Церковь Сан Совёр — Святого Спасителя — в Экс ан Провансе относится к романскому периоду. Но его история гораздо глубже, она уходит к римскому периоду, элементы которого сохранились в южной части, вплоть до часовен в стиле барокко на северной стороне. Этот Кафедральный собор — краткий обзор истории искусства.
1
Построенный между 5 и 18 веками, собор состоит из множества архитектурный стилей, которые можно «прочитать» прямо на его фасаде. Здесь романский портал примыкает к стене Высокого Средневековья, готический портал 16 века включает в себя великолепные резные двери, защищенные «ставнями» работы Жана Гирамана.
3
Внутри мы находим нефы разных стилей: романского, готического и барочного, окруженные восьмиугольным баптистерием 6 века. К сожалению, в соборе очень темно, тяжело его достойно показать.
1
Первая высшая епископская группа заняла римские руины храма Апполона, на которых основала баптистерий в 1 веке, используя древние колонны. Романская часть и канонический монастырь относятся к 12 веку.
2
Колокольня 13 века получила свои колокола только в 1430 году. В 14 веке последовал главный готический неф, а в 15 веке — фасад, тоже в готическом стиле.
В 15 веке возвели яркие дверные полотна. Искусные листья были вылеплены в 1510 году местными художниками мастерской Жана Гирамана.
2
В конце 17 века часовни в стиле барокко были расширены на север. В соборе находится триптих «Неопалимая купина», написанный в 1476 году Николя Фроманом, на котором изображены молящиеся король Рене и королева Жанна Лаваль.
1
В этом месте в конце 12 века каноники решили пристроить к уже построенной церкви монастырь: путь братьев от жилищ к храму пролегал через ход, ставший местом уединений и погружения в молитву. Прямоугольное строение символизирует Землю.
1
Собор удостоин статус «Малой Базилики», что подчеркивает его значимость для Архиепархии.
2
Путь библейского озарения представлен в иконописной форме и ведет наблюдателя через всю историю религии, начиная с Возвещении о Христе в Ветхом Завете, и до нынешних времен.
1
Этьен (или Стефани) Одине. Вотивный алтарь Айгози, 1470 год. Происходит из часовни монастыря Гранд Карм. В центре: Христос Жалости в окружении символов Страстей. Вверху: Святая Анна — Дева и Младенец Иисус между святыми Морисом в доспехах и Святой Маргаритой, выходящей из дракона. Вверху: Распятый ногами на черепе Адама, увенчанном пеликаном, символом матери, между Солнцем и Луной.
1
«Неопалимая Купина» — шедевр французской живописи, написанный Николя Фроманом между 1475 и 1476 годами. Этот художник, родившийся около 1430 года на севере Франции, получил там свое первое образование, прежде чем переехать и поселиться в Авиньоне, где он и умер около 1483 года. Реставрация стала возможна благодаря помощи Ротари Клуба, в 2005 году, в честь столетнего юбилея Международного Ротари — Клуба.
2
Документ, обнаруженный в Марселе, в 1876 году, указывает на выплату Николя Фроману суммы за создание картины «Куста, который увидел Моисей который сгорал, не сгорая», и предоставил доказательство того, что триптих является плодом заказа короля Рене. Картина предназначалась для того, чтобы увенчать алтарь часовни монастыря кармелитов (его остатки сохранились возле Пассажа Агард), где король хотел быть захороненным после смерти. Он оставался там до 1792 года, затем в 1898 году был перенесен в Сен-Совёр. С 2011 года алтарь выставлен в часовне Сен-Лазар.
1
Капелла со святыми мощами Иоанна Павла Второго (1920 — 2005 гг.): кровь на куске ткани.
1
Часовня святой Мадлен. Две колонны с надписью: «Шапель Святых» в память о ее разрушении в 1808 году. «Дева винограда», мрамор. Североитальянская школа начала 17 века.
1
Часовня Святого Причастия. Картина Жана Даре (Брюссель 1614 — Экс-ан-Прованс 1681 гг.), холст, масло. Картина 1668 года была заказана каноником Шарлем-де мимматой дляукрашения алтаря. Черты фигур показывают вмешательство другого художника, после смерти автора.
1 из 2
1
Часовня Богоматери Надежды. 1695 — 1697 гг. Построена на средства братства Нотр-Дам д, Эсперанс, архитекторами Экса Жаном и Лораном Валлонами. Скульптуры 19 века заменили скульптуры 17 века, которые в настоящее время находятся на кладбищах. Лепной рельеф Успения авторства Жака Фоссе, 17 век.
1
«Мария показывает Младенца», 1572 год.
1
Капелла Богоматери Надежды, построенная в 1695 — 1697 годах, на средства братства Нотр Дам д, Эсперанс архитектороми Экса Жаном и Лораном Валлонами. Статуи 19 века заменяют скульптуры 17 века, которые в настоящее время находятся в камнерезном хранилище. Лепной рельеф Успения выполнен в 17 веке Жаком Фоссе.
1 из 2
1
Луис Финсмон (Брюгге до 1578 — Амстердам 1617 гг.) «Неверующий святой Фома», 1513 год. Происходит из часовни кающихся в Кармес Сикс.
