутствии на острове, до сих пор мало.

1 из 2
Корабельный зонд. Свинец. Иногда делался из терракоты, реже из железа, или камня, усеченный, иногда полушаровидный, или более или менее цилиндрический, иногда колоколообразный. Он имеет небольшую полость в нижней части, которая, когда-то покрытая жиром, служит для сбора части морских отложений. Его вес позволяет сопротивляться воздействию течений, когда его бросают в море, он просто поддерживается веревкой, погружение которой рассчитывается при всплытии с использованием узлов, служащих ориентирами.

Находка оружия — редкая на Корсике, этот меч был найден в затонувшем корабле в бухте Порто-Ново. Наиболее символитчно то, что меч был брошен легионером на корабле, перевозившем мрамор. Это тип «Майнцский меч», который отличается более коротким лезвием — около 50 см, и более длинным острием, иногда он слегка сужается.

В целом, благодаря изучению барельефов, скульптур и других археологических находок, мы хорошо осведомлены об оружии и типологии мечей. Спата — длинный меч — был стандартным оружием для ближнего боя. Самые старые находки оружия на Корсике датируются примерно 175 годом. Длина лезвия была не менее 60 см, ширина 5 см, острие треугольное. Его режущие кромки параллельны, такой клинок может и рубить и колоть.

Третий тип — Помпеи — оснащен клинком около 40 см, его режущие кромки параллельны, а острие намного короче, чем у остальных, что делает его более маневренным.

1 из 2

Погребение:

Эволюция погребальных практик в Алерии римского периода известна благодаря недавним раскопкам некрополя Ламаджоне, большая часть исследований которых все ещ продолжается. Раскопки, расположенные недалеко от древнего города, проводились в 2019 году. Предварительный анализ находок позволяет наблюдать преобразования между серединой 4 до 3 веко в. до н. э. Исследовано более 140 могил в секторе, развивающемся вдоль дороги, ведущей в Алерию.

Перед ВМВ в римской гробнице в Алерии были найдены захоронения с набором предметов: в свинцовом саркофаге лежали зеркала, керамический кувшин и несколько черепков. 

Рядом находилась могила ребенка, сильно поврежденная вспашкой. Осталось дно ямы, длиной 0,75, и шириной 0,45 мтров. На южной стороне раскопа тело ребенка лежит на спине, головой на восток. У его ног лежала терракотовая бутылка. Недалеко от головы, на северном краю ямы, отложена кучка предметов, включающая подвеску для жгута, монету с отверстием, бронзовые колокольчики, глазчатые стеклянные бусины. Античные авторы рассказывают, что родители прикрепляли эти амулеты (крепундии) детям на шею, или вешали их на приспособлении, подобном сбруе. Эти погремушки использовались в частности, для их идентификации.

1 из 3

В следующей гробнице обнаружились залежи сожженных костей, остатков кремации и предметов быта. Этот способ захоронения умерших наблюдался во многих некрополях. Гробница установлена в четырехугольной яме, вырытой у внешней облицовки погребальной ограды, расположенной вдоль дороги. Выемка имеет длину 2 метра и ширину 0,87 метра, дно плоское, сохранившиеся стены вертикальные. Погребальный костер включал в себя связки кремированных костей, предметы, утонувшие в осадке, скрывающем мелкие фрагменты древесного угля и обгоревших костей. Он также включает обугленные остатки фруктов, которые кажутся целыми. Основание погребального комплекса окружено слоем гальки, служащим опорой для покрывающих его седловидных тегул. Затем плитки интегрируются в прямоугольный каркас из гальки, довольно неравномерные ряды которого связаны с землей в нижней части и с известковым раствором в верхней части. Относится это погребение к времени Тиберия, 34–35 гг. до н. э., сохранились два кувшина, стеклянная посуда и керамика.

Кремация — это метод обращения с телом умершего, практиковавшийся как в этрусском мире, так и в римском мире. При погребьении или кремации для древнего общества особенно важно, чтобы умершему и его семье было предоставлено место для ритуала и осуществления желанного и вечного общественного поминовения.

1 из 2

Кремации бывали двух видов. В первом случае место кремации устраивали в вырытой для этого большой прямоугольной яме, которая иногда может представлять собой окончательное захоронение, объединяющее кремированные предметы быта. Во втором случае большая часть костей удалялась в конце кремации. Коллекция аккуратно помещается во вкопанную в землю емкость, обычно в небольшой сосуд для хранения или в свинцовый сундучок. Архитектурное устройство также может защитить удаление обожженных костей (например, крыша, вставленная в сплошную каменную кладку). Вокруг останков тела расставлялись сопутствующие предметы: емкости для жидкостей — кубки, кувшины. Часть личных вещей умершего сжигали вместе с ним, а другую часть оставляли во вместилище костей.

В первых погребальных могилах времен Римской Империи усопшего помещали в деревянный ящик, прибитый в центре большой глубокой ямы. Среди железных гвоздей иногда находятся бронзовые. Это может быть магико-религиозная практика с благой целью, или, наоборот, с вредной. Помимо денежного залога, размещаемого на корпусе, сопутствующие предметы могли быть размещены внутри и снаружи. В предметах преобладали стеклянные парфюмерные флаконы. Духи использовались во время погребального туалета.

Впоследствии от деревянной опалубки отказались, усопшего заворачивали в ткань, и клали в узкую яму. Предметы погребения сводились к нескольким стеклянным бутылкам, денежному залогу и украшениям.

1 из 2
Эпиграфика на мроаморе 2 века.

Самые поздние погребения устроены в каменной опалубке из блоков, иногда скрепленных известковым раствором. Их тщательно закрывали плиткой или кирпичом. Вместе с покойником клали несколько стеклянных бутылок и монет.

Для археологии, за редким исключением, древним погребальным фактом является только погребенная часть могил. Время и человеческая деятельность чаще всего приводила к разрушению объектов, которыми была отмечена гробница в некрополе. Сохранение наземных архитектурных частей, более или менее монументальных в зависимости от социального положения умершего, на Корсике встречается редко. Несмотря ни на что, находятся стелы или таблички с надписями на местном камне или мраморе, часто повторно используемые в Средние Века задолго до того, как эпиграфисты собрали их в 19 веке.

В Алерии сохранились три гробницы с маленькими прямоуголниками с надписями. На тот момент они достаточно хорошо сохранились, чтобы их можно было осмотреть. Для всех, кто проходил перед гробницей, память об отдельном человеке или дажн о семье вызывали элементы, разложенные на земле, или закрепленные на стелле. Надпись, выгравированная на камне, обычно начиналась с посвящения гробницы Богам, и душам предков, прежде, чем сообщить о личности усопшего.

1 из 3

Религия:

Слово religio, обозначает на латыни законную форму отношений между людьми и божествами. Религиозная практика всегда предстает как дисциплина, навязанная человеку божествами. Римлянин живет «под присмотром» Богов, у каждого есть своя функция, но как ни парадоксально, он не должен стремиться установить с ними непосредственные отношения (в отличии от религий Востока). Тогда он был бы виновен в суеверии, т. е. в «анархической религиозности: всякое ясновидение запрещено». Только священники имею т право регулировать обычаи. Человек, увидев чудо, проявление божественной воли, тотчас прислушивалсмя к совету и делал выводы.

Дефиксио — обряд колдовства. Этот тип магии, также вызываемый табличками проклятия, был начат в Греции и Риме в 4 веке до н. э. Переводя устную традицию, таблички несут текст на вульгарной латыни, или иностранном языке: галльском, египетском, греческом, коптском).

