В Праге все дороги ведут к Карлову мосту. Как бы ни плутал турист по старому городу, он неизбежно окажется на берегу Влтавы у самой знаменитой достопримечательности чешской столицы.
В Праге все дороги ведут к Карлову мосту. Как бы ни плутал турист по старому городу, он неизбежно окажется на берегу Влтавы у самой знаменитой достопримечательности чешской столицы.
Карлов мост — один из главных символов Праги. Это одно из самых романтичных мест старинной Праги.
Решение о строительстве моста было принято в 1357 году королем Карлом IV. Напротив музея Карлова моста установлен ему памятник
Мост должен был соединить Малый город (Malá Strana) со Старым городом (Staré Město). Первый камень в основание моста был заложен в 1357 году девятого числа седьмого месяца в пять часов тридцать одну минуту — 135797531, т. е. была выбрана дата, которая одинаково читалась с обеих сторон. Архитектором стал Петр Парлерж, ему тогда было 22 года. Кстати, он участвовавал в сооружении еще одного символа Праги — Собора св. Вита. И он дожил до ввода в эксплуатацию своего детища, хотя строили мост 50 лет. Открыт Карлов мост был в 1406 году.
Есть легенда, что архитектор, возводящий Карлов мост, заключил договор с самим дьяволом, чтоб темные силы держали камни этого строения, а за это дьявол получит душу первого ступившего на мост. Но по окончанию строительства на мост пустили черного петуха, уже разобравшегося с чертом.
На сегодняшний день этот мост — старейший каменный мост через Влтаву, второй наиболее сохранившийся из старых мостов во всей Чехии.
Нет ничего удивительного, что в городе был открыт музей, посвященный этому сооружению. Создание выставки было приурочено к 650 -летию с момента, когда правитель Чехии Карл IV решил соединить Малый город со Старым Местом.
Музей Карлова Моста (Muzeum Karlova Mostu) был торжественно открыт 17 июня 2007 года.
Располагается он на площади крестоносцев (Křížovnické náměstí) вблизи от моста, в здании бывшего монашеского госпиталя, которое было предоставлено Орденом рыцарей креста с красной звездой (крестоносцев).
В музее представлен Макет госпиталя крестоносцев и костела св. Франциска.
Напомню: музей расположен в нескольких залах госпиталя и костёла.
Первый камень в основание костела был положен 21 мая 1252 года. Из малого количества источников известно только то, что до 1257 года были возведены лишь хоры костела. Достраивался храм уже во времена правления короля Вацлава II в. начале 70-х годов XIII века.
Юго-западной стороной костёл соединялся к северному краю въездной рампы моста Юдифи. По инициативе королевы Юдифи в 1158–1172 годах был построен каменный арочный мост. Кстати, элементы одной арки этого моста до сих пор хранятся в центре Праги
(в подвале костела ордена Крестоносцев с красной звездой) и входят в экспозицию Музея Карлова моста.
В центре выставки модель моста 14 века, изображающая его строительство, строительные машины, транспортировку материалов и даже 350 рабочих в рабочей одежде со своими инструментами.
Построение модели заняло полтора года. По своей детальности и точности этот макет не имеет аналогов во всей Европе.
Экспозиция делится на несколько залов. Первая её часть повествует о временах правления Карла IV, золотому веку его царствования.
Вторая, строительная галерея, рассказывает посетителям историю создания моста. Это точные копии старинных инструментов, копии готических строительных орудий труда и конструкций.
Здесь же, в том числе на картинах и гравюрах, можно увидеть и самих ремесленников в работе. Важные постройки, к которым относится и строительство моста, в средние века вели так называемые артели или товарищества каменщиков. Артель объединяла представителей нескольких основных строительных профессий: каменщиков, плотников, землемеров, и многих других, например, кузнецов, возниц, каменотесов, веревочников, пильщиков, бондарей и т. д. В этой же экспозиции представлен так называемый «свайный копёр» — воссозданная по древним чертежам и картинам XV века конструкция, предназначавшаяся для поднятия и установки свай.
Уменьшенная модель строящейся опоры Карлова моста (в масштабе 1:2)
дает представление о способе ее заложения и конструкции, о технике мостостроительства в XIV веке.
Архитектурному украшению моста
посвящен зал в экспозиции строительства. Начиная с 1683 г. на мосту стали появляться статуи святых, особо почитаемых чешским народом. К 1928 г. каменная аллея была украшена 30 скульптурами. Среди авторов уникальной галереи — лучшие мастера своего времени М.Браун, Я.Брокоф с сыновьями, И.Кол, М. Якел, Э. и Й.Макс и др. Многие скульптуры были установлены на средства чешских патриотов и пожертвователей.
