Расскажу о своих впечатлениях и тонкостях посещения.
Если идти к музею от вокзала, по дороге встречается несколько интересных зданий и видов.
Великолепный вид на Брюссель открывается со сквера, расположенного на возвышенности.
Вот так выглядит большой зал. Прямо дверь ведет в залы старого искусства. Направо — современное искусство и Магрит.
В большом зале при входе стоит скульптура короля Леопольда 1-го работы Гийома Гефса.
Вообще скульптур в музее очень много и все интересные.
Тот же Гефс.
Гео Фербанк. Брунгильда.
Относительно билетов хочу сказать следующее. Имеется 2 вида: на посещение одного музея — стоит 8 Евро и на посещение 3-х — стоит 13 Евро.
С одним все понятно, а вот насчет 3-х музеев у меня были вопросы. Можно ли посещать их с перерывом на отдых, или должно там торчать весь день не выходя наружу? Согласитесь, что провести в музее 6–7 часов невозможно. Первый раз пошел на разведку и спросил у какого-то продавца билетов арабистого тапа — как мол, можно выходить? Нет — говорит- зашел — торчи там весь день. Ну, думаю, так не пойдет. На след день уже собрался идти в музей и тот же вопрос задал другим работникам. Да что вы, выходите когда захотите и столько раз, сколько пожелаете.
Ну, это же другое дело. Взял билеты в 3 музея. До обеда «окучил» старых мастеров, а перекусив и отдохнув с часик направился по остальным. Поскольку бельгийцы не очень любят работать, музей открыт с 10 до 17:00. Есть один день, когда он открыт до 17:30. Но, согласитесь, что это очень мало, тем более на 3 музея, тем более с отдыхом.
После посещения 3-х музеев сделал вывод — если вы не очень большой любитель Магрита или не жаждете изучить бельгийскую живопись, то одного музея старых мастеров вполне достаточно. Да, бельгийская живопись интересна, но не настолько, чтобы там увидеть нечто необычное. Про Магрита вообще молчу. Раскручен — да. Но на меня он большого впечатления не произвел. Хотя некоторые его ставят даже выше Дали.
Одним словом — если у вас много времени и сил, то 3 музея можно посетить, а так — только старые мастера.
Все-таки целый день отдать музею очень тяжело. Во второй половине уже почти ничего не воспринимаешь, а идешь как автомат. На осмотр произведения тратишь 10–20 сек, да и работы смотришь через одну. Так, общее впечатление составить, не более.
Музей старых мастеров содержит много известных работ и расположен на 2-м этаже. Кроме работ, выставленных в галерее по периметру есть еще множество залов.
Вот зал Жака Йорданса.
Единственное, что свет сделан неудачно — много бликов и приходится искать наилучшую точку рассмотрения.
Аллегория плодородия.
Изумительные работы можно рассмотреть во всех деталях.
Знаменитый Бобовый король.
И фрагмент.
Адам и Ева Лукаса Кранаха Старшего.
Дверь ведет в зал отца и сына Брейгелей.
1
Картину «Перепись Вифлееме» отца сын скопировал через 44 года. Обе работы представлены в зале и можно их сравнить. Правда висят они далековато друг от друга.
Брейгель переносит действие библейского сюжета в современное ему нидерландское поселение. Город изображён снежной зимой, чего в реальном Вифлееме не бывает.
Фрагмент работы.
Представлены также Давид Тенирс, Франс Хальс, Адриан Броувер и другие фламандские живописцы.
Ян ван де Хем. Натюрморт с цветами и рыбой.
Работа расположена так, чтобы зритель мог рассмотреть все детали и восхититься техникой исполнения.
Франс Снайдерс. Прилавок продавца рыбы.
Адриан Ван Утрехт. Натюрморт с попугаем.
Фрагмент работы Ван де Хема «Ваза с цветами».
«Христос и грешница» Рубенса.
Рубенса очень много в музее. Есть даже огромный зал с огромными полотнами.
Можете оценить масштабы этого зала и, соответственно, работ.
Есть так же зал с большим количеством эскизов и этюдов Рубенса, где можно внимательно рассмотреть технику мастера.
Вид из окна музея.
В музее выставлено множество французов: Давид, Энгр и прочие. Картины и скульптуры.
Интересен бельгийский художник Франсуа Навез. Там представлено много его работ.
После обеда — заход по современному искусству.
Вот так выглядит вход в музей современного искусства. Музей занимает вниз аж 8 этажей.
Подниматься и спускаться можно вот в таком огромном лифте.
Вот так выглядят залы бельгийского искусства. Если старые мастера — это светлые и высокие залы, то современное искусство и Магрит — полутемные помещения в черно-белых тонах. Современный тренд во всем: от выставок до театров и спектаклей. Эта черно-белость просто порой бесит. Для интереса решил поискать в Москве спектакли с красивым оформлением, костюмами и декорациями. Очень, очень мало таких. Везде минимализм и чернота, если не сказать чернуха. Но, это так, лирическое отступление.
Шарль Добиньи.
и Камиль Коро представлены в музее.
Жан Ван Моер.
Тоже бельгийский художник.
Пьер Боннар. «Обнаженная против света».
Ван Гога не нашел, хотя говорят, что он там есть. Служитель, сидя на стуле, тыкал пальцем — мол, туда иди. Но я так и не нашел. Устал уже, видимо. А еще Магрита надо посетить…
В общем, быстренько пробежал бельгийцев.
Вот такая интересная керамика тоже есть в музее.
И это только часть того, что там представлено. Интересно.
Теперь держим путь к Магриту.
На одном из этажей, прямо на лестничной площадке выставлена работа Магрита — переработка «портрета мадам Рекамье» работы Жака Луи Давида.
Это то, что изваял Магрит.
А это — «портрет мадам Рекамье».
Ну, выпендреж, чистой воды. Вот искусствоведам-то раздолье выдумывать что там замышлял художник.
Ну, вот вкратце и все, что могу рассказать про этот музей. Это лишь малая толика того, что вы можете там увидеть. Фотки, конечно, не фонтан, все же произведения искусства лучше смотреть живьем.
Надеюсь, что мой опус поможет вам составить примерное представление о музее и решить — посещать его или нет.