Музей Феша в городе Наполеона, итог

В музей идти не планировала, но с утра был дождь. Как оказалось — нам повезло!

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Кардинал Жозеф Феш, дядя жены Наполеона, был епископом Лиона, и использовал все свое положение для приобретения множества картин, многие из которых были добычей французских войск в Голландии, Италии и Германии. В число его даров городу входят картины французских и испанских мастеров 17 века, но больше всего привлекают работы итальянских художников — Рафаэля, Тициана, Беллини, Веронезе, Боттичелли.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Кардинал Феш родился в Аяччо, в 1763 году, он был родным дядей Бонапарта Наполеона, брат его матери. Именно Наполеон помог ему достичь таких высот в церковной иерархии. А должность позволила за время Наполеоновских войн собрать коллекцию из 3000 картин. К слову сказать — он их покупал (учитывая. что до того как он стал священником, он работал в военном ведомстве, откуда был уволен за взятки и вымогательство). Это он совершил церковное венчание Наполеона с Жозефиной, накануне коронации (гражданский брак был заключен ранее). За что и получил титул Графа, звание Сенатора Великого Капеллана Франции. Позже он получил еще кучу званий и должностей, но возмутился непочтивым отношением Бонапарта к Папе Пию Девятому, за что племянник сослал его в Лион.

1
Музей Феша в городе Наполеона, итог

(статуя Кардинала Феша во дворе музея).

После поражения Наполеона, он вместе с сестрой Летицией (матерью Наполеона) бежал в Рим, где и провел всю оставшуюся жизнь. Когда он умер, бОльшая часть коллекции была продана, и по его завещанию, выручка ушла на благотворительность. Самую дорогую картину Леонардо да Винчи «Святой Иероним» выкупил Папа Пий Девятый, заплатив 2500 тысяч франков.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

А отставшаяся часть коллекции послужила основой для музея в Аяччо.

2
Жан Батист Карпо. Крадующаяся Флора, (Валансьен, 1827 - Курбевуа, 1875).
Жан Батист Карпо. "Крадующаяся Флора", (Валансьен, 1827 - Курбевуа, 1875).

Коллекция кардинала Феша, завещанная городу Аяччо, состояла в основном из итальянских картин с конца 14 века до начала 19 века, что делает музейную коллекцию одной из самых важных коллекций итальянских картин во Франции.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

К этому важному фонду были добавлены портреты и скульптуры членов семьи Бонапартов, и самого Наполеона.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

В музее также представлены литургические предметы, и предметы быта, принадлежащие кардиналу.

1
Музей Феша в городе Наполеона, итог

Эти различные произведения искусства составляют основу коллекции, которая впоследствии была обогащена благодаря нескольким пожертвованиям и наследствам, например, Феликса Бачокки в 1866 году, герцогу Тревизо в 1892 году, Жерому Наполеону в 1897 году, семье Ротшильдов в 1889 и 1909 годах, барону и баронессе Вогнсгаард в 1974 и 1992 годах, и Франсуа и Мари-Жанне Олландини в 2007 и 2009 годах.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Граф Феликс Бачокки был внучатым племянником принца Феликса Бачокки, мужа Элизы Бонапарт, сестры Наполеона. Во времена Второй Империи, он стал Первым Камергером Наполеона Третьего, управляющим придворными представлениями, и театрами Империи.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

У него была богатая большая вилла, построенная в Каннском районе Аяччо (сегодняшний лицей Сен-Поль). В 1866 году он завещал городу Аяччо шестьдесят четыре картины, в частности, современные работы, приобретенные в Париже, некоторые образцы которых можно увидеть здесь. В честь своего благодетеля город заказал у Виталь-Дюбре, уже автора памятника во славу кардинала Феша (во дворе дворца), бюст графа.

Габриэль Виталь-Дубрэ (Париж, 1813 - 1892). Бюст Феликса Бачокки. Мрамор.
Габриэль Виталь-Дубрэ (Париж, 1813 - 1892). Бюст Феликса Бачокки. Мрамор.