Сегодня убранство моста состоит из копий скульптур, а их оригиналы хранятся в Национальном музее.
Выставка этого зала познакомит с тем, как создавались и устанавливались первоначальные статуи.
Ещё одна экспозиция посвящена святой Анежке (Агнессе) Чешской (1211–1282), как основательнице ордена крестоносцев.
Рыцарский орден Крестоносцев с красной звездой никогда не относился к многочисленным сообществам. Тем не менее, в истории Чешской Республики он занимает особое место. Он возник из госпитального братства, основанного святой Анежкой Чешской в 1233 г. и представляет собой уникальный католический мужской орден, имеющий чисто чешское происхождение, а его центр всегда находился в Праге. По ее просьбе папа Григорий IX преобразовал братство в самостоятельный орден, начавший с 1252 года использовать геральдический знак, в котором на черном поле расположен красный крест, дополненный красной шестиугольной звездой.
Именно члены Ордена Крестоносцев всегда являлись попечителями моста, они же предоставили здание под музей.
Во времена коммунистического режима деятельность ордена крестоносцев была перемещена в Вену. В 1998 году орден возобновил свою активность в Чехии. Со времени своего основания Орден Крестоносцев Красной Звезды ведет благотворительную и социально полезную деятельность.
Трехмерная совмещённая модель Карлова моста и моста Юдифи.
Эти мосты с самого начала строительства Карлова моста, с 1357 по 1406 годы сосуществовали. Мост Юдифи, треть которого, видимо, рухнула под напором наводнения в 1342 г., был отремонтирован и служил пешеходам приблизительно до 1406 года, т. е. до окончания строительства Карлова моста. Это уникальная первая трехмерная модель, сохранившаяся со второй половины 14-го века.
В конце XIX до 1905 года века по мосту ездила конка. С 1905 год здесь курсировал трамвай. Но через три года из-за сильной вибрации вагонов трамваи заменили автобусами. Движение общественного транспорта по Карлову мосту отменили в 1965 году. С той поры эта пешеходная аллея через реку находится полностью во власти туристов, художников и музыкантов.
Мост пережил две больших реконструкции: после катастрофического разрушения после наводнения 1890 года и в ХХ веке (1966–75 гг.) Карлов мост прошел еще один капитальный ремонт.
На стенде фотографии реставрации. Сегодня Карлов мост переживает очередную реконструкцию, мастера камнерезного искусства занимаются изготовлением мраморных копий мостовых фигур
Также при музее работает литературное кафе,
ведь именно у моста была открыта первая пражская кофейня в 1714 году турком Георгием Деодатом из Дамасска (Georgius Deodatus Damascenus) , позже ее называли «кафирна». Поначалу Деодат ходил по улицам в традиционной арабской одежде, носил с собой чашки, сахар, воду, кофе и небольшую печку с углями. Кофе пили стоя. Позже Георгий арендовал деревянную будку в конце моста. Со временем, добившись успеха в торговле, переехал в лавочку возле малостранской башни, в домик бывшей таможни. Деодат продолжал продавать здесь кофе до самой смерти, которая настала 2 декабря 1730 года. Отсюда, «из домика у моста», если верить записям в книге регистрации умерших, вынесли его гроб.
Галерея музея предназначена для размещения временных тематических экспозиций, посвященных истории и развитию сооружения.
Выставки и мероприятия, посвященные Карлову мосту, проходят регулярно.
Из окон музея открываются потрясающие виды
Знаменитый мост, второй по старшинству мост в Чехии, удостоен чести иметь свой собственный музей. Мост окутан ореолом средневековой романтики, он по сей день хранит в себе немало секретов и неразгаданных тайн.
В музее предусмотрены особые знаки-касания для слепых и слабовидящих, позволяющие им составить представление об экспонатах. Он открыт ежедневно, в низкий сезон с 10:00 до 18:00, с мая по сентябрь — до 19:00. Цены на разных ресурсах обозначены абсолютно разные: от 70 крон до 170. Я была в июне 2019 г.- вход свободный.
До музея можно добраться на трамвае № 2, 17, 18. Остановка Staroměstská. На метро также остановка Staroměstská. Адрес: Křižovnické náměstí 3, 110 00 Praha 1 — Staré Město