В Беларуси не так много замков, дворцовых комплексов, древних церквей и костелов. Это и понятно, ведь по территории нынешней Беларуси прошлось бесчисленное множество войн, которые сравняли с землей многие дворцы и храмы. Войны приходили на многострадальную землю белорусскую отовсюду: нападали с запада (немцы, поляки, французы, опять немцы), с севера (шведы), и с востока (татары и представьте себе в свое время русские). Все как сговорились, устроить поле битвы на земле славянской! А теперь скажите, что Беларусь не центр Евразии). Пусть и не географический (хотя с какой стороны посмотреть)), но военно-политический и тактическо-стратегический так точно). Кто-то шел войной по пути (запорожские казаки с юга), кто-то целенаправленно на уничтожение народа. От каждого войска досталось в большей или меньшей степени. Наверное, поэтому мы так бережно относимся к своим немногочисленным, но дорогим сердцу историко-культурным ценностям.
Одной такой ценностью по-праву считается Мирский замок (по-белорусски Мірскі замак) в городском посёлке Мир Кореличского района Гродненской области. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года).
При приближении к замку нас встречал местный житель)
О Мирском замке в Туристере писали не единожды. Хочу в свою очередь поведать историю замка с описаниями легенд, ведь как и положено каждому приличному замку, вокруг Мирского распространено множество легенд.
Мирский замок является самым восточным готическим сооружением, а также самым крупным и единственным не культовым объектом из сохранившихся немногих образцов самобытной белорусской готики
Согласно преданию, древний городок Мир получил свое название от «эмир», когда здесь находился отряд татар, по другой версии - от «мир», благодаря проходящей рядом границе Руси и Литвы.
Впервые поселение Мир упоминается в 1434 г., когда становится частным имением господарского маршалка Сеньки Гедыгольдовича. По составленному им завещанию в 1451 г. Мир переходит к Анне Бутримовне, его приёмной дочери. В 1476 г. Анна передаёт Мир в пожизненное владение жене Сеньки Гедыгольдовича – Милохне, а после её смерти – двоюродному брату Юрию Ильиничу, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка.
Для строительства такого мощного фортификационного сооружения у хозяина Мира были веские причины. В начале XVI в. на земли Великого Княжества Литовского участились набеги крымских татар. Неустойчивая политическая ситуация обострялась враждебностью между феодальными группировками внутри государства.
Существовала и еще одна немаловажная причина строительства замка. Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка.
До 1568 года хозяевами были Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828), Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были Святополк-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью.
Мирский замок — каменное строение, основная часть которого воздвигнута в XVI—XVII веках. По мнению исследователей, ранее на его месте была расположена феодальная усадьба. Замок окружает равнинная местность, невдалеке от замка протекает река Миранка.
Замок представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающими по углам башнями высотой около 25 м. Пятая, западная башня, является воротной, и некогда имела подъемный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м, стены и башни выложены трехслойной смешанной кладкой из кирпича и камня, что говорит о хорошей обороноспособности всего строения. В нижней части стен были прорезаны оружейные бойницы, а западная и северная стены со стороны двора имели боевые галереи с сосновыми парапетами. Позднее, при строительстве дворца, многие бойницы заменили сводчатыми окнами.
После возведения мощного замка в Несвиже в конце XVI – начале XVII в. княжеская резиденция была перенесена туда. Мирский замок стал своего рода загородной резиденцией. Стены трёхэтажного дворца и примыкающих трёх башен были оштукатурены и окрашены в розовый цвет. Оконные и дверные порталы были выполнены из серого песчанника, крыши накрыты черепицей. Металл использовался в украшении окон, дверей, водостоков, колодцев, флюгеров.
Над этим альбомом совместно со мной работала старшая дочь - Анна "англичанка")
Первая половина XVII века стала пиком расцвета Мирского замка. Со второй половины начался период разрушений. Во время многочисленных войн замок неоднократно разоряли и владельцы потеряли к нему всякий интерес, а земли сдавали в аренду.
Комплекс участвовал практически во всех войнах, которые проносились в свое время на белорусской земле: начиная с Русско-польской войны 1654—1667 гг. и до Русско-Французской 1812 года, замок не раз брали в осаду и штурмовали его, принося в него разрушение и запустение.
В 1655 году замок был штурмом взят казаками под предводительством гетмана Ивана Золотаренко и российскими солдатами под руководством воеводы Алексея Трубецкого.
Около 30 лет замок простоял в запустении. И только в 1680 г. Катажина (Екатерина) Радзивилл из рода Собеских после смерти мужа Михаила Казимира приступила к восстановительным работам. В ходе реставрации замок обрёл парадный зал, зал для танцев и портретную галерею. Был восстановлен и «итальянский» сад. Однако Северная война 1700–1721 гг. остановила на долгие годы её начинания. В апреле 1706 г. в Мир ворвались войска шведского короля Карла XII. Было разрушено всё, что недавно успели восстановить.