Нулевой этаж посвящен Наполеону, корсиканским картинам и временной выставке «Рим 18 века». Наполеоновская коллекция создавалась с 1839 года, благодаря различным завещаниям и пожертвованиям. Она богата портретами, в основном, из завещания кардинала Феша, основными из которых являются полотна, написанные Франсуа Жераром.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Корсиканская живопись как отдел музея родился полностью из государственных пожертвований, и из произведений, относящихся к Корсике, приобретенных в Салонах Изящных искусств, и благодаря щедрости многих дарителей. Раздел предлагает обширный обзор островной живописи, от академизма конца 19 века до реализма или живописного видения художников первой половины 20 века.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Два этажа, посвященных итальянской живописи, лучше посещать, начиная со второго уровня, картины выставлены в хронологическом порядке. От золотых фондов 14 века до римской живописи 18 века, музей особенно богат произведениями итальянского 17 века, представленными во всех аспектах (от караваджского реализма до красочного изобилия барокко) всех жанров (от запрестольных образов до натюрмортов, включая пейзажи и портреты), и всех итальянских школ того времени.

1
Франциск Перальди (Аяччо, 1843-1916), Интерьер музея Феша.  Масло на холсте.
Франциск Перальди (Аяччо, 1843-1916), "Интерьер музея Феша". Масло на холсте.

Первый этаж посвящен итальянским мастерам 16–18 веков.

Второй этаж занимают картины итальянских мастеров 14–17 веков.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Итальянская живопись и зал Наполеона здесь: https://klaudia.tourister.ru/photoalbum/49917

Портреты, пейзажи, натюрморты здесь: https://klaudia.tourister.ru/photoalbum/49698

Самые старые картины — Позднего Средневековья. Примитивисты, которые работали между 1100 и 1400 годами. Их картины выполнены на деревянных панелях, они еще не использовали холст и не имели тюбиков с готовой краской. Им приходилось работать по дереву и создавать собственные краски. Это долгая и сложная работа. Они не писали голубые небеса, у них золотой фон, и это настоящее золото.

3
Музей Феша в городе Наполеона, итог

(старейшая работа музея — «Святые Варфоломей, Иаков, Симон, Екатерина Александрийская, Агнесса и другие святые». Умбрия, 14 век).

Среди картин заалтарной живописи, есть особенные, на мой взгляд, например, несколько картин со Святым Иеронимом. Святой Иероним был монахом, и его всегда изображают стариком с бородой и немного лысым. Это обычный художественный прием, чтобы показать думающего человека. Детали Святого Иеронима тоже зачастую повторяются: лев, череп, книга. Часто он изображается в красном, цвете епископов. На этой картине святой напуган трубными звуками, так как они означают, что Бог начинает суд — кому в рай, кому в ад. Череп говорит о том, что Иероним всегда помнит о смерти, которая когда-нибудь наступит. Иероним 4 года жил в пустыне отшельником, где его жалили скорпионы, он был постоянно голодным и мучился от жажды. Но, его мученичество в пустыне окончено, и Иероним приходит жить в монастырь. А лев напоминает о самой известной легенде: Однажды в монастырь забрался страшный лев. Все монахи начали кричать и разбегаться, кроме Иеронима. Он взглянул в глаза льву и тот внезапно успокоился, протянув монаху лапку. Оказалось, что в лапе сидела большая заноза, и Иероним вытащил ее. После этого, лев остался жить в монастыре.

2
Музей Феша в городе Наполеона, итог

(Либерале да Верона. «Святой Иероним и лев», Верона, начало 16 века).

Очень интересна, как мне кажется, серия Якопо да Эмполи (Якопо Кименти) «Возраст», написанная в 16 веке во Флоренции. Картины представляют собой этапы жизни. Детство, с маленькой, весело играющей девочкой. Юность, с девушкой, одетой в красивое платье принцессы. Зрелость, возраст матерей, на картине виден круглый живот под тяжелой одеждой. Старость, старушка, опирающаяся на палку.

