На берегу реки Оршица, недалеко от этнографического музея «Мельница», в который мы с вами уже заглянули, расположен комплекс зданий барочной архитектуры, вызывающий не меньший интерес, чем пламенеющая лаконичность «Млына».
В средние века на месте двух вытянутых двух зданий, одно из которых увенчано часовой башней, размещался огромный по тем временам монастырский комплекс, история которого тесно связана с Иезуитским орденом. Располагаясь в центре Орши, комплекс занимал обширный участок в форме неправильного пятиугольника, обнесенного каменной оградой.
Деятельность иезуитского ордена в Орше началась с того момента, как в конце XVI века канцлер княжества Литовского Лев Сапега приобрел в этом месте земельный участок для основанной в 1590 году иезуитской резиденции. В 1609 году один из ксендзов, воспользовавшись приездом в Оршу Сигизмунда III, ходатайствовал перед ним о направлении в город иезуитов. Основным аргументом послужило то, что на тот момент в Витебском воеводстве не было ни одного учебного заведения для молодежи. Сигизмунд III не поскупился, пожертвовав землю в центре города для строительства иезуитской резиденции, которую спустя непродолжительное время реорганизовали в коллегиум. Статус оршанского коллегиума в 1616 году официально подтвердил Папа Римский Павел V.
14
На заре существования облик монастыря отличался от того, что видим в наши дни. Первоначальные постройки были деревянными. Чуть позже к ним присоединилось каменное строение — Собор во имя Архистратига Михаила, заложенный в 1741 году. Строительств храма велось по проекту архитектора Фонтана под руководством Бенедикта Мессмера вплоть до 1758 года.
Комплекс получился грандиозным. Он состоял не только из помещений школ, ради которых затевалось его возведение, при нем действовали школьный театр, бурса, сад и оранжерея, где монахи выращивали лекарственные растения. Кроме того, комплекс был оснащен лабораторией, в его стенах также функционировала первая в городе аптека. Поскольку монахи занимались ремеслами, на территории монастыря имелись швейная и столярная мастерские, кузница, солодовня, пекарня и пивоварня. Представляете масштаб!
14
Открытие школы при коллегиуме состоялось в 1617–1618 учебном году. И если в год основания коллегиума в его стенах обучалось всего 20 учеников, со временем их количество заметно увеличилось. Примечательно, что образование здесь могли получить не только дети из обеспеченных семей, но и дети бедняков. На учебу принимали как детей городской шляхты (конвикторов), так и мальчиков из семей обедневшей шляхты и горожан (бурсаков). Родители конвикторов оплачивали еду и кров для своих чад, при этом проживали мальчики в уютных комнатах коллегиума. Бурсаки обучались за счет иезуитов в трех больших комнатах, которые находились в одном здании со школой. Место их обучения (по совместительству жительства) прозвали бурсой.
11
Иезуиты занимались не только церковными делами, но и давали ученикам светское образование. Каждый воспитанник коллегиума должен был овладеть античными языками, знать произведения римских авторов, уметь писать стихи и сочинять речи. Поэтому в коллегиуме преподавали грамматику, синтаксис, поэзию и риторику. Дополнительно обучали пению и игре на музыкальных инструментах. Бурсаки были обязаны петь в хоре бесплатно и обслуживать различные мероприятия ордена. После окончания школы некоторые из учеников принимали духовный сан и могли сделать себе хорошую карьеру.
Несмотря на то, что в 1773 году Папа Климент XIV запретил орден Иезуитов, благодаря высочайшему позволению Екатерины II оршанский коллегиум свою деятельность продолжал. Окончательное существование в Российской империи Орден иезуитов прекратил в соответствии с решением Александра I в. 1820 году, все имущество иезуитов подлежало конфискации. Для монастыря настали непростые времена. В 1822 году школа и приход были переданы монахам-доминиканцам, а коллегиум преобразован в уездное училище. Некоторое время спустя православной церкви был передан Костел. Изначальным планам по переделке храма сбыться было не суждено, в 1840 году власти продали его под снос. Незавидная участь ожидала и здание коллегиума. До 1980 года он выполнял функцию тюремного замка.
Первые арестанты появились здесь в 1842 году. Чуть позже в одном из помещений оборудовали лазарет для заключенных. С 1863 года в тюрьме содержались политические преступники, которых впоследствии переправляли в Сибирь. А затем кто здесь только не находился: и участники волнений 1905 года, и жертвы сталинских репрессий, и пострадавшие от гитлеровского геноцида. 150 лет стены коллегиума были пропитаны тюремной атмосферой, пока тюрьму не разместили в другом месте.
С 1990 года начались работы по расчистке территории бывшей тюрьмы. К сожалению, ряд обветшавших строений, стоящих вдоль берега Оршицы, в том числе здание бурсы и часть здания коллегиума, были разрушены. Более масштабной реконструкции оставшиеся постройки монастыря подверглись в 2007–2008 годах. В рамках подготовки к проведению одного из фестивалей власти выделили для их восстановления колоссальную сумму. В числе прочего над зданием коллегиума возвели 26-метровую башню с четырьмя башенными часами, ежечасно проигрывающими различные мелодии.
То, что можно увидеть на месте монастыря сейчас, не что иное, как плоды той самой глобальной реконструкции. Разместив в здании коллегиума детскую библиотеку имени В. Короткевича, отдел культуры горисполкома, а также художественную галерею с выставочным залом, в пережившие многие исторические вехи помещения вдохнули новую жизнь.
11
С удовольствием воспользовалась возможностью оказаться внутри бывшего здания коллегиума, сходу поразившего арочным входом в огромное помещение коридорного типа в центре северного фасада. Одна часть коридора имеет цилиндрический свод, другая часть и некоторые помещения — крестово-купольный свод. Именно здесь когда-то располагались кельи монахов, монастырская библиотека, склады и помещения, в которых проживали ученики.
4
В упомянутых помещениях, переоборудованных в сквозную анфиладу, разместили интереснейшую музейную экспозицию! Первое, что бросается в глаза — проработанный до мельчайших подробностей макет иезуитского монастыря, на котором можно увидеть, что здания костёла, коллегиума и школы, соединенные между собой крытыми переходами, размещались в западной части комплекса.
8
Костёл был развернут в сторону королевского замка, существовавшего в XIV–XVII столетиях в древней Орше у слияния Днепра и Оршицы, и расположенной перед ним рыночной площади. На противоположной, восточной стороне, находись двор коллегиума, сад и оранжерея. Несохранившийся костел Святого Михаила представлял собой трехнефовую двухбашенную крестокупольную базилику с трансептом, имеющим в плане форму латинского креста. Внутри Костела размещалось пять алтарей. Дабы не перегружать читателя тонкостями внутренней организации иезуитского храма, посмотрим, чем ещё богата коллекция музея.
4
На территории коллегиума в разные годы проводились исследования, в ходе которых были зафиксированы остатки фундаментов костёла, трапезной и стены коллегиума. В восточной части монастыря были найдены бытовые предметы XVII–XVIII веков: заушница, кафельные плитки и стеклянная посуда, глиняный кубочек и костяная двусторонняя зубочистка. При археологических исследованиях подворья найдены изразцы XVII — начала XIX веков с изображением католической символики, рисунками российской геральдики, в помещениях бурсы и коллегиума выявлены поды изразцовых печей XVIII–XIX веков. Все эти экспонаты можно увидеть в коллекции музея.
Здесь много предметов церковной утвари
1 из 2
3
3
и старинных икон,
1 из 2
6
4
среди которых выделяются работы нашей современницы, оршанской художницы Валентины Янковской. Упоминала о ней, рассказывая о музее «Млын». Часть более ранних работ художницы размещена именно там. Техника работы автора — вышивка шелком по бархату. Ранние работы освещают бытовые темы, поздние — исключительно на религиозную тематику. Хотела показать миниатюрные работы, инкрустированные драгоценными камнями, но при просмотре фото на экране обнаружила их низкое качество и несмотрибельность. Но поверьте на слово, крошечные иконы уникальны!
Единственная работа автора, фото которой удалось, Иисус Христос, облаченный в светлые одеяния. Сложно представить, какой промежуток времени понадобился для исполнения столько кропотливой работы, передающей важные, еле уловимые нюансы.
7
В экспозиции представлены также картины белорусских художников, творения мастеров по дереву и умельцев, работающих с металлом.
6
Отметились и гончары. Например, керамической вазой с изображением бюста вождя народов товарища Сталина.
2
Единственный факт, связанный с историей монастыря и вызывающий сомнения, заключается в том, что монастырь посещал Наполеон. Однако, определенные находки могут свидетельствовать о том, что, отступая в 1812 году из Москвы, известный корсиканец квартировался в коллегиуме. Якобы здесь же французский император принимал отчет интенданта Великой армии Анри Бейля, более известного как писатель Стендаль. Как оно было на самом деле — история умалчивает. Но ядра французских пушек и форменные фуражки французских офицеров были обнаружены в монастырских стенах.
3
В здании коллегиума размещена важная комната, специально оборудованная для торжественных мероприятий государственного масштаба.
3
Не думаю, что открою государственную тайну, во всяком случае подписку о неразглашении с меня никто не брал:) Время от времени здесь проводятся встречи на высшем уровне и подписываются межгосударственные соглашения. В интерьере зала можно увидеть портреты основателей монастыря и их последователей,
1 из 2
3
а одну из стен украшает полотно «Полоцкие дали», подаренное коллегиуму действующим Президентом Беларуси.
6
Второй этаж занимает художественная галерея народного художника республики Беларусь Виктора Громыко, носящая его имя, и временные выставки с постоянно обновляющейся экспозицией.
2
Основная тема сюжетов художника — Великая Отечественная война. И это неспроста. В годы войны Виктор Громыко находился в подпольной группе Константина Заслонова, а также был редактором газеты «Народный мститель». В послевоенные годы Громыко окончил Минское художественное училище и Белорусский театрально-художественный институт. С 1977 до 1982 года возглавлял Союз художников БССР.
3
Войну автор рисовал на контрастах. Например, изображал обнаженную женскую натуру, символизирующую боль и потери, на контрасте с грудой винтовок, символизирующих жестокость и силу.
2
Или спелые яблоки, урожая 1941 года, которые захватила с собой семья, скрывающаяся в зимнем лесу, как символ надежды на лучшее будущее на контрасте с гнедыми лошадками, практически сливающимися со стволами деревьев, символизирующими тревогу и страх настоящего.
4
У Виктора Громыко много и пейзажно-портретных работ.
3
4
Среди портретов доминируют изображения отца и жены художника.
3
Но остановиться захотелось именно у пейзажей, посвященных морской тематике. Больше всего поразила работа под названием «Бухта Чехова». Не знаю, какие приемы и техники использовал автор, но от полотна реально исходит лунный свет. Причем эффект сохраняется как при искусственном освещении, так и в темноте.
6
В галерее разместили уголок с личными вещами автора и его автопортретом.
4
Ради любопытства заглянула в один из залов с временной экспозицией. Как раз недавно экспозия пополнилась работами молодых авторов, в том числе и из Смоленской области. Не ожидая чего-то особенного, некоторыми полотнами неожиданно прониклась.
1 из 3
4
Пионы и маки чудесны! Не правда ли?
6
6
И огненно-рыжая девушка, думающая о чем-то своем, невероятно хороша.
6
Встречаются и сложные полотна из серии «догадайся, что хотел сказать автор».
3
А мимо этой работы пройти никак не могла. Всем путешественникам посвящается! Работа смолянки Татьяны Дементьевой, кстати, так и называется «Путешественник».
6
О перипетиях, выпавших на долю иезуитского монастыря, а также историю жизни и творчества Виктора Громыко я узнала от экскурсовода, встречу с которым любезно организовала принимающая сторона. Если окажетесь в Орше, непременно загляните в коллегиум. Как знать, вдруг вам приоткроются новые тайны одного из оплотов некогда могущественного Ордена иезуитов. Надеюсь, и работы Виктора Громыко не оставят равнодушными.
Иезуитский монастырский комплекс размещен по адресу: г. Орша, ул. Ленина, 6
Время работы: с 9.00 до 18.00 (выходной день для посещения музея и галереи — понедельник).
При подготовке отзыва использованы материалы: — «Орша — колыбель белорусского льна» (Путеводитель по Оршанскому району), — «Жемчужины Беларуси. Оршанский район» (Путеводитель),