Кто небыл — тот будет, кто был — не забудет. Как то на ум приходит именно такая фраза к месту которое хочу порекомендовать для посещения находясь в Чехии. Костнице находится в чешском местечке Седлеце, которое буквально граничит с не менее известной Кутна Горой.
Местечко конечно не из приятных, но хочу о нем подробнее рассказать. Начнем с того что такое Костнице? Это так называемое костехранилище, или еще его принято называть оссуарий. Большинство оссуариев представляют собой открытое захоронение человеческий останков в храмах или склепах. Многоие путешественники сталкивались с ними по всему миру. Наиболее известные — это «Капелла костей» (Capela dos Ossos) в португальском городе Эвора, оссуарий при церкви «Санта Мария делла-Кончеционе» в Риме, и »Собора черепов в Отронто», Италия, «Капелла черепов» в Кудове, Польша. Втречал я также информацию, о таких захоронениях и в Российских храмах. И чуть не забыл упомянуть недавно посещенную мною Вену — Собор Св. Стефана и захоронения в катакомбах под ним.
По всему миру разбросаны здания, декорированные человеческими костями или почти полностью построенные из них. Эти кости образуют устрашающе симметричные узоры, и можно без преувеличения сказать, что главным архитектором в таких местах стала смерть.
Но самый знаменитый оссуарий в мире находится во Франции, в катакомбах Парижа, где покоятся более 6 миллионов человек.
Костехранилищем в Седлеце называют мистический кладбищенский костёл «Всех Святых». Это готическая часовня, отделанная человеческими черепами и костями. На ее украшение ушло около 40 000 человеческих скелетов.
В 1278 году чешский король Отакар II, послал аббата цистерцианского монастыря на Святую землю. Оттуда он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей. Тысячи людей хотели быть похороненными именно на этом кладбище. К XV веку кладбище сильно разрослось из-за средневековых войн и эпидемий, в частности из-за эпидемии чумы в середине XIV века и гуситских войн в начале XV века.
Около 1400 года в центре этого кладбища был построен готический собор с усыпальницей, которая должна была служить складом костей, извлечённых из могил из-за нехватки места на кладбище. А освободившееся место должно было использоваться для новых захоронений или для строительства. Так и получилось. По легенде, в начале XVI века, работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.
В 1703 — 1710 гг. собор был перестроен. К нему добавили новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, а верхний ярус перестроили в стиле барокко.
В 1784 году чешский император распорядился закрыть монастырь. Часовню с монастырскими землями и костехранилищем купила семья Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его работы говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, украшенный мистическими гирляндами черепов и содержащий как минимум один экземпляр каждой из человеческих костей. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, которые располагаются по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также выложенные из костей.
В принципе на этом и все. Не могу пожелать Вам приятного осмотра, но по дороге к Собору Св. Варвары я думаю вы все же остановитесь здесь. Постоять, и подумать о бренности жития не помешает. Мои мысли находясь там превалировали в том, что все, что я вижу — это люди, и вглядываясь в пустые глазницы я ловил себя на мысли, что хочу увидеть лица тех, кому принадлежали останки. Ведь все они так же как мы жили, любили, грешили, были по своему счасливы и наоборот. А теперь вот так, сложженные в аккуратные пирамиды, или находя себя в качестве люстры.
Жизнь коротка, для того чтобы тратить ее попусту.
Легкой дороги Вам, в ваших путешествиях!