В детстве на лето меня часто отправляли к бабушкам в Кривой Рог. Замечательная была пора и это несмотря на то, что уезжал я с того места, куда все так стремились попасть — море. Это сейчас я в жизни бы не променял солнце, море и песок на город металлургов и горно-обогатительных комбинатов. А тогда, в светлое, доброе и наивное детство, жаркая пора каникул у меня ассоциировалась с самостоятельной поездкой на поезде навстречу приключениям! (и это начиная с 7 лет.)
1
1
2
1
2
Разумеется я с нетерпением ждал момента, когда уже наступят эти долгожданные каникулы.
2
3
3
Бабушка Рая жила неподалеку от карьера по добыче руды. Хорошо помню, как в обед по средам проводились взрывы динамита и черный клуб дыма, после сильной вибрации земли и оконных стекол, высоко поднявшись в небо медленно растворялся, накрывая Матреновку мелкой каменной оранжевой пылью.
4
4
3
3
1
На ЮГОКе было много карьерных самославов, возможно не только БЕЛАЗов, но именно их огромные колеса я хорошо запомнил смотря в окно первого этажа сидя у нее дома.
4
1
1
1
1
Тогда я и представить не мог, что спустя десятилетия окажусь на заводе тех машин-гигантов, которые восхищали меня с юных лет.
1
1
4
2
2
Эти колеса казались мне такими огромными, что в окне не было видно даже кабины. Только они и больше ничего!
1
3
И разумеется, попав впервые на завод в Жодино, я залез на огромное колесо и запечатлил себя на нем. Реализовал, так сказать, свою детскую мечту. Но залез я далеко не на то, что впечатлило в детстве, а на гораздо более высокое.
1
4
2
1
Да, и я все-же встретился с тем кумиром с 90-х! Колеса у него казались уже не такими впечатляющими. Узнал его кабину и мило улыбнулся по-детски где-то глубоко внутри.
4
2
3
Ежегодно в Жодино устраивают праздник для всех желающих на День Машиностроителя. Гуляют в городе с размахом, даже перекрывают дорогу возле завода. Устанавливают многочисленные палатки с едой и развлечениями. В этом году отмечать официально начали в 10 утра и продолжили до 15 часов. Я приехал рано и попал на территорию непосредственно во время открытия ворот завода. Тут уже с пол часа как стояла небольшая очередь.
2
2
1
Распахнули ворота и толпа направилась изучать территорию. Желающих посмотреть на железных гигантов было очень много. Даже мне, привыкшему к многочисленным толпам, казалось, что это черезчур. Тут царил настоящий ажиотаж! Сотрудникам даже пришлось закрыть один из цехов в 11 утра из-за большого колличества любопытных глаз. Праздник витал в воздухе. Вокруг было много шариков, запахов шашлыка и даже была возможность прокатится на картинге. И развлечения, концерт, перекусы — всего хватало, но главное конечно- самосвалы!
1
1
1
3
С утра, когда еще было не совсем многолюдно и небольшие очереди были лишь у огромных колес для красивых фото, можно было еще рассмотреть таблички на каждой машине о запрете на нее самостоятельно залазить. Люди присматривались, но еще не решались взобраться на гигантские самославы. Но время шло, народ кучковался плотнее и ближе к обеду все больше смельчаков решались нарушить предупреждение. Меня тоже неприятно удивили эти правила. Ну как так, прийти на День открытых дверей и не залезть на Белаз? Хотя еще по приезду в Жодино был уверен, что залезу в кабину, либо прокачусь в кузове. На просто лицезрение никак не расчитывал, а тут вон как!
1
1
Но взобраться на самый большой самосвал все-же разрешили. Чтобы поднятся на него даже пришлось организовать контролируемую очередь. Она была неприлично длинная, но люди упорно ждали. Пускали примерно человек десять поднятся по лестнице ближе к кабине и все, даже внутрь не попасть, а минут через пять просили спустится обратно. Это мероприятие носило хаотический характер, так как много детворы стремились попасть без очереди по альтернативной лестнице, охрану которой предприятие не организовало. И все это происходило под неодобрительные возгласы окружающих. Видно было невооруженным взглядом, что организаторы Дня Открытых Дверей теряются и не знают как себя вести при таком колличестве народа.
2
На менее крупные самосвалы очередей не было и дети вместе с взрослыми упорно перелазили цепочку с запретительной табличкой. Видел даже людей предпенсионного возраста стоящими у кабины водителя и махавшими как Брежнев толпе внизу. Были явно в хорошем настроении.
1
Разумеется и я полез, ведь невозможно удержаться от такого соблазна, тем более, что это еще и детская мечта. Жаль конечно, что все внутри закрыто, чувствуешь себя в этот момент обделенным. Но радует, что хоть так.
Пускали и в главный цех сборки. Там разрешено было только прогуляться по коридорам и смотреть на конструкции и машины со стороны. Никто ничего не объяснял, не показывал. Рабочий процесс не происходил. Стояли взволнованные сотрудники за оградительными линиями и внимательно наблюдали, как бы чего не вышло дурного. Территория впечатляет, но сразу вызывает ассоциации с Минским Тракторным Заводом. Очень похожи масштабы и конструкторские особенности завода.
3
На территории есть фирменный магазин сувениров, кафе, также точки общепита и сувениры были практически везде. Много покупали игрушек Белазов в основном для детей. Были также и коллекционные модели. В целом ассортимент порадовал, выбрать что-то достойное по качеству и кошельку можно любому. Также не высокие цены и на питание. Приятно удивил зефир в фирменной брендированной этикетке. Кстати, действительно вкусный.
4
Если бы еще в кабине посидеть…
1
В этот же день, кстати, в Жодино на другом предприятии тоже проходил День Открытых дверей. Но там и производство показали в процессе, столовую посетили, экскурсии были. В целом, более организованно подошли к вопросу развлечения посетителей. Планирую в следующем году посетить его и обязательно об этом напишу. Ну, а БЕЛАЗ, с его-то потенциалом, оставляет ощущение недосказанности, не раскрыл себя, не показал действительно то, на что способен. Не хотят тут заморачиваться с организацией и так людей с избытком, видимо. Можно ведь было, как на том же Тракторном заводе, сделать возможность самому закрутить болты на настоящем самосвале, сфотографироваться на память с инструментом, одеть рабочую форму, сесть в кабину водителя, отведать обед в столовой, зайти в раздевалку… Да много чего можно при желании.
2
Большинство зевак сюда едут примерно с такими ожиданиями, а на деле оказывается просто созерцание со стороны машин и даже без возможности на них взобраться.
Тем не менее мне безумно понравилось, не смотря ни на что! Это был первый раз, а хочется, чтобы не последний. Я провел на заводе максимальное количество времени от начала мероприятия до самого его завершения и покидал это место с чувством полной удовлетворенности. Посмотрел все что можно, не спеша, так как и планировал. Пять часов пролетели как один миг. Ни секунды скуки либо разочарования. Но потенциал предприятия вынуждает требовать от него большего.