В 1812 под стенами замка состоялся бой между французской кавалерией маршала Л. Н. Даву и арьергардом 2-й русской армии — казацкой конницы М. И. Платова.
Легенда первая, традиционная, о подземный ходе. Существует расхожее мнение, что Мирский и Несвижский замки соединяет тоннель длиной свыше 30 км, по которому некогда мог свободно проехать запряжённый тройкой экипаж. Когда российские войска в 1812 году захватили Несвиж, приверженные радзивиловские слуги успели спрятать несвижское сокровище в подземный тоннель и взорвать вход. Это сокровище до сегодняшнего дня не найдено, а среди их, как считается, находятся золотые фигуры двенадцати апостолов. Но исследования предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали положительного результата.
О спрятанных в подземелье сокровищах есть другая легенда.
Легенда вторая, дорогая в прямом смысле слова, о сокровищах Радзивиллов. Из документальных свидетельств давно минувших лет, была взята информация о том, что Мирский замок с официальным визитом посещал польский король Август. В честь этого события был устроен пышный обед , в конце которого почётного гостя ждал сюрприз… Радзивилл пригласил короля посетить фамильную сокровищницу, которая располагалась в подземельях замка. По рассказам, дошедшим до нас из прошлого, говорят, что когда гости вошли в «скарбницу», то на время потеряли дар речи. Подземный склеп был просто усыпан драгоценностями. Там же стояли, размером в человеческий рост, уже знакомые нам двенадцать апостолов вылитых из золота и серебра. Хозяин замка, в честь своего уважения и верности, подарил королю золотой крест, густо усыпанный огромными бриллиантами. Август был очень тронут шикарным подарком.
«Золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да 12 апостолов из этого металла и серебра», - это строки из доклада князя, генерала-фельдмаршала и дипломата Н.В.Репнина, адресованного императрице Екатерине II.
Князь Николай Васильевич, заключивший в 1768 году Варшавский договор с Речью Посполитой, был одним из самых почетных гостей во время визита в замок Мир короля Августа. Вместе с его свитой Репнин побывал в сокровищнице. Это самое известное документальное свидетельство того, что драгоценные статуи действительно существовали. Впоследствии, после взрыва прислугой замка прохода к сокровищнице, судьба несметных сокровищ Радзивиллов покрылась мраком тайны.
Согласно принятому в 1887 г. российскому закону иностранцам (а таковыми являлись Витгенштейны и, в частности, их дочь Мария Гогенлоэ-Шиллингсфюрст) владеть землями на территории Российской империи запрещалось, поэтому вынуждены были их продать.
В 1891 г. Мирские земли и замок купил наказной казачий атаман Войска Донского Николай Иванович Святополк-Мирский. К тому времени замок пришёл в полное запустение и разруху. Приехав в Мир, князь взялся за дело с большим энтузиазмом.
Легенда третья, некромантская, о воинах. Во время реставрации замка, проводившейся при Михаиле Святополк-Мирском, при вскрытии полов были обнаружены два скелета, захороненные позже по приказу хозяина на православном кладбище. По легенде, в новогоднюю полночь можно услышать лязг мечей, а затем продолжительный стон.
В подвале пятой башни была размещена тюрьма, а на втором этаже — каплица. Отсюда же опускали металлическую решётку, защищавшую деревянные въездные ворота.
Также новый владелец решил начать полномасштабную реконструкцию своих новых владений: был вырублен сад, а на его месте вырыт пруд.
Легенда четвертая, мрачная, о саде. В конце XIX века на месте Мирского озера был яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский распорядился его вырубить и на этом месте выкопать озеро. Время было весеннее, все яблони стояли в цвету. Жители Мира отказались рубить деревья. По народному поверью, рубить цветущее дерево — большой грех, люди, которые губят молодую жизнь, будут прокляты, а их род будут преследовать несчастья. Но князь не хотел отказываться от своей задумки и терять время. Несколько деревьев он вырубил первым, а остальные — уничтожили нанятые им люди. Начали копать озеро. Говорили, что при его устройстве погибло много людей. Что ни день — то несчастный случай. Был среди погибших парень, по преданию, сын местной ведьмы. Его мать прокляла это место, сказав: «Пусть в этом озере утонет столько людей, сколько было вырублено цветущих деревьев». Первой утопленницей стала 12-летняя княгиня Сонечка, а в 1898 году на берегу пруда был найден и сам князь Святополк-Мирский.
