В музей идти не планировала, но с утра был дождь. Как оказалось — нам повезло!
В музей идти не планировала, но с утра был дождь. Как оказалось — нам повезло!
Кардинал Жозеф Феш, дядя жены Наполеона, был епископом Лиона, и использовал все свое положение для приобретения множества картин, многие из которых были добычей французских войск в Голландии, Италии и Германии. В число его даров городу входят картины французских и испанских мастеров 17 века, но больше всего привлекают работы итальянских художников — Рафаэля, Тициана, Беллини, Веронезе, Боттичелли.
Кардинал Феш родился в Аяччо, в 1763 году, он был родным дядей Бонапарта Наполеона, брат его матери. Именно Наполеон помог ему достичь таких высот в церковной иерархии. А должность позволила за время Наполеоновских войн собрать коллекцию из 3000 картин. К слову сказать — он их покупал (учитывая. что до того как он стал священником, он работал в военном ведомстве, откуда был уволен за взятки и вымогательство). Это он совершил церковное венчание Наполеона с Жозефиной, накануне коронации (гражданский брак был заключен ранее). За что и получил титул Графа, звание Сенатора Великого Капеллана Франции. Позже он получил еще кучу званий и должностей, но возмутился непочтивым отношением Бонапарта к Папе Пию Девятому, за что племянник сослал его в Лион.
(статуя Кардинала Феша во дворе музея).
После поражения Наполеона, он вместе с сестрой Летицией (матерью Наполеона) бежал в Рим, где и провел всю оставшуюся жизнь. Когда он умер, бОльшая часть коллекции была продана, и по его завещанию, выручка ушла на благотворительность. Самую дорогую картину Леонардо да Винчи «Святой Иероним» выкупил Папа Пий Девятый, заплатив 2500 тысяч франков.
А отставшаяся часть коллекции послужила основой для музея в Аяччо.
Коллекция кардинала Феша, завещанная городу Аяччо, состояла в основном из итальянских картин с конца 14 века до начала 19 века, что делает музейную коллекцию одной из самых важных коллекций итальянских картин во Франции.
К этому важному фонду были добавлены портреты и скульптуры членов семьи Бонапартов, и самого Наполеона.
В музее также представлены литургические предметы, и предметы быта, принадлежащие кардиналу.
Эти различные произведения искусства составляют основу коллекции, которая впоследствии была обогащена благодаря нескольким пожертвованиям и наследствам, например, Феликса Бачокки в 1866 году, герцогу Тревизо в 1892 году, Жерому Наполеону в 1897 году, семье Ротшильдов в 1889 и 1909 годах, барону и баронессе Вогнсгаард в 1974 и 1992 годах, и Франсуа и Мари-Жанне Олландини в 2007 и 2009 годах.
Граф Феликс Бачокки был внучатым племянником принца Феликса Бачокки, мужа Элизы Бонапарт, сестры Наполеона. Во времена Второй Империи, он стал Первым Камергером Наполеона Третьего, управляющим придворными представлениями, и театрами Империи.
У него была богатая большая вилла, построенная в Каннском районе Аяччо (сегодняшний лицей Сен-Поль). В 1866 году он завещал городу Аяччо шестьдесят четыре картины, в частности, современные работы, приобретенные в Париже, некоторые образцы которых можно увидеть здесь. В честь своего благодетеля город заказал у Виталь-Дюбре, уже автора памятника во славу кардинала Феша (во дворе дворца), бюст графа.
Нулевой этаж посвящен Наполеону, корсиканским картинам и временной выставке «Рим 18 века». Наполеоновская коллекция создавалась с 1839 года, благодаря различным завещаниям и пожертвованиям. Она богата портретами, в основном, из завещания кардинала Феша, основными из которых являются полотна, написанные Франсуа Жераром.
Корсиканская живопись как отдел музея родился полностью из государственных пожертвований, и из произведений, относящихся к Корсике, приобретенных в Салонах Изящных искусств, и благодаря щедрости многих дарителей. Раздел предлагает обширный обзор островной живописи, от академизма конца 19 века до реализма или живописного видения художников первой половины 20 века.
Два этажа, посвященных итальянской живописи, лучше посещать, начиная со второго уровня, картины выставлены в хронологическом порядке. От золотых фондов 14 века до римской живописи 18 века, музей особенно богат произведениями итальянского 17 века, представленными во всех аспектах (от караваджского реализма до красочного изобилия барокко) всех жанров (от запрестольных образов до натюрмортов, включая пейзажи и портреты), и всех итальянских школ того времени.
Первый этаж посвящен итальянским мастерам 16–18 веков.
Второй этаж занимают картины итальянских мастеров 14–17 веков.
Итальянская живопись и зал Наполеона здесь: https://klaudia.tourister.ru/photoalbum/49917
Портреты, пейзажи, натюрморты здесь: https://klaudia.tourister.ru/photoalbum/49698
Самые старые картины — Позднего Средневековья. Примитивисты, которые работали между 1100 и 1400 годами. Их картины выполнены на деревянных панелях, они еще не использовали холст и не имели тюбиков с готовой краской. Им приходилось работать по дереву и создавать собственные краски. Это долгая и сложная работа. Они не писали голубые небеса, у них золотой фон, и это настоящее золото.
