Музей занимает здание бывшей османской мечети (мечеть великого Махмуд-паши) в центре столицы рядом с президентским зданием. Мечеть Буюк (Большая) — старейшее здание такого типа в Софии.
Музей занимает здание бывшей османской мечети (мечеть великого Махмуд-паши) в центре столицы рядом с президентским зданием. Мечеть Буюк (Большая) — старейшее здание такого типа в Софии.
Это самое старое здание города со времен османской оккупации. Здание было построен в 1494 г. Мехмедом II Фатихом. Признаться, здание внутри похоже на турецкую баню, чем на мечеть.
Внутри стены выкрашены в белый цвет, но в сводах есть места, где можно разглядеть остатки декора цветочных мотивов. Официально музей был открыт в 1905, хотя здание уже занимала Национальная библиотека с 1880 г.
На самом деле площадь, на которой она расположена, очень часто посещается, так как это место, где собираются люди, которые хотят увидеть смену караула у здания президентства Болгарии. Что из себя представляет смена караула у президентского дворца я здесь записала быстро, мимоходом. Ведь, родословную свою болгарский почетный караул (Национальная гвардейская часть) ведет от личной гвардии князя Александра I Батенберга, избранного на болгарский престол после обретения Болгарией автономии в 1878 г.
Это было маленькое отступление, вернёмся к музею.
Болгарский национальный археологический музей в Софии имеет пять выставочных залов: главная комната, верхний этаж и 3 смежные комнаты.
Главный зал: В этом зале можно найти погребальные стелы, мозаики и римские гробницы.
В зале выставлены памятники, связанные с темой религии в провинциях Мисия, Фракия и Македония. Они сгруппированы по содержанию: храмы в городских архитектурных комплексах, загородные святилища и ларарии (домашние алтари). Наиболее многочисленными являются памятники, происходящие из святилищ. Они состоят из отдельных архитектурных элементов и богатой коллекции вотивных подарков — из камня, металла, глины, стекла и кости. Вотивные памятники сгруппированы по культовым кругам, по темам. Коллекции музея позволяют составить общую картину святилищ трех провинций, выделяя фракийский, греческий, римский и восточный.
Подробнее предлагаю познакомиться с главным залом в фотоальбоме 1:
В этом же зале находится полномасштабное изображение лошади в центре лестницы наверху - это сама Болгария, образ Рыцаря Мадары. Это копия. Оригинал - Всадник Мадары вырезан из величественной скалы сквозь 23 метров в высоту. Рельеф изображает всадника с копьем в руке. Под лошадью можно увидеть лежащего льва, а сзади всадника. Согласно легенде, король (очевидно, Болгарии) охотился на плато, но упал со скал и умер. Историки связывают образ мадаринского всадника с некоторыми из древних болгарских царей.: Хан Крам (правил между 803 и 814) и даже с богом Тангра (древнее верховное божество болгар). Этот скальный рельеф является уникальным во всей Европе и по этой причине внесен в список ЮНЕСКО как памятник мирового значения. Оригинал Рыцаря Мадары на скале ещё предстоит увидеть своими глазами, даст Бог.
Виртуальное путешествие с камерой музея можно совершить по ссылке здесь.
Нельзя было пропустить смежную комнату на втором этаже, полностью посвящённую древним временам. Меня заинтриговали доисторические изображения «Великой Богини», датированные 5000 — 6000 г. до н. э. , которые были обнаружены в святилище позднего неолита в Южной Болгарии. Доисторические сосуды, статуэтки и другие артефакты были найдены в большом религиозном комплексе позднего неолита недалеко от города Капитан Андреево муниципалитета Свиленград, недалеко от границы Болгарии с Турцией.
Выставленные находки в этом зале отражают развитие человечества на протяжении почти 1,6 миллиона лет (1600000 — 1600 гг. до н. э.): от появления первых людей в Европе до первых письменных сведений о населении сегодняшних болгарских земель. Особое внимание в экспозиции уделено городищу близ села Езеро Новозагорско, памятнику развития культуры раннего бронзового века во Фракии. Представлены кремневые и костяные сосуды и утварь определенного периода, а также конкретные предметы, в том числе антропоморфный сосуд с крышкой и костяные «амулеты» или поясные украшения.
Подробнее предлагаю познакомиться с этим залом древностей в фотоальбоме 2:
Очевидно, что инопланетяне встречались людям неолита. Эти характерные пришельцы запомнились людям неолита и эти инопланетяне стали богами для людей древности. Коллекция экспонатов отражает как эстетический вкус, так и верования и космогонические представления первобытных людей.
Интересно, что кроме очаровательного «музейного скрипа» деревянных половиц я обнаружила двери в погреб. Любопытно, что там хранили в бытность османской мечети?
Среди экспонатов — золотые, серебряные и бронзовые украшения, изысканные керамические антропоморфные фигурки и сосуды, коллективные находки серебряных и бронзовых монет, ножей и оружия и многое другое.
Верхний этаж, обойдя вокруг вы сможете насладиться, порадоваться чудом сохранившимся росписям, фрескам из болгарских храмов. Эта галерея оригинальных фресок представляет богатейшую коллекцию живописных памятников Средневековья, выставленных в небычной - музейной обстановке, ведь фрески писались в храмы.
Подробнее о стенописи, что находится на хранении в музее предлагаю познакомиться в фотоальбоме 2 (40 снимков с описаниями):
Здание, конечно, не совсем приспоблено для музейных экпонатов, но ещё и заметна проблема некой «заброшенности» описаний. Видна проблема с маркировкой экспонатов. Необходимо обновление и редакция нумерации (нашла ошибку, пропущенное описание, путаница в нумерации на ряде плит) - такая небрежность в главном музее страны недопустима.
.
Зал сокровищницы расположен на втором этаже восточной пристройки здания музея. Он предназначен для демонстрации сокровищ, погребального инвентаря и отдельных предметов особой художественной и исторической значимости, датируемых периодом от позднего бронзового, раннего железного века до поздней античности. Вылчитранский клад вводит в экспозицию тему клада, ставя вопрос о возможной связи многочисленных кладов, найденных в Болгарии, именно с культовыми обрядами, характерными для фракийцев. Сокровища представлены в хронологическом порядке, и каждое из них выполняет функцию центрального ядра в рассказе о богатствах и художественных достижениях фракийцев в отдельные исторические периоды.
Огромная благодарность людям-смотрителям, что рады поделиться своими знаниями об экспонатах и открыты к общению. Это было приятной неожиданностью. В зале сокровищницы-фракийского золота мы ощутили себя настоящими ВИПами, где смотритель нам рассказал с радостью о деталях, подробностях экспонатов. Предметы, словно ожили с его рассказом. Я сумела слелать две коротеньких видео-зарисовки. Предлагаю посмотреть и послушать здесь. Золото Фракии (удивительный артефакт).
Очарована осталась не только редчайшими экспонатами, но и гостеприимными, разговорчивыми смотрителями музея.
Этим артефактом завершу свой отзыв о музее:
Это — бронзовая голова Севта III, фракийского правителя с 330 года до н. э. до 300 года до н. э. Севт III — последний великий правитель Одрисского царства. Голова была найдена в 2004 году в его неразграбленной гробнице/герооне недалеко от Севтополя (ныне город Казанлык, Болгария). Выразительные глаза выполнены из белого камня (вероятно, алебастра) и стеклянной пасты светло-зеленого, коричневого и черного цветов. Бронзовая голова была обнаружена в 2004 году в кургане Голямата Косматка близ Шипки Старозагорска. Очень выразительный фракийский правитель и этот экспонат один из самых значительных скульптурных произведений ранней эллинистической эпохи.
Как много пластов истории представлено в музее, столько интереснейших открытий и вопросов!
К посещению удивительное место - рекомендую!
Стоимость входного билета = 12,00 лв. Адрес: ул. Саборна 2, 1000 София
Благодарю за внимание.
Татьяна Уайт. Эдинбург. Шотландия.