«Музей золота» находится в Лапландии между населенными пунктами Саариселька (Saariselka) и Соданкюля (Sodankyla), примерно в 30 км от первого и в 90 км от второго. Дорога, их соединяющая, одна, так что реализовать желание побывать там не представляет проблем. На карте Tankavaara, а именно здесь расположен музей, изображена несколько в стороне от трассы, и проехать съезд к ней не хотелось бы. В реальности проскочить мимо не так и просто, т. к. рекламные щиты предупреждали заблаговременно, да и стоянка для машин находится недалеко от дороги.
А вот дальше предстояло пройти пешком, не так далеко и по вполне приятной дорожке.
По сути, дорога на самые настоящие золотые прииски.
Дивный памятник старателю.
«Орудия производства» сразу настраивают на определенный лад.
но все-таки, сначала надо купить билет
и, конечно, попить кофе. Золото может и подождать.
Музей масштабный и, несмотря на то, что весь подчинен одной теме — золотодобыче, разноплановый. В главном здании, довольно внушительных размеров расположена экспозиция, посвященная истории золотодобычи в Финляндии.
В примыкающем к нему более скромном строении — добыче золота во всем мире.
Не надо думать, что внешне он сарай сараем, оказывается, здание построено в форме «тарелки» старателя. Мини-прииск от египетских фараонов разместился перед ним.
На территории есть домики с экспозициями помельче, но всему своё время.
Привлекательная «фишка» музея: дать возможность посетителям самим поучаствовать в добыче (за дополнительную плату) и уехать из Лапландии с собственноручно добытым золотом. Мне очень хотелось попробовать, поэтому музей был в приоритете для посещения. И именно поэтому, да еще из-за неуверенности в погоде, имеет смысл начать знакомство с тем, что здесь есть в наличии, на свежем воздухе.
А вот и золотоносный ручей.
Никакого путеводителя по музею нет, так что ориентируемся на местности.
Так, рядом «Домик старателя».
По-моему, так выглядит идеальный дачный домик для моего спутника жизни.
Узкоколейка явна ведёт к месту добычи
Но мы, как положено, идём в обход. И, кажется, близки к цели.
Вновь переходим ручей, наблюдая, как группа «старателей» удаляется в леса.
Что-то не хочется себе такую прогулку устраивать, а потому внимательно присматриваюсь к воде: может, здесь какой слиточек завалялся.
Не видно.
Место намыва золотого песка выглядит более прозаично.
Настолько прозаично, что вызывает массу вопросов, на которые нам любезно отвечают.
Прежде всего, почему в этой луже? Элементарно: чтобы удобнее было. Каждый день рабочие приносят сюда грунт, взятый в ручье. Нет, если хотите, пожалуйста, можете намывать в ручье. Вот и сейчас группка пошла в естественные условия (это как раз та, которую мы видели). «Скоро вернутся, потому что здесь лучше». И. правда, на обратном пути мы увидели их возвращение.
Возможно, у финнов и не возникает сомнений, но у наших соотечественников не может не возникнуть — а не «развод» ли? Убедиться, что песчинки золота вполне-таки присутствуют мы могли воочию. Только уж больно мелкие.
Народ сосредоточен, только финский подросток пошёл похвастаться удачей. Вместе с песчинками золота в его коллекции еще и мелкие драгоценные камешки. Всё это собирается в небольшую стеклянную пробирку.
Важный момент: необходимую амуницию в виде резиновых сапог можно получить здесь же. И дерзайте.
Достаточно было понаблюдать, чтобы понять насколько это кропотливый труд, а представить себе, что можно вот так с китайским упорством заниматься добычей вместо того, чтобы созерцать природу Лапландии и знакомиться с тем, как здесь живут люди, невозможно.
Но раз уж мы здесь, то надо посмотреть, как всё устроено: ну, не с тарелкой же у речки можно было намывать золото в значительных масштабах.
Достижения технического прогресса не обошли эти места стороной.
Железная дорога, однако.
Вагончики закрыты, но вывеска «Lapin Kulta» здесь могла бы звучать в своём первоначальном смысле «Золото Лапландии», однако марка пива перевешивает.
Из объектов непонятного назначения остался только домик для гномика.
Но прежде, чем продолжить дальнейшее знакомство с добычей золота, не могли не заглянуть на экспозицию с минералами, да там и застряли.
У каждого своя слабость, у меня такая. Интересно посмотреть что, откуда, особенно когда уже немного представляешь, где какая местность.
Про золота с различных месторождений мира тоже есть, но рассматривать его не так интересно.
Для человека несведущего более наглядно выглядел большой куб, с вмонтированным сверху стеклом, под которым находилиськрупинки золота.
Если на первом этаже камни с финских месторождений, то второй этаж — уже со всего мира, что хоть и интересно, но нельзя объять необъятное.
1
Однако основная экспозиция в главном здании музея, в большей степени, «на любителя», а, может, уже сказывался исчерпанный лимит времени и сил.
Можно и под водой золото добывать.
Моё внимание не мог не привлечь внимания портрет Александра II с указом, положившем начало «золотой лихорадке» в Лапландии на реке Ивалойоки. В соответствии с этим указом каждый уважаемый финн или русский, кроме евреев, мог принять участие в добыче золота в этих местах.
Хорошо, что финны помнят свою историю, жаль только, что не сочли нужным хотя бы этот указ опубликовать на русском языке.
Интересно посмотреть, каких размеров бывают самородки, найденные в Лапландии на протяжении всей истории.
В «тарелку старателя», где представлена золотодобыча во всём мире, из главного здания можно попасть по переходу, и в первый момент ощущение, что попал на экспозицию для детей.
Во второй — тоже. Наглядности хоть отбавляй, тем не менее, сделано информативно, так что вполне подойдёт для ликбеза, если представить, что ехали в Лапландию для этого.
А вот фильм, который предлагают посмотреть мне, правда, понравился. Идёт он минут 10 и позволяет проникнуться старательским делом в Лапландии. Нам его показали на русском языке.
Финны — любители проводить соревнования, каждое из которых приурочено к определенному месту. Здесь, естественно, проводятся ежегодные соревнования по добыче золота.
Победителей не забывают.
Впрочем, текущий момент тоже не забыт.
Несмотря на то, что старателя из меня не получилось, уезжать с пустыми руками не хотелось. Для таких «старателей» есть магазинчик. Пусть неразумно, но уехать с золотом с прииска — это так заманчиво…