1 из 4
Якопо Кименти "Детство", Флоренция. 16 век.

В Средние Века религия играла очень важную роль в жизни людей. На Мессу ходили все, но речей священников на латыни, не понимал почти никто. Чтобы народ знал библейские истории, церковь заказывала картины, изображающие жизнь святых. Это своего рода «комиксы для неграмотных». И чтобы персонажи были узнаваемы, художники всегда одевали их одинаково. Дева Мария одета в синее и красное, и если, а=посмотреть на другие картины, то будет тоже самое практически везде.

1
Музей Феша в городе Наполеона, итог

(Николо ди Томмазо, «Мистический Брак». Флоренция, 14 век).

Эпоха Возрождения — прекрасный период для живописи. Художники начали интересоваться человеческим телом и изображать реальность. По сравнению с предыдущей, на этой картине Мария нежно держит своего малыша, как настоящая мать. Иисус здесь — настоящий младенец, которого нужно поддерживать (на старых картинах младенец стоит на ножках, что не реально). За ними настоящий пейзаж и красивая цветочная гирлянда, а не просто золотой фон.

1
Музей Феша в городе Наполеона, итог

(Сандро Боттичелли «Богородица с младенцем, поддерживаемым ангелом». Флоренция, 16 век).

Альбом о заалтарной живописи здесь: https://klaudia.tourister.ru/photoalbum/49645

В соответствии с темой главной выставки — Римом — небольшой выставочный зал посвящен работам современной художницы — Анне Виванте (Живая), под названием «Рим и тени, 18 век». Художественная карьера Анны Виванте, как квалифицированного археолога, всегда была сосредоточена на неодушевленных предметах. Ее работы над скульптурами и некоторыми архитектурными шедеврами, представленные на других выставках, побудила куратором La Grande Bellezza попросить дать свой взгляд на Рим 18 века.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Анна Виванте жила в Риме, но как и многие другие, не делала больших различий между Римом в стиле барокко и Римом в стиле рококо, несмотря на то, что отлично знала об их существовании. При научной поддержке Андреа Дзанеллы, сокуратора выставки, фотограф погрузилась в эти тонкие различия, чтобы предать их нам.

1 из 6
1. Бернандино Людовизи, Ангел с цветами лилии, фрагмент, часовня Сен-Луиджи Гонзага, Сант-Игнацио-ди-Лойола. Серебряный принт, Рим, 2020.
2. Лоренцо Оттони, Святой Иуда Фаддей, деталь, 1718 год. Базилика Святого Иоанна Латеранского. Серебряный принт, Рим, 2020. 
3. Пьер Легро, алтарь святого Луи де Гонзага (фрагмент), 1698 год. Церковь Сает-Игнацио-ди-Лойола. Серебряный принт, Рим, 2020.
4. Камилло Рускони, памятник Папе Григорию Тринадцатому, деталь, 1720-1723 годы. Собор Святого Петра. Серебряный принт, Рим, 2020. 
5. Паоло Беналья, Крылатый гений, 1734 год, Палаццо делла Консульта.   Серебряный принт, Рим, 2020. 
6. Агостино Корнаккини, конная статуя Карла Великого, деталь, 1725 год. Собор Святого Петра. Серебряный принт. Рим, 2020.
 
1. Бернандино Людовизи, "Ангел с цветами лилии", фрагмент, часовня Сен-Луиджи Гонзага, Сант-Игнацио-ди-Лойола. Серебряный принт, Рим, 2020. 2. Лоренцо Оттони, "Святой Иуда Фаддей", деталь, 1718 год. Базилика Святого Иоанна Латеранского. Серебряный принт, Рим, 2020. 3. Пьер Легро, алтарь святого Луи де Гонзага (фрагмент), 1698 год. Церковь Сает-Игнацио-ди-Лойола. Серебряный принт, Рим, 2020. 4. Камилло Рускони, памятник Папе Григорию Тринадцатому, деталь, 1720-1723 годы. Собор Святого Петра. Серебряный принт, Рим, 2020. 5. Паоло Беналья, "Крылатый гений", 1734 год, Палаццо делла Консульта. Серебряный принт, Рим, 2020. 6. Агостино Корнаккини, конная статуя Карла Великого, деталь, 1725 год. Собор Святого Петра. Серебряный принт. Рим, 2020.

Таким образом, ее взгляд падал на фонтан Треви и лестницу Трините де Мон, но и на внутренние улицы и церкви, а также мелкие детали, вплоть до конной статуи Карла Великого в Ватикане, которую она считала «Самой уродливой из скульптур человечества», но при этом ее покорила деталь конского хвоста.

Агостино Корнаккини, Конная статуя Карла Великого,  (деталь). 1725 год, Собор Святого Петра. Серебряный принт, Рим, 2020.
Агостино Корнаккини, "Конная статуя Карла Великого", (деталь). 1725 год, Собор Святого Петра. Серебряный принт, Рим, 2020.

Часы работы:

июль и август по понедельникам с 13.30. до 18.00., со вторника по четверг с 9.00. до 18.30., пятница и суббота с 10.30. до 12.15., воскресенье с 10.30. до 18.00.

сентябрь — июнь: по понедельникам с 13.00. до 17.15., со вторника по воскресенье с 9.15. до 12.15. и с 14.15. до 17.15.

Очень сложный график работы, непонятно, к чему такая логистика.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Стоимость билетов:

взрослый 8 евро,

пенсионный от 65 лет 5 евро,

студенческий, с картой Аяччо 5 евро,

группы от 10 человек 5 евро на каждого посетителя,

до 18 лет, с социальной картой — бесплатно.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Адрес:

50–52 Rue Cardinal Fesch

20000 Аяччо

+33495262626

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Рекомендую отвести на музей не менее 3 часов, чтобы осмотреть весь.

Музей Феша в городе Наполеона, итог

Спасибо за внимание!

Цикл материалов "Корсика, Франция."

  1. Хождение к трём морям. Заповедник Скандола, ущелье Каланки, малютка Пиано и менгиры Филитозы
  2. Хождение к трём морям. Порто, Корсика
  3. Хождение к трём морям. Итальянский Бонифачо на французской Корсике
  4. Хождение к трем морям. Генуэзская Корсика — Бастия
  5. Хождение к трём морям — озеро Толла и археологическая Алерия
  6. Хождение к трём морям. Корсика. Аяччо
  7. «Глубокой тьмой покрыты первые века Корсики». Проспер Мериме
  8. Ущелье Каланк, Корсика
  9. Скалы залива Бонифачо
  10. Ветер, волны и солнце — лучшие художники
  11. Музей Феша в городе Наполеона, итог
  12. Залы Наполеона Искусство Рима 18 века в музее Феша. Часть 1
  13. «Рим в начале 18 века». Часть 2. Музей Феша
  14. Музей Феша, Аяччо. Какой портрет, какой пейзаж. И натюрморт. 15 -19 века
  15. Музей Феша, Аяччо. Религиозная живопись 14-18 веков
  16. Замечательный музей всего — часть 1
  17. Замечательный музей всего — часть 2
  18. Археологический музей древней Алерии
  19. Дворец мороженого со знаменитыми кондитерами, где мы ели морепродукты
  20. Красиво, дорого … и так себе
  21. Прощальный корсиканский обед
  22. Очаровательное место с отличной едой (и огромными ценами)
  23. Итальянцы на Корсике

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Дворец кардинала Феша

50 - 52 Rue Cardinal Fesch, 20000 Ajaccio, Франция ‎ Подробнее об объекте