(старейшая работа музея — «Святые Варфоломей, Иаков, Симон, Екатерина Александрийская, Агнесса и другие святые». Умбрия, 14 век).
Среди картин заалтарной живописи, есть особенные, на мой взгляд, например, несколько картин со Святым Иеронимом. Святой Иероним был монахом, и его всегда изображают стариком с бородой и немного лысым. Это обычный художественный прием, чтобы показать думающего человека. Детали Святого Иеронима тоже зачастую повторяются: лев, череп, книга. Часто он изображается в красном, цвете епископов. На этой картине святой напуган трубными звуками, так как они означают, что Бог начинает суд — кому в рай, кому в ад. Череп говорит о том, что Иероним всегда помнит о смерти, которая когда-нибудь наступит. Иероним 4 года жил в пустыне отшельником, где его жалили скорпионы, он был постоянно голодным и мучился от жажды. Но, его мученичество в пустыне окончено, и Иероним приходит жить в монастырь. А лев напоминает о самой известной легенде: Однажды в монастырь забрался страшный лев. Все монахи начали кричать и разбегаться, кроме Иеронима. Он взглянул в глаза льву и тот внезапно успокоился, протянув монаху лапку. Оказалось, что в лапе сидела большая заноза, и Иероним вытащил ее. После этого, лев остался жить в монастыре.
(Либерале да Верона. «Святой Иероним и лев», Верона, начало 16 века).
Очень интересна, как мне кажется, серия Якопо да Эмполи (Якопо Кименти) «Возраст», написанная в 16 веке во Флоренции. Картины представляют собой этапы жизни. Детство, с маленькой, весело играющей девочкой. Юность, с девушкой, одетой в красивое платье принцессы. Зрелость, возраст матерей, на картине виден круглый живот под тяжелой одеждой. Старость, старушка, опирающаяся на палку.
В Средние Века религия играла очень важную роль в жизни людей. На Мессу ходили все, но речей священников на латыни, не понимал почти никто. Чтобы народ знал библейские истории, церковь заказывала картины, изображающие жизнь святых. Это своего рода «комиксы для неграмотных». И чтобы персонажи были узнаваемы, художники всегда одевали их одинаково. Дева Мария одета в синее и красное, и если, а=посмотреть на другие картины, то будет тоже самое практически везде.
(Николо ди Томмазо, «Мистический Брак». Флоренция, 14 век).
Эпоха Возрождения — прекрасный период для живописи. Художники начали интересоваться человеческим телом и изображать реальность. По сравнению с предыдущей, на этой картине Мария нежно держит своего малыша, как настоящая мать. Иисус здесь — настоящий младенец, которого нужно поддерживать (на старых картинах младенец стоит на ножках, что не реально). За ними настоящий пейзаж и красивая цветочная гирлянда, а не просто золотой фон.
(Сандро Боттичелли «Богородица с младенцем, поддерживаемым ангелом». Флоренция, 16 век).
Альбом о заалтарной живописи здесь: https://klaudia.tourister.ru/photoalbum/49645
В соответствии с темой главной выставки — Римом — небольшой выставочный зал посвящен работам современной художницы — Анне Виванте (Живая), под названием «Рим и тени, 18 век». Художественная карьера Анны Виванте, как квалифицированного археолога, всегда была сосредоточена на неодушевленных предметах. Ее работы над скульптурами и некоторыми архитектурными шедеврами, представленные на других выставках, побудила куратором La Grande Bellezza попросить дать свой взгляд на Рим 18 века.
Анна Виванте жила в Риме, но как и многие другие, не делала больших различий между Римом в стиле барокко и Римом в стиле рококо, несмотря на то, что отлично знала об их существовании. При научной поддержке Андреа Дзанеллы, сокуратора выставки, фотограф погрузилась в эти тонкие различия, чтобы предать их нам.
Таким образом, ее взгляд падал на фонтан Треви и лестницу Трините де Мон, но и на внутренние улицы и церкви, а также мелкие детали, вплоть до конной статуи Карла Великого в Ватикане, которую она считала «Самой уродливой из скульптур человечества», но при этом ее покорила деталь конского хвоста.
Часы работы:
июль и август по понедельникам с 13.30. до 18.00., со вторника по четверг с 9.00. до 18.30., пятница и суббота с 10.30. до 12.15., воскресенье с 10.30. до 18.00.
сентябрь — июнь: по понедельникам с 13.00. до 17.15., со вторника по воскресенье с 9.15. до 12.15. и с 14.15. до 17.15.
Очень сложный график работы, непонятно, к чему такая логистика.
Стоимость билетов:
взрослый 8 евро,
пенсионный от 65 лет 5 евро,
студенческий, с картой Аяччо 5 евро,
группы от 10 человек 5 евро на каждого посетителя,
до 18 лет, с социальной картой — бесплатно.
Адрес:
50–52 Rue Cardinal Fesch
20000 Аяччо
+33495262626
Рекомендую отвести на музей не менее 3 часов, чтобы осмотреть весь.
Спасибо за внимание!