Завод «БЕЛАЗ», один из лидеров среди производителей гигантских карьерных самосвалов, находится в городе Жодино, что в 44 км от Минска. Предприятие, которое когда-то начиналось как сборочный цех 25-тонных самосвалов МАЗ, с каждым годом повышало планку грузоподъемности. И вот за 60 лет существования завод выпустил уже 145 тыс. грузовиков, самые крупные из которых способны перевозить до 450 т. Гигантские машины завораживают, поэтому неудивительно, что с недавних пор администрация «БЕЛАЗа» решила приоткрыть завесу тайны и поведать желающим о процессе создания эти железных монстров.
4
Мы еще из дома забронировали экскурсию на завод. Экскурсия на «БЕЛАЗ», как правило, состоит из двух частей: посещения музея и знакомства непосредственно с самосвалами.
5
Еще до начала экскурсии всех одевают в яркие жилеты и каски, в целях безопасности.
4
Наша экскурсия началась с территории предприятия. Т. к. территория завода очень большая занимает площадь около 260 стандартных футбольных полей, мы по ней передвигались на автобусе.
На территории завода две железнодорожные ветки. Вторая железнодорожная ветка заходит в цех отгрузки, откуда почти все машины в разобранном виде отгружаются потребителям.
1
Мы проехали мимо корпуса отделки и сдачи самосвалов. Здесь им придают красивый товарный вид, после испытаний. После чего вся техника храниться под открытым небом. Складских помещений на заводе нет, потому что на склад завод не работает. Вся техника выполняется под заказ.
3
Мы увидели площадку с готовой продукцией, которая прошла все испытания. Каждая машина проходит обкатку в 15 километров по территории завода и ждет своей очереди в цеху отгрузки.
4
Второй производственный блок. Здесь находится второй конвейер (о первом рассказ ниже, т. к. туда у нас была возможность зайти) и все вспомогательные ему цеха. Этот конвейер побольше, его длина составляет 200 метров и здесь собираются основной сегмент производства — машины грузоподъемностью от 110 до 240 тонн. Таких машин на сегодняшний день завод выпускает больше всего. Здесь же располагаются учебные классы, где обучают водителей-испытателей, которые должны иметь категорию С плюс курсы на заводе БЕЛАЗ. Вначале они обучаются на динамическом тренажере с виртуальной реальностью, после выезжают на испытательный полигон.
3
Так как завод занимает большую площадь, везде располагаются автобусные остановки, и висит расписание автобусов. Но больше всего поразила ухоженность всей территории завода. На заводе даже есть служба озеленения, швейная фабрика, прачечная, 7 столовых… Это просто город в городе!
Мы посмотрели испытательный полигон, где машины проходят обкатку в 15 километров. На нем расположены две насыпные горы с разным уклоном и высоковольтки.
1
Для того чтобы отгрузить одну машину самой маленькой грузоподъемности 30 тонн понадобиться всего одна железнодорожная платформа. А для того чтобы отгрузить гиганта, грузоподъемностью 450 тонн понадобиться целый железнодорожный состав.
2
Кузов машины не цельный он состоит из нескольких частей.
Это предприятие полного цикла — от идеи до реализации. Мозг предприятия — Научно-технический центр.
3
Мы вышли на выставочной площадке, где у каждого была возможность подняться на самую большую машину в мире 75711.
3
5
Десятки припаркованных здесь многотонных грузовиков меркнут по сравнению с гигантом, способным перевозить 450 т. Этот монстр мощностью 4600 лошадиных сил даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Ни один другой автомобиль в мире не способен на это. Его высота сопоставима с высотой двухэтажного дома. Расход топлива у этой модели 1300 литров на 100 километров
4
Дело чести для туриста — сфотографироваться рядом с колесом грузовика, которое выше человеческого роста.
4
7
Кажется невероятным, но при наличии желания и определенной суммы в кошельке можно даже прокатиться на самосвале. 8-минутная поездка по испытательному полигону в кабине «БЕЛАЗ» обойдется в 85 BYN.
4
В нашей группе такие желающие нашлись.
6
Здесь же собирается спецтехника: погрузчики, бульдозеры, тягачи и т. д. Они тоже представлены на выставочной площадке.
3
2
У завода есть филиалы. Один из самых крупных находиться в городе Могилев. Там собирают машины для строительных и погрузочных работ. Там же находится Вагоностроительный завод, который так же является частью холдинга.
5
Мы посетили первый конвейер, где собираются машины от 30 до 90 тонн. Все начинается со стенда закладки рамы, где формируется рама машины. Затем с помощью крана переносится на начало конвейера, где происходит последующая сборка.
1
С помощью кранов, женщины-крановщицы подают ту или иную деталь бригаде мужчин. Машина собирается, как конструктор Лего за 5–6 часов.
1
Но самая большая машина собирается 3 месяца, т. к. там другая технология сборки — ручная сборка. Все машина окрашиваются в желтый цвет — это международный стандарт, т. к. техника, которая работает в карьере, должна быть окрашена в желтый цвет. Но в жаркие страны, по желанию заказчика, могут окрашивать машину в белый, чтобы не так нагревалась на солнце.
3
Из этого цеха сразу с конвейера машина выезжает свои ходом на обкатку в 15 километров.
4
Машины до 55 тонн работают как обычный грузовой автомобиль, свыше, т. е. от 90 тонн двигатель вырабатывает электроэнергию и пускает на мотор-колеса, которые стоят сзади. У самой большой машины все 4 мотор-колеса. Здесь можно посмотреть двигатель большой машины. Совместно с генератором он устанавливается на специальную подставку, чтобы исключить вибрации. Самая большая машина стоит 10–12 миллионов долларов. Стоимость остальной техники не разглашается. Продают через торговый дом, на прямую техника не продается. В цехе удивительно чисто, как и на всем предприятии.
1 из 2
1
После посещения выставочной площадки под открытым небом и конвейера, мы отправились в музей.
3
Музейная экспозиция размещена в здании заводоуправления. Самая заметная ее часть — модели выпускаемой предприятием техники. Да и сами макеты, благодаря своей аутентичности, заслуживают внимания. Также в экспозиции представлены фотографии, документы, награды, куски горных пород и минералов, которые были добыты, благодаря работе техники «БЕЛАЗ».
1 из 3
1
Во время экскурсии мы познакомились с историей возникновения и развития завода, достижениями и планами на будущее.
1 из 7
1
Завод сегодня занимает лидирующие позиции в сфере производства карьерных самосвалов. На его долю приходится одна третья мирового рынка, а заказы расписаны на многие месяцы вперед.
3
На территории завода есть сувенирная лавка, в которой все желающие смогли приобрести сувениры на память. Хотя, всем туристам предприятие подарила по карманному БЕЛАЗу.
1
А вы хотите побывать в стране великанов? Да? Тогда вам непременно нужно посетить с экскурсией Белорусский автомобильный завод. Это место, где можно увидеть рождение знаменитых машин, завоевавших множество мировых премий, а также дважды рекордсменов Книги рекордов Гиннесса.