На них писались оскорбления. Слово «колдовство» относится к латинскому «вилтус» — фигура, лицо, и означало оно восковые или глиняные фигурки, используемые в ритуалах, часто с элементами волос, ногтей, спермы, слюны или крови человека, которого хотят заколдовать. В Средиземноморских регионах найдено большое количество таких табличек. Ночной и тайный обряд сопровождения, практикуемый в изолированном месте, приводил к произношению заклинательных формул, предназначенных для римских, восточных или кельтских Богов, а также других, в зависимости от места, и все они связаны с подземным миром. Запрос также мог быть помещен в колодец или цистерну, которые, как считалось, открывают двери в хтонический мир.

1 из 3
Колдовские таблички.

Таблички делятся на 5 групп: судебные дела, в частности, для предотвращения или победы в судебном процессе; эротическая сфера, например, чтобы отклонить союз, считающийся аморальным; цирк и зрелища; клеветники и воры; и, наконец, направленные против экономических конкурентов. Эти проклятия изобилуют пожеланиями болезни и смерти.

Обнаруженный при раскопках амфитеатра небольшой бюст зрелого бородатого мужчины конца 1 века, имеет голову, окруженную повязкой из бусин, из которой выходят два бараньих рога, обвивающих ухо. Послностью сохранившаяся часть была вырезана на основании, а обработка спинной части плоская, что указывает на то, что статуэтка стояла у стены. Это пророческий Бог Юпитер Аммон, чье сложное греко-египетское происхождение лежит вокруг оазиса Сива, который стал особенно известен после того, как Александр Македонский посетил его в 4 веке до н. э. Греческие колонисты Ливии переняли его несколько позже, а с 3 века культ Зевса-Амона распространился на материковую Грецию, а затем Рим, где он стал Юпитером.

1 из 2
Фаллический амулет из медного сплава.
 

Между человеческим и божественным джинны — защитники были сверхестественными существами, ответственными за наблюдение за людьми, зданиями или кораблями, отражая злые силы. Это мог быть Палемон, сын Афамса и Левкофеи. В греческой мифологии, по свидетельству Павсания («Описание Греции»), сын Фрикса, которого мать бросила вместе с собой в море с вершины Скалы Молурид, иакже носил это имя. Он избежал смерти благодаря киту. Именно по этой причине он был назначен защитником портов, его имя иногда даже дается созвездию Геркулеса.

Римская религия основана на наборе политеистических верований, на которые сильно повлияли греческие и этрусские религии, с обрядами и институтами, первоначально сформированными примерно в середине 8 века до н. э. Эта модель распространялась в Риме до тех пор, пока ее не вытеснит распространение христианства.

С самого начала римская религия стала важным органом в Алерии: она никогда не была полностью свободна от политики. Власть Рима основана на его верности традиционной религии, которая до сих пор представляет собой большую политическую силу.

1 из 2
Масляная лампа Исиды римского периода.

Император:

Императорский культ представлял собой мощное связующее звено разрозненной и политеистической империи. Без этой сплоченности могущество Рима постоянно презиралось бы и оспаривалось народами, столь разными по своим привычкам, обычаям и верованиям. Церемонии были организованы в честь обожествленного императора, чтобы привлечь все социальные классы и объединить разные народы средиземноморского мира в общий культ, с процессиями, жертвоприношениями, банкетами, и всевозможными представлениями на арене или театральными играми. Эта привязанность к императорской фигуре была лучшим активом Римского мира.

В римском народе зародилась верав божественный характер некоторых выдающихся полководцев — диктаторов политической жизни, потому что они были победителями: Сципион Африканский, Марий, Силла. Героизируемый и в Греции, Гай Юлий Цезарь, создал вокруг себя легенду о божестве, следуя примеру Александра Македонского, связав свою генеалогию с Энеем и Венерой, чтобы обратить их харизму в свою пользу. Он сам избрал звание Великого Понтифика. Его статуя стояла в храмах Рима и народ присягал гению Цезаря. Для римлян любой человек, любой город (включая Алерию), любое коллективное образование, имело своего гения, вдохновителя и защитника своей жизни. Культ императорского гения хорошо засвидетельстван в этом столетии, даже в празднованиях, устраиваемых сенаторами. С самого начала империи Август (27 год до н. э. — 14 год) заложил основы императорского культа. Он обожествил Цезаря и этим апофеозом вознесся над людьми как его наследник.

1 из 2

Именно императорский культ делал представление об императорской власти эффективным. Однако, не настолько, чтобы подавить религию и заменить ее. С другой стороны, он служил полезным маркером для оценки романизации провинций и населения Империи.

Во многом из-за отказа поклоняться императору христиане подвергались гонениям: они ставили себя вне общего дела и угрожали единству Империи. Это действительно могло показатьсмя непостижимым, поскольку ни один Бог не просил граждан верить в него. Благочестие тогда состояло в исполнении ритуального долга, который не предполагал ничего иного, кроме как совершать обряды. Перед лицом смерти, в частности, каждый шел туда, понятия не имея о грехе или искуплении.

1 из 2

Монеты:

После первой, более чем 20-летней борьбы с карфагенянами, первой Пунической Войны (264–241 гг. до н. э.), Рим победил с господством на Сицилии, Сардинии и Корсике, где он прочно обосновывается.

Это первые римские колонии за пределами Италии, и новинка с денежной точки зрения. У римлян, конечно, были свои собственные монеты в течении нескольких десятилетий, но они были отлиты из бронзы, и настолько архаичны, а неаккуратны, разные по весу, что по сравнению с чудесными эллинистическими монетами были просто уродливы.

Тем не менее, они разработали валюту для торговли с греческим миром, литру, а также маленькую деноминацию, и именно они стали основой денежного обращения на Корсике с конца 3 до начала 1 веко в. до н. э.

В Алерии природа земли, холм миоценовой эпохи с преобладающим известняковым фоном, способствует сохранению монет, даже из плохого сплава: поэтому коллекция монет в Алерии примечательна своим богатством и совершенством.

До римских времен на Корсике не было ни греческих, ни этрусских монет, или их было очень мало, но в 3 веке до н. э. жителей Алерии познакомили с деньгами карфагенской чеканки. Эти финикийцы, обосновавшиеся в современном Тунисе, союзники этрусков, владели тогда значительной частью близлежащей Сицилии, и здесь можно найти монеты, отчеканенные по большей части на острове, говоря языком нумизматики — сикулопуническая чеканка. На этих серебряный и бронзовых монетах, имевших греческое влияние, на аверсе, в основном, изображена Богиня Танит, а на реверсе — лошадь в тени пальмы.

1 из 3
Бронзовая чеканка 1 века.

В возрождении прочтения города и его почв, посредством изучения археологических находок, профилактических раскопок, нумизматика занимает достойное место. Частично каталогизированная, но никогда не публиковавшаяся коллекция монет, найденных при раскопках на Корсике, в настоящее время пересматривается, что послужит основой для новых исследований.

Это множество бытовых мелких монет, которые можно было растерять, не беспокоясь о возвращении для их поиска. Однако, они очень интересны, потому что являются иллюстрацией жизни в городе, и его отношений со средиземноморским миром на протяжении пяти столетий.

Монеты, представляющие собой металлический диск, которые обычно чеканили, использовалась в Средиземноморье с момента ее появления на нынешнем турецком побережье в 7 веке до н. э. Самая популярная на Корсике — серебряная монета с изображением Юпитера на аверсе и надписью Романе распространена в самом Риме, где вскоре будет использоваться денарий (до 210 года).

1 из 3

Эта монета — сестерций — с изображением Нерона (приемный сын императора Клавдия, наследник Цезаря и Августа, завоеватель германцев, глава официальной религии, плебейский трибун, предводитель армий, отец стьраны — главное, ничего не пропустить) в конце его правления. На реверсе -Рома, Богиня — покровительница города, держит Победу и короткий церемониальный меч — паразониум.

1
Монета с изображением Нерона. 66 год дл н.э. На аверсе - портрет императора. Корона с лучами солнца.
Монета с изображением Нерона. 66 год дл н.э. На аверсе - портрет императора. Корона с лучами солнца.

Первый век до н. э. был ареной политических кризисов, жестоких войн, завоеваний и подрывов традиционных обществ, и денежных обычаев. Исчезли массалиетские чеканки, которые были распространены в южной Галлии. Этот конец многовековой чеканки, который привел к своего рода «денежному голоду», когда старые монеты, изношенные до каркаса, обращаются вместе с плохими заменителями (маленькие бронзовые изделия). В Алерии в период 100–30 гг. до н. э. было изготовлено всего около 10000 монет. Из этой ожесточенной борьбы, охватившей весь Средиземноморский мир, Европу, Северную Африку, Ближний Восток, появится хладнокровный персонаж, Октав, будущий император Август, настоящий политический гений.

Посреди стольких достижений, политических, социальных, экономических, военных, этот великий администратор, обладжающий талантом во многих областях, осуществил денежную реформу и нормализировал денежное обращение. В результате нее система выдержала испытание временем с несколькими довольно незначительными корректировками по всей Империи.

1 из 2
Оловянные слитки 1 века 40-60 годы.

Торговля.

Расширение Империи порождает очень активную торговлю по всему Средиземноморью. Этот обширный поток перевозит морем чрезычайно разнообразные товары, но в основном, продукты питания, сначала в Рим, а затем в провинции.

Грузы подразделялись на различные категории, состоящие в основном из сельскохозяйственной и рыбной продукции: зерновые, рыбу, вина, масла, рассолы. Были также продукты горнодобывающей промышленности: металлы, камни. Растительные ресурсы: древесина, пробка, смолы, специи. И продукты производства: керамика, строительные материалы, декоративные изделия.

1 из 2

По своему географическому положению, по режиму ветров, остров Корсика представляет собой часто обязательный этап в западном бассейне Средиземного моря, в том числе, по пути в Галлию и в Африку.

Некоторые римские кораблекрушения в водах Корсики предоставили ценную информацию о характере груза амфор. В амфоре Портиччио, раскопанной в заливе Аяччо, было найдено более 20 типов амфор, датированных серединой 3 века, со всего Средиземноморья и даже из Лузитании, современной Португалии, и из областей Черного моря.

При подсчете черепков, вероятно, прибывших с островов Эгейского моря и побережья Малой Азии, наиболее важными являются восточные винные амфоры, затем идут амфоры из африканских провинций — современного Туниса. Они содержали либо масло, либо рассолы. Встречаются амфоры из континентальной Греции, Египта, Ближнего Востока. Есть идентифицированные происхождения из островов Родос, Кипр, Сицилия, Хиос и Кос, побережья Киликии, окрестности Антиохии и даже районов Газы.

1 из 3

Инструменты:

Помпейский жернов из базальта римского периода, использовался для измельчения зерна.

Эти массивные жернова, использовавшиеся для измельчения зерна, являются предстаителями хорошо известной типологии в Помпеях. Согласно Плинию Старшему («Естественная история») который цитирует Варрона, с 1 века до н. э. этот вращающийся шлифовальный круг был изобретен в Этрурии. Он состоит из камня в виде яйца или песочных часов, покоящемся на массивном камне с конической вершиной. Большая модель, обнаруженная в Алерии, требовала тяги животных. На внешних сторонах отверстия квадратного сечения, снабженное центральной пластиной, прикрепляемое дюбелем к деревяшке, вставленной в отверстие. Именно к этой оси, образующей рамку, можно было впрягать животное или двух рабов, которые ходили по кругу. Такие жернова делались из вулканической породы или песчаника.

1 из 2

Еда:

Кулинария начинает рассматриваться как искусство (по определению Ливия) с 3 века до н. э. С греческими и восточными влияниями римская кухня разнообразится и улучшается после потребления каши и злаков, которые до сих пор составляли обычную еду вместе с фасолью, нутом, капустой. После скромного завтрака римляне мало ели.

Римляне использовали большое количество трав и специй: петрушка, огуречник, кориандр, укроп, фенхель, мята, тимьян, чеснок, чабер, майоран, редис, розмарин, шалфей, лук порей и лук шалот. В соусы добавляли мед, финики, изюм, чернослив, вино. Виноградный сидр, сгущенный и сваренный был популярен, так как дешевле меда. Потребление сыра подтверждено текстами. Что касается мяса, то на Корсике оно не было частым блюдом.

1 из 2

На Корсике потребление различных морских раковин восходит к мезолитическим обществам. Это практиковалось вблизи побережья, где легкий сбор позволял дешево кормить бОльшую часть общины. Видов морских продуктов было множество, явное предпочтение отдавалось устрицам (я их понимаю!).

Благодаря контакту с греками, римская элита пристрастилась к моллюскам, поскольку археологические находки на полуострове свидетельствуют об отсутствии раковин до 1 века до н. э. Значительно улучшив транспортные средства, римляне распространили этот товар далеко вглубь суши, Они были более устойчивые, чем морские гребешки, морские финики, и мидии. Мидии приправляли соусом из тмина и ели в сыром виде (как и сейчас, только с соком лимона).

1 из 2
Рыболовный крючок, иголка для пошива сети, медный сплав, римский период.

Влечение римлян к морепродуктам, подтверждается как древними авторами, так и археологией, которая подтверждает их описания. Рыба, омары, головоногие, морские ежи, черепахи и раковины являются предметом очень подробных изображений на мозаиках или фресках в богатых виллах.

Подобно вину, «трюфели Фетиды», как говорил Ювенал, вошли в разряд роскошных блюд, составив по всей Империи символ хорошего вкуса римлян, их образа жизни, наряду с банями. В древности не занимались промышленным выращиванием устриц. Однако Плиний упоминает технику очистки, заключающуюся в размещении моллюсков, собранных в их естественной среде, в остриапиях, чтобы сделать их плоть более тонкой и нежной. Этот процесс был реализован в Алерии: естественная гавань, изолированная от моря, образующая Пруд Дианы, который простирался примерно на 570 га, стал местом выращивания двустворчатых моллюсков. Раковины, покоящиеся на дне, находились в соленой воде. Они претерпевали колебания температуры и солености из-за вклада ручьев. В этой солоноватой среде устрицы быстро росли: теперь за 12 месяцев они достигали нормального коммерческого размера.

Римляне передавали свои кулинарные вкусы по всей Империи, а это означало, что наблюдалась генерализация потребления этого моллюска. Т. о.ю, плоские устричные раковины — единственные, которые можно встретить в бассейне западного Средиземноморья, а также на побережьях Римской Галлии, были обнаружены на многих территориях современной Франции, в современных Швейцарии и Германии (в Трире). Это свидетельствует о том, что моллюски прибывали в пункт назначения живыми. Они продавались в корзинах, остатки которых были найденв в Шартре. Плиний Старший рекомендовал класть устрицы в лед, и описал сооружение, предназначенное для этой цели, с чередованием зимнего снега, утрамбованного, а затем покрытого соломой. Покупка снега зафиксирована имперской администрацией: поступающий из Албании снег хранился в колодцах Рима до лета.

1 из 3

Зрелища и гры.

«Хлеба и зрелищ». Цирковые зрелища укрепляли сплоченность народа. Театры и амфитеатры были частью монументальной архитектуры городов Империи. Они помогали ассимилировать население к римской культуре и олицетворяли имперскую власть. Все жители собирались, чтобы поучаствовать в поклонении римским Богам и Императору.

Они имели такое же значение, что и памятники, и сражения, финансировались государством и бесплатно предлагались богатому населению, привлекая благосклонность людей, которые вспоминали о щедротах, когда приходило время выборов. В 107 году, император Траян ознаменовал свой триумф над даками, устраивая в течении 123 дней баснословные зрелища, во время которых было убито 11 тысяч домашних и диких животных. Чуть позже, Антоний Благочестивый, в честь своего десятилетия (правления) в 148 году, использует слонов, гиен, тигров, носорогов и крокодилов. «Мир за счет досуга».

Амфитеатр Алерии, расположенный на окраине города, является одной из загадок Алерии. Неизвестно, была ли эта арена для гладиаторских боев, или специальных шоу. Из-за скудости животного мира Корсики, в представлениях участвовали кабаны, олени, мароны и муфлоны, зайцы.

Кости домашних животных использовались для игр, например для метания — пентелиты, от греческого «пента», что означает «пять» и «литос» — камень.

1 из 4

Одежда:

Время стерло органические остатки материалов, из которых шилась одежда: шерсть, лен, конопля, кожа, иногда -шелк и хлопок, импортируемые из Индии и Китая.

Многочисленные пряслица напоминают искусно драпированные прямоугольные куски ткани, иногда довольно длинные, тип и износ которых несут в себе социальный след: стОлы (туники, составлявшие основную одежду, использовавшуюся уже этрусками), тоги (термин, происходящий от латинского tegere cover), палла (шали), строфиум (шарф, свернутый поверх туники для поддержки женской груди), вуали.

1 из 2

Археологические находки, такие как гири для ткацких станков, прялки, веретена, иглы, полированная галька, свидетельствуют о ткацкой деятельности, а также о дублении.

Кожа использовалась для изготовления солеи — открытых сандаоий, или кальци — закрытой обуви в их различных формах.

Шерсть, самое распространенное волокно, как и кожа. Их обезобезжиривали мочой, собранной в общественных уборных.

В домашнем пространстве занятия ткачеством и вышиванием являлись прероготивой женщин, хозяек дома.

Окрашивание тканей требовало предварительного использования закрепителя, такого как железные квасцы, различные натуральные пигменты животного или растительного, или морского происхождения. Это редкое и дорогое сырье, такое как скорлупа мурекса (фиолетовая), шафран (желтый), кошениль (красный и розовый), лавр, шелуха грецкого ореха, позволяли получить широкую цветовую гамму.

Украшения, завершающие наряды, найденные в Алерии, были из металла, в том числе из золота, с жемчугом, для диадем, серег, брошей, подвесок, браслетов на руки и лодыжки, колец.

1 из 6
План бань.

Бани.

Следует быть осторожным, чтобы не переоценить благотворное влияние регулярной практиктики ванн, которые могли улучшить запах завсягдатаев без снижения риска инфекционных заболеваний из-за отсутствия достаточного количества свежей воды.

Многие из бань были рассадниками паразитов всех видов. Были не только кишечные паразиты, распространенность которых, казалось, увеличилась с приходом римлян, но несмотря на банную культуру, в равной степени были распространены эктопаразиты, такие как вши и блохи. Отсюда уже можно сделать вывод, что эти заведения резонировали с более плотным человеческим присутствием: их расположение касается восточной части острова.

На Корсике это пристрастие к ваннам сохранялось и росло по мере распространения вглубь страны римской цивилизации. Организация бань (оподитарий, фригидарий, тепидарий и кальдарий) одинаково по всей Империи.

Поражает устройство бани — двойные стены с внутренним утеплением, трубы, разводки, утепленные полы.

1 из 3

Начиналась баня с гардкробной 9прямо, как театр) — аподитарий, затем шла палестра — открытое пространство для занятий спортом и интеллектуальных занятий, потом туалеты и помещения для сухих и влажных бань. Потом внутренние помещения с бассейнами, покрытые специальной плиткой, иногда — ванны.

На стенах сохранилась многоцветная штукатурка, белые, красные и синие цвета.

Сохранились в банях Алерии и предметы ухода: щипчики для удаления волос, чашки с носиками для интимного мытья, деревянные сабо для хождения по горячему полу, и множество стеклянных сосудов.

1 из 4

Жилые помещения.

В частной собственности комфорт, адаптированный к средиземноморскому климату, мебель, замки, двери, ручки, известны нам по находкам Помпеи и Геркуланума. Последние позволяют восстановить полную форму, виды слесарных работ. В Алерии тоже найдены предметы быта, но в гораздо меньшем количестве.

Дома в Алерии были организованы по стандартной модели, общей для всего римского мира: вокруг центрального внутреннего дворика, атриума, распределялись все комнаты дома. Снаружи стены были глухими, поэтому свет шел только из атриума.

На земле располагался небольшой бассейн, собирающий дождевую воду с четырехскатных крыш.

1 из 3

В доме также была кухня — кулина, спальни — кубикулы, и хортус — сад, возле которого римляне устанавливали перголу, часто заросшую растительностью.

В большом доме добавлялась столовая, где ела семья. В центре находился стол с посудой, по периметру ставились скамейки, на которые рассаживали гостей.

Входная дверь открывалась в вестибюль, часто украшенный мозаикой, ведущий в атриум. Уборные примыкали к кухне, что бы кухонный сток воды проходил через них.

Начиная с Республики, под влиянием греческой модели, у дома был еще один внутренний двор — перистиль, изолированный занавеской или деревянной панелью в форме гармошки, образующий рабочее пространство для хозяина.

1 из 3

Во времена Империи дом украшали мрамором. Его привозили из каррары, о чем свидетельствуют обломки из Алерии.

Отопление было самым слабым местом дома в Алерии: здесь не было гипокауста, который присутствовал в северных провинциях, хотя окна стеклились.

Вот такой музей крошечного городка. Я проходила по нему около двух часов, а описывала его два месяца!

1 из 4

Часы работы:

с середины мая до сентября ежедневно с 8.00. до 12.00. и с 14.00. до 19.0.

с октября до середины мая с понедельника по субботу с 9.00. до 16.30.

 

Стоимость билетов:

взрослый 4 евро, льготный 3 евро, дети до 10 лет бесплатно.

 

Адрес:

Fort de Matra, 20270 Aleria

1 из 3

 

Цикл материалов "Корсика, Франция."

  1. Хождение к трём морям. Заповедник Скандола, ущелье Каланки, малютка Пиано и менгиры Филитозы
  2. Хождение к трём морям. Порто, Корсика
  3. Хождение к трём морям. Итальянский Бонифачо на французской Корсике
  4. Хождение к трем морям. Генуэзская Корсика — Бастия
  5. Хождение к трём морям — озеро Толла и археологическая Алерия
  6. Хождение к трём морям. Корсика. Аяччо
  7. «Глубокой тьмой покрыты первые века Корсики». Проспер Мериме
  8. Ущелье Каланк, Корсика
  9. Скалы залива Бонифачо
  10. Ветер, волны и солнце — лучшие художники
  11. Музей Феша в городе Наполеона, итог
  12. Залы Наполеона Искусство Рима 18 века в музее Феша. Часть 1
  13. «Рим в начале 18 века». Часть 2. Музей Феша
  14. Музей Феша, Аяччо. Какой портрет, какой пейзаж. И натюрморт. 15 -19 века
  15. Музей Феша, Аяччо. Религиозная живопись 14-18 веков
  16. Замечательный музей всего — часть 1
  17. Замечательный музей всего — часть 2
  18. Археологический музей древней Алерии
  19. Дворец мороженого со знаменитыми кондитерами, где мы ели морепродукты
  20. Красиво, дорого … и так себе
  21. Прощальный корсиканский обед
  22. Очаровательное место с отличной едой (и огромными ценами)
  23. Итальянцы на Корсике

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей Жерома Каркопино

Fort de Matra, 20270 Aléria, Франция Подробнее об объекте