Легенда пятая, пророческая, об утопленниках. Однажды поздним летним вечером мимо замка возвращался с работы сторож. Захотелось ему окунуться в притихшем после жаркого дня озере. Разулся, попробовал воду - прохладная. Вдруг ему показалось, что в воде кто-то есть. Пригляделся: обнаженная девушка с длинными волосами. Ее чудесное тело мерцало в лунном свете, плавно скользя по серебристой водной ряби. Мужчину заворожил волшебный танец. Он скинул одежду и бросился в озеро к прекрасной купальщице. Однако, как ни старался, не мог приблизиться к ней, словно невидимая преграда разделяла их. А девушка вроде и не замечала упорного пловца. Раздосадованный, он уж было повернул к берегу. Но вдруг незнакомка оказалась совсем недалеко. Несколько взмахов, и она рядом… Девушка обернулась. Пряди зеленоватых волос, похожие на водоросли, закрывали лицо, видны были лишь мертвенно синие губы. Внезапно сильно запахло тиной. Мужчине стало жутко. В ту же секунду девушка скрылась под водой. Что-то леденяще-холодное схватило его за ноги и потянуло на дно. Он стал звать на помощь, пытаясь освободиться, но силы покидали его. На счастье, мимо озера проходила компания молодежи. Двое из парней подплыли к утопающему как раз во время - он уже с головой погрузился в воду. Полумертвого купальщика на берегу привели в чувство. Когда услышали его рассказ, никто даже не засмеялся - все были подавлены и испуганы. Фонариком осветили его ноги - на обеих щиколотках виднелся синий опоясывающий след. Люди стали поговаривать, что призраки яблоневого сада принимают облик прекрасных девушек - берегинь. Такое вот когда-то сложилось и теперь возродилось объяснение гибели в проклятом озере только мужчин - своей волшебной красотой призраки заманивают одиноких путников в воду и затягивают на дно.
За последнее время никто в этом озере не утонул. Может, духи яблоневого сада «набрали» нужное число жертв?
В ходе благоустройства прилегающей к замку территории на поляне с восточной стороны замка были высажены деревья, среди которых в 1904 году по проекту петербургского архитектора Роберта Марфельда была возведена фамильная часовня-усыпальница.
На главном фасаде часовни-усыпальницы представлено мозаичное панно «Спас Пантократор», выполненное в византийской традиции в петербургской частной мозаичной мастерской братьев Фроловых
Легенда шестая по очереди, но не по значению, любимая, о призраке Белой Девы, Софье Святополк-Мирской, которую местные жители ласково называют Сонечкой. Люди рассказывают, что в наши дни в одной из башен замка видели девушку в белом пышном одеянии. Бытует мнение, что это потревоженный дух Сонечки. После её смерти, в конце ХХ века, она была погребена в фамильной усыпальнице замка. Считается, что поскольку гробницу княгини постоянно беспокоили так называемые «искатели сокровищ Радзивиллов», а также талые весенние воды, дух её до сих пор бродит по замку и не может обрести покой. Белая Дева не так охотно показывается людям, как ее «коллега» с Несвижа — знаменитая Черная Дева, но музейные работники говорят, что Софья часто уходит по подземному ходу до своей подруги в Несвиж.
В 1939 г. в местечко Мир вошли войска Красной Армии. В замке появились новые хозяева. В средневековых стенах была устроена производственная артель.
Легенда седьмая, душераздирающая, о призраке Радзивилла. Есть ещё одна история о привидении бывшего хозяина Мирского замка — Доминика Радзивилла. Поздней ночью, в полнолуние, мимо полуразрушенных замковых стен спешно возвращалась домой женщина. Но вдруг, на одной из галерей замка, она увидела чёрный силуэт мужчины. Он был одет в длинный плащ, в руках у него была трость. Таинственный незнакомец медленно повернулся лицом к несчастной, и при лунном свете она увидела его глаза. Говорят, что в ту страшную ночь, жуткий, душераздирающий женский крик разбудил жителей близлежащих домов, а собаки пронзительно выли всю ночь, будто чуяли присутствие смерти. Поутру возле замка нашли бездыханное тело женщины. Медицина констатировала разрыв сердца. Врачи, ссылаясь на то, что у бедной женщины было очень слабое сердце, ничего загадочного в её смерти не увидели. Однако суеверные местные жители поговаривали о том, что так испугало несчастную. Она увидела глаза жуткого обитателя Мирского замка — привидения Радзивилла. С тех пор, окрестный люд старался обходить ночью замок стороной.
Во времена немецкой оккупации в замке располагалось еврейское гетто и лагерь для военнопленных. После освобождения в 1944 году и до 1956 года в замке жили люди, что привело к частичной утрате отделки его интерьеров.
В 1947 году замок был взят под охрану государства.
В 1993 г. за реставрацию и приспособление Мирского замка был получен диплом «Europa Nostra».
Легенда восьмая, будем надеяться не последняя, о бараньей голове. На южной стороне Мирского замка отчётливо выделяется небольшой камень, напоминающий голову барана. Согласно легенде, если этот камень упадёт, то замок разрушится до основания, и никто и никогда его не восстановит. Сейчас трудно объяснить назначение этого загадочного символа. Может быть, это магический знак. Согласно языческим верованиям наших предков, в начