Стоимость посещения музейного замка 16 бел. руб.
Об истории строительства замка я уже рассказывал в прошлом фотоальбоме:
Наследие Великого княжества Литовского и не только его. Через века, войны и страны…
Стоимость посещения музейного замка 16 бел. руб.
Об истории строительства замка я уже рассказывал в прошлом фотоальбоме:
Наследие Великого княжества Литовского и не только его. Через века, войны и страны…
А сейчас прогуляемся по музейной экспозиции внутри замка
Макет Лидского замка 14–15 века.
Юрий Ильинич умер в 1526 г., передав свои владения четверым сыновьям
Его сын Щасный (Феликс) пережил всех братьев и стал владельцем наследства
Владения рода Ильиничей на карте ВКЛ
Феликс был женат на Софье Радзивилл, дочке Яна Бородатого, с которой имел сына, также Юрия
Дядя последнего — Николай Радзивилл Чёрный — послал молодого Ильинича ко двору императора Фердинанда. В результате этой поездки в 1553 г.
Юрий как владелец громадного каменного замка, получил титул графа.
Так осуществилась мечта Юрия Ильинича-деда, хотя род его и угас
Юрий не был женат, все свои богатства он отписал сыну Николая Радзивилла Чёрного Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке.
После смерти Николая Чёрного в 1564 г. Юрий Ильинич сделался опекуном его детей. Предчувствуя раннюю смерть, он в 1568 г. усыновляет Радзивилла Сиротку, составляет завещание и умирает ровно через год после того, как ему приснился пророческий сон, — в 1569 г.
Вскоре после смерти последнего из угасшего рода Ильиничей Николай Радзивилл Сиротка был официально записан владельцем Мира и Белой.
Передавал ему эти имения новогрудский возный Григорий Тарасевич, а принимал от имени Николая Сиротки старый радзивилловский слуга Мацей Кавячинский, известный в истории Реформации как меценат Симона Будного.
Таким образом, с 1569 г. и на протяжении трёх столетий замок принадлежал Радзивиллам.
В 1580–1590-е годы на третьем этапе строительства замка к северной и восточной стене был пристроен трёхэтажный дворец, а башни приспособлены под жильё
Скорее всего на начальном этапе руководил строительными работами Ян Мария Бернардони. Внешними стенами дворца стали замковые стены — северная и восточная.
Часть бойниц замуровали, а на уровне второго и третьего этажа проделали большие оконные проёмы.
Во въездной башне была построена замковая часовня.
Южная стена недостроенного южного корпуса была увенчана галереей с бойницами, которые, однако, были мало приспособлены к нуждам обороны.
Перед въездной башней возвели подковообразную стену предбрамья (барбакан).
Была достроена северо-западная башня
Костёл Иоанна Крестителя постройки 1603—1606 гг.
Замок стал административным центром Мирского графства и княжеской загородной резиденцией. Стены дворца и башен были оштукатурены и окрашены в розовый цвет, сочетавшийся с кирпичной стеной красного цвета.
Оконные и дверные проёмы были исполнены из серого песчаника, привезённого из Галиции.
В подвалах и на первом этаже находились хозяйственные помещения и кладовые, на втором этаже размещались администрация Мирского графства, замковый суд, канцелярия, а третий — предназначался для хозяев
Соответственно были оформлены и интерьеры покоев разных уровней.
В подвалах пол был мощёный, стены не штукатурились, из отопительных приспособлений были только примитивные камины, столярка была тоже очень простой.
На первом и втором этажах пол выкладывался керамической плиткой, на втором этаже позже были выстланы деревянные полы.
Стены штукатурились и белились, устраивались печи, причём на первом этаже обложенные, как правило, не глазурованными изразцами, а на втором — глазурованными, чаще всего зелёными.
Зато третий этаж блестел всеми цветами, ослепительно сиял позолотой.
Но о блестящем оформлении третьего этажа я расскажу во второй части рассказа
От дворцового оформления времён Сиротки осталось немного: несколько каменных профилей от окон и множество кусков изразцов от печей, раскопанных археологами.
В документах сохранилось имя мастера, руководившего строительными работами.
По распоряжению Радзивилла Сиротки мастеру Мартину Забаровскому в 1575 г. передали дом для жилья в Мире, где в то время строился костёл Св. Николая, имевший общие черты с архитектурой Мирского замка
Макет старого замка в Гродно
Знаете зачем всадники только Речи Посполитой носили доспехи с такими вот особенными «крыльями»?
А чтобы «крылья» мешали накинуть на рыцарей-всадников татарский или казацкий аркан
А зачем вот такие громозкие шлемы-шоры одевали на лошадей?
А это не только для их защиты, но чтобы животные не видели и не пугались пламени, дыма
Мирную жизнь замка оборвала русско-польская война 1654—1667 гг.
В 1655 г. Мирский замок был впервые опустошён казаками Золотаренко и войсками воеводы Трубецкого.
В том же году Богуслав Радзивилл привёл к Миру шведский отряд, чтобы захватить владельца города Михаила Радзивилла, не присоединившегося к прошведской коалиции. Шведы взяли штурмом замок и город, сожгли фольварк, сломали мельницы, спустили пруды, разрушили замок.
По причине охваченности страны неразберихой и грабежами доставалось замку и от отечественных солдат. Так, в 1660 г. радзивилловскими эмиссарами был составлен «реестр нанесённого вреда в графстве Мирском людьми из имения Турец».
Видно, нанесённый вред был достаточно большим, поскольку судебный процесс по этому делу длился более века и закончился только в 1789 г.!
Инвентарь замка, составленный в 1660 г., отмечает, что
»замок попечения требует, всюду течёт, окна, двери, лавки редко где есть, во всех покоях верхних и средних, а также в подвалах дверей и окон нет…», а княжеский фольварк и «итальянский сад» сожжены.
Первые в истории замка ремонтные работы начались в начале 1680-х годов под руководством
Катаржины Радзивилл из рода Собеских после смерти мужа Михаила Радзивилла.
Основной объём работ пришёлся на период 1681–1688 годов, а инвентарь 1688 г. уже описывает отремонтированный замок.
За это время были восстановлены почти все окна и двери во дворец, покрыты крышей башни, помещения приведены в надлежащее состояние и восстановлен фольварк.
Летом 1686 года мирский часовщик Юцевич запустил маятник отремонтированных замковых часов, которые, однако, были разрушены во время Северной войны, от них остались «большое колесо и на нём другое меньшее и пружина с круглой бляхой»»
Шпалера «Царица Савская перед царём Соломоном».
После проведённой реставрации Мирский замок сохранил свои первоначальные стилистические приобретения времён готики и ренессанса, а повреждённые структурные части замка во время ремонта были упрощены, либо вообще не восстанавливались.
Северная война на долгие годы остановила начинания по реставрации замка.
В апреле 1706 г. войско Карла захватило и разграбило город Мир, а 27 апреля после артиллерийского обстрела штурмом был взят и сожжён замок.
Утраты замка были ещё большие, чем в прошлую войну. О разрушении свидетельствует подробно описанный вид постройки в инвентаре 1719 г.:
опустошённые комнаты дворовых корпусов, закопченные огнём стены, отсутствие дверей и окон, частично уничтожена крыша на башнях и др.: «все покои разрушены и пусты, во всех нет ни дверей, ни железа, также нет ни единого окна… Все официны одни гонтом другие черепицей покрыты…».
В архивных документах 1706–1720 годов основательного восстановления Мирского замка не зафиксировано.
Тем не менее, незначительные работы на нём всё же осуществлялись: согласно с описью 1719 года, на окнах вместо разных обрамлений появилась простая штукатурка, а некоторые из них просто заложили кирпичом либо забили досками, крыша дворца и башен была покрыта частично гонтом и черепицей, интерьерная часть (главным образом дворовые корпуса) находилась ещё в опустошённом состоянии
Только в 1720 г., после смерти мужа Кароля Радзивилла, Анна Радзивилл начинает энергичные действия по восстановлению замка, в это время источниками отмечаются выделение денег на ремонт окон замка и приобретение необходимых строительных материалов.
К 1722 г. полностью отстроили здание нового фольварка поблизости от замка, мельницу и конюшню, а в самом комплексе вставили новые окна и двери; на дворце и башнях частично восстановили крышу, в главной башне — деревянную браму.
При восстановлении ориентировались на значительную переделку интерьерной части, что привело к стилистическим переменам в замке. Во время восстановительных работ в облик дворца привносились черты стиля барокко.
Это касалось преимущественно интерьеров.
Так, если место оконных проёмов не соответствовало барочной композиции интерьера, они просто растёсывались и переносились.
Былую роскошь замку вернул его новый владелец — князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька.
Вместо однотипных помещений появляется анфилада залов разных размеров, для чего переделываются внутренние перегородки, изменяется направление лестниц
Появляются Парадная, Портретная и Танцевальная залы, которые украшают дубовыми паркетными полами, позолоченными разрисованными и резными потолками, роскошной мебелью работы местных мастеров, шпалерами, картинами, фарфоровыми и фаянсовыми изделиями, частично изготовленными на радзивилловских мануфактурах
Во всех покоях обязательно находились печи и камин, лепной потолок с позолотой, паркет в малых и больших квадратах, филёнчатые двери с внутренним французским замком.
Всего во дворце было шестнадцать каминов и семнадцать печей разной формы.
К 1738 г. восстановительные работы были завершены; также быстро ликвидируются последствия пожара, возникшего в замке в сентябре 1738 года.
Вообще, функцию жилья в то время начал выполнять деревянный господский дом, размещавшийся на территории фольварка и часто упоминаемый в инвентарях.
Это соответствовало требованиям и стилю жизни того времени, когда громадные каменные замки были малопригодными для повседневного проживания и использовались главным образом для проведения крупных мероприятий, а время в семейном кругу проводилось в небольшом уютном деревянном палацике
Следующий владелец замка, сын Рыбоньки, князь Кароль Станислав Радзивилл Пане Коханку после женитьбы в 1753 г. был отдалён от отца и в 1754–62 годах жил в Мирском замке, устраивая тут роскошные балы и охотничьи забавы.
Сохранилось описание празднования Нового 1761 г., которое продолжалось от 23 декабря до 4 января.
Буйства Пане Коханку вызвали возмущение шляхты, вскоре князь очутился в эмиграции, а его многочисленные имения были отданы в аренду кредиторам для взыскания княжеских долгов. Началось неудержимое разграбление зажиточных хозяйств.
Мирское графство на протяжении почти 15 лет держал некий Грабовский и значительно на этом обогатился.
Детали былых интерьеров передаёт Инвентарь 1778 г., составленный после возвращения Кароля Радзивилла из эмиграции.
В парадной зале имелись две дубовые двери, округлая печь из белой плитки, камин французский, над которым лепнина была позолочена, печь из кирпича, а с одной стороны из изразцов позолоченных, паркет дубовый, в больших таблицах в клетку выложенный
В Портретной зале с шестью не застеклёнными окнами паркет был дубовый малый, печь из кофейных изразцов с позолотой, обвалившийся потолок украшала позолоченная лепнина…
В самом Мире прижились цыгане:
в 1778 г. князь ввёл титул цыганского короля и своей грамотой утвердил мещанина Яна Мартинкевича королём цыган. Цыганскому главе в ВКЛ давались права на ведение всех цыганских дел и право суда над цыганами. Таким образом, Мир был объявлен неофициальной столицей цыган.
И кого только не приниали в ВКЛ — евреев, татар, цыган, караимов, протестантов.
Своего белорусско-литовского населения было мало?
После смерти Пане Коханку в 1790 г. все его наследственные владения перешли к племяннику — князю Доминику Иерониму.
В апреле 1792 г. войска Российской Империи вступили в Белоруссию, а в июне они под Миром разбили корпус войск ВКЛ во главе с Юдицким.
Во время восстания войска Костюшки отбивались в Мирском замке от царского войска. После осады и артобстрела замок был взят штурмом.
В это время замок приходит в упадок, что подробно фиксируют инвентари того времени.
Так, инвентари 1778 и 1994 г. отличаются только записью про количество выбитых стёкол в окнах и сломанных дверей:
»Портретная зала, в ней шесть окон без стёкол, вся опустошена, потолок с французской лепниной целиком осыпался». Описание оранжереи в итальянском саду не отличается от общего состояния: «Крыша частично выправлена соломой, остальная часть крыта гонтом, совсем уже старая, поддерживается на одних только подпорках, в стене от сада двадцать шесть окон с целиком разбитыми стёклами».
При составлении последней известной описи замка 1805 г. про третий этаж дворца было сказано:
»залы две, покоев четырнадцать, из них больших — восемь, меньших — четыре, а два совсем обрушились — одни только стены. В залах и в двенадцати покоях потолки гипсовые, большей частью опавшие. Пол в шести покоях дощатый, а остальные совсем без полов ».
Доминик Радзвилл, который во время войны 1812 г. выступил на стороне Наполеона, умер во Франции в 1813 г.
Под стенами замка 9—14 июля 1812 г. происходили жестокие бои между арьергардом 2-й русской армии Багратиона — кавалерией генерала Платова и французской кавалерией маршала Даву.
Багратион приказал Платову задержать французов как можно дольше, чтобы дать основным силам передышку в Несвиже.
Казакам генерала Платова с помощью конницы удалось задержать авангард французской армии, под командованием брата императора Жерома Бонапарта.
«Дело казаков Платова под Миром» стало первой серьёзной стычкой на поле боя в войне 1812 года, войска Багратиона два дня отдыхали под Несвижем и спокойно дошли до Слуцка.
Битва под Миром была отражена в искусстве: киевский художник Мазуровский в 1912 г. нарисовал картину «Дело казаков Платова под Миром», которая теперь находится в музее-панораме «Бородинская битва».
Про Мирский замок кратко отмечено в дневнике польского генерала Калачковского, двигавшегося с французскими войсками за Багратионом:
»замок под Миром, развалины которого ещё сохранились».
11 ноября 1812 года под стенами замка произошла битва между войском адмирала Чичагова и разрозненной группой солдат и офицеров французской армии; войско Чичагова сожгло Мирский замок, подорвало пороховой склад в северо-восточной башне; дворец был разграблен и сожжён, повреждены внешние бастионные укрепления
После смерти Д. Радзивилла, его имения императорским распоряжением от 1814 г. были разделены на две части.
Одну часть вместе с Миром и Несвижем получил сын бывшего опекуна Доминика Антоний Радзивилл,
вторую — дочь Доминика Стефания,
которая в 1828 г. вышла замуж за царского адъютанта Льва Витгенштейна, сына героя Отечественной войны, к которому после смерти Стефании в 1832 г. переходят права на замок
Между тем, положение замка ухудшалось.
Когда в 1827 г. царское правительство начало собирать сведения про памятники старины в западных губерниях, несвижская администрация выслала короткий ответ:
»Мирский замок теперь совсем разрушен и покинут, никем не населён, принадлежит Антонию Радзивиллу».
В 1830 г. лаконичная опись Радзивилловской Масы фиксирует печальное состояние замка.
На плане Мирского графства 1830 г. явно виден упадок замка: дороги идут мимо постройки, а к замковой браме не ведут даже тропинки.
Судебные тяжбы между Витгенштейнами и Антонием Радзивиллом завершились только в 1846 г., Мирские владения по решению специальной комиссии перешли к Льву Витгенштейну
Согласно завещанию последнего от 1853 г. сначала во владение замком должен был вступить Пётр Витгенштейн, но сразу же передать его сестре Марии, за которой он был записан в брачном контракте с князем Хлодвигом Гогенлоэ-Шиллингфюрстом, бывшим впоследствии в 1894—1900 гг. канцлером Германии
Сам замок находился в сильном упадке
Как отмечалось в »Географическом словаре Польского королевства и иных славянских стран», в 1885 г. «единственным жителем замка был сторож, живший в более-менее приспособленой для жизни башне».
В середине столетия замок оказался под угрозой полного уничтожения
В 1860 г. в газете появилось письмо поэта Владислава Сырокомли, в котором сообщалось о планах разрушения памятника.
Но катастрофы удалось избежать, вскоре в той же газете появилось оправдательное письмо Матея Ямонта, генерального администратора владений Витгенштейна, в котором он заверял, что стен замка не коснулась и не коснётся кирка.
В 1870 г. на четырёх башнях, за исключением взорванной северо-восточной, были сделаны временные крыши, что сейчас считается первым примером консервации архитектурного объекта в Белоруссии как памятника древности
Однако архивные документы, фотографические материалы 20-30-х гг. XX в.,
а также многочисленные свидетельства исследователей 1915–1938 годов показывают наличие достаточно больших архитектурно-художественных утрат, полученных замком во время XIX в.
Новые владельцы замка, немецкие князья Гогенлоэ-Шиллингфюрст сдавали его территорию в аренду.
Один из арендаторов, Антоний Путята, заложил у замка роскошные сады с прогулочными аллеями и тропинками, но «цветочные» мечты арендатора не оправдались: истратив все свои сбережения, Путята покидает Мир.
Согласно российскому закону 1887 г. иностранные граждане владеть землями на территории Российской Империи не могли
Поэтому дочь Льва Витгенштейна Мария Гогенлоэ-Шиллингсфюрст вынуждена была продать свой громадный земельный фонд в миллион десятин земли.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Продолжение в части второй