Первая железная дорога, в границах современной Болгарии, Русе — Варна была окончательно построена в 1866 году, хотя решение о строительстве было принято в 1861 году. Длина ее составила 223 километра.
В последнее время тема железных дорог и всего, что с ними связано, очень популярна на «Туристире». После посещения болгарского Русе, я тоже решил внести свой скромный «вклад» в эти исследования.
В Русе, в здании первого в Болгарии вокзала, расположен Национальный музей транспорта. Несмотря на название, в нем представлен только железнодорожный и водный транспорт. Хотя экспозиция достаточно скромная, здесь можно увидеть вагоны-салоны царей Болгарии и турецкого султана.
Вокзал в Русе был открыт в 1866 году и сохранился до сих пор.
3
Тут же прикреплена мемориальная доска, что проект был разработан братьями Барклей.
2
Но если уже быть совсем точными, то железнодорожная ветка была построена английской компанией, в которой братья были главными акционерами. Компания получила концессию от правительства Османской империи (в состав которой входила Болгария) в 1863 году.
Строительство ветки между двумя этими городами было отнюдь не случайным. Русе был единственным болгарским портом на Дунае, который был основной водной артерией в Европе, а Варна — портом на Черном море.
Вокзал расположен прямо на берегу Дуная.
3
В музее есть интересные экспонаты.
Сразу с торца станции вас встречает отчаянная тройка «жеребцов».
5
«Лошадки», конечно износились со временем, но еще кое-что могут. Даже снимаются в кино. А как вам вот этот пароходик/паровозик Р3/3z, построенный в Англии в 1868 году.
6
Еще один древний и слегка поломанный паровозик стоит в сторонке.
3
Если английская машина и паровоз Болгарских железных дорог (не совсем уверен, но мне кажется, что он произведен в СССР) содержатся в хорошем состоянии, то локомотив не очень располагает к контактам.
2
Внуки сразу же влезли на один из паровозов и начали изучать внутренности кабины машиниста.
3
2
За паровозами последовали вагоны, причем теплушки и жалкие пассажирские вагончики без удобств, моих мальчиков совершенно не заинтересовали. Их потянуло к более комфортабельным средствам передвижения.
Например, вагон времен Османской империи,
3
в нем перемещался султан,
6
говорят, что даже со своим гаремом. Не знаю, насколько это утверждение соответствует действительности, но все зависит от количества жен в гареме, поскольку вагон разделен на две части. В одной, почивал султан.
4
В другой, надо полагать, жены.
5
Не знаю, правда, где они все умещались на одном диване? Или любимая жена на диване, а остальные на полу? Но это все их дела, восточные. Не будем дальше фантазировать.
А вот вагоны в которых передвигалась семья князя и царя Болгарии Фердинанда I
3
4
Эти вагоны украшены вензелями царя
4
и богато декорированы
5
5
Вот, например, вагон-ресторан.
5
4
Кухня.
4
4
Есть даже варианты меню того времени.
3
Возможно в этом вагоне устраивались мини-балы.
5
3
А вот здесь устраивались коллективные прослушивания радио.
3
Это туалет.
6
Купе проводника,
2
А это его «теплохозяйство».
2
Вот целый ряд разноплановых царских вагонов.
2
2
Надо сказать, что такими же вагонами пользовался и царь Болгарии Борис III.
Во время осмотра железнодорожной композиции мне на ум пришли знаменитые стихи Н. Кукольника
Дым столбом — кипит, дымится пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Веселится и ликует весь народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.
Стихи стали основой для «Попутной песни» М. Глинки и, мне кажется, как нельзя лучше, соответствовали просмотренному.
От вагонов, которые дети осматривали с большим интересом, мы двинулись в здание вокзала, где содержится продолжение экспозиции.
Здесь есть действующий макет железной дороги, но, к сожалению, во время пандемии макет не функционирует.
2
Есть несколько мини-моделей паровозов самого начала XIX века.
2
А этот паровозик получил название «Ракета», поскольку развивал немыслимую в те времена скорость 25 км/ч.
2
Присутствуют несколько моделей кораблей, бороздивших Дунай в те далекие годы.
2
2
Есть настоящее водолазное оборудование
2
и экипировка тех времен.
2
Еще один интересный экспонат музея — телеграфный аппарат. И он имеет на это полное право. Параллельно с запуском первой железной дороги Русе-Варна, была запущена телеграфная линия. Станция телеграфа находилась в здании вокзала. Вот так она выглядит.
2
Ну, а за ней вы видите портрет «идеологического» отца телеграфа — Сэмюэла Морзе.
2
А это «святая святых» — кабинет начальника станции.
2
И станционный колокол.
2
В целом, экспонаты музея оказались интересными даже для меня, не говоря уже о детях. Но при недостатке финансирования некоторые из них ржавеют и имеют неприглядный вид. Особое спасибо экскурсоводу Ангелине (правда она особо не знает ни русского, ни английского, но мы нашли общий язык и поняли ее рассказы). Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам рассказать и показать.