1
1. «Поклонение волхвов», 10 век. Вероятно, происходит из старой часовни конгрегации иезуитов Экс ан Прованса.
2. Филипп Сауван (Арль 1698 — Авиньон 1789 гг.) «Явление Богородицы святому Франциску Ксаверию и Святому Карло Борромео». 1720 год.
3. «Введение Богородицы во Храм», 17 век. Вероятно, происходит из старой часовни иезуитов Экс ан Прованса.
1
«Младенец Иисус несет орудия Страстей», 1677 год. Согласно видению Жанны Перро в 1658 году, мистическая восковая скульптура из бывшего монастыря августинцев в Экс ан првансе должна была быть воссоздана. Восстановлена благодаря патронажу Ассоциации «Живой собор».
1
Жиль Гарсен (Экс ан Прованс 1647 — 1702 гг.) «Святой Иоанн Богослов пишет Апокалипсис на скале Патмос». 1690 год. Происходит из церкви Сен-Жан де Мальт в Экс ан Провансе.
1
Жан-Баптизи Гасси (Бордо, 1786 — Париж, 1836 гг.) «Мученичество святого Аппиана», 19 век.
1
Паскаль Роланд (Род. в Тулоне — 1722 год, Экс ан Прованс). «Святой Рох ходатайствует за жертв чумы». 1721 год.
1
Андре Буассон (Экс ан Прованс 1643 — 1733 гг.) «Преображение». Настенная роспись 17 века по мотивам Рафаэля.
1
Франсуа Пальме «Бог Отец дает крест Младенцу Иисусу», 17 век.
1
Жан Батист Даниэль (Марсель 1656 — 1720 гг.) «Мученичество Святой Екатерины», около 1715 года. Происходит из часовни Непорочности, улица Бедаррид.
1
Гаспар де Крайер (Антверпен 1584 — Гент 1669 гг.) «Святая Апполония и другие», около 1640 года. Из Лувра в 1821 году.
1
1
Заходим в Баптистерий Святого Иоанна Крестителя, построенный в конце 6 века. Это один из редких античных баптистериев, сохранившихся во Франции до настоящего времени. Он был построен около 500 года на месте больших римских руин 1 века, элементы которых все еще видимы на полу и в подвале. В 10 веке баптистерий восстановили, и на протяжении веков постоянно перестраивали, поэтому он является памятником религиозной истории Экса за половину тысячелетия.
1
Леонтин Такуссель (род. в Экс ан Провансе ок. 1825 года)«Покаяние», 1848 год. Депозит Национального фонда Современного Искусства.
1
Жорж рихо (Экс ан Прованс 1814 — 1904 гг.). «Евхаристия», 1848 год.
1
Альфонс анджелин (Прованс 1815 — 1857 г.) «Венчание» 1845 год.
1
Фрагменты фрески «Святой Лука с быком» из Жития Святого Франциска Ассизского и Святой Клары. 14 век.
1
Фрагменты мозаики 6 века!
1
Жан Батист Мартен (Экс ан Прованс, 1818 — 1904 гг.) «Крещение», 1847 год.
Крестильная купель, 14 век.
1
Джозеф Гиберт (1808 — 1884 гг.). «Конфирмация», около 1847 года.
1
Антуан Кутель (Экс ан Прованс, 1814 — 1884 г.) «Особое Соборование», 1867 год.
1
Франсуа Латиль (Экс ан Прованс, 1797 — 1890 гг.). 1848 год.
1 из 2
1
Кресла для знати и высшего духовенства — когда все стоят на какой-нибудь особой молитве, все стоят, а они «как-бы» стоят, но опираются на специальную приступку — милосердно же, мизерикордия.
1
Молитвенные просьбы. Их читают во время службы в Соборе (у протестантов интереснее — строят «мини Стену Плача» и увозят записки в Иерусалим!)
1
Два больших, похожих друг на друга органов. Литургии беез органов нее бывает.
1 из 2
1
Предметов мебели в соборе не много, но есть несколько сундуков и комодов.
1
Выход в клуатр закрыт, то через решетку можно полюбоваться на него.
1
Оратория Спасителя или Святая часовня. Является частью древней епископской группы, которая была построена около 500 года на руинах храма конца 1 века. Это маленькая прямоугольная комната, площадью 4 метра. В 10 веке, возможно, это была капелла епископа Сен-Максимина, мифического основателя церкви в Эксе.
1
После реконструкции романского нефа в 12 веке, осталась доступность через открытую дверь, но в 14 веке она была закрыта готическим трансептом.
1
В 1808 году он был снесен по приказу архиепископа Эксского, месье де Сиссе. Раскопки, проведенные в 1984 году, расчистили с улицы это древнее место, и стало понятно, что эта часовня, находившаяся за собором, использовалась также как баптистерий.
1
С 1840 года собор признан историческим памятником.
Вход бесплатный.
1
Часы работы:
ежедневно с 8.00. до 19.00.
1
Адрес:
34 Pl. des Martyrs de la Resistance,
13100 Экс ан Прованс.
Другие материалы из цикла Прованс-Альпы-Лазурный Берег ниже по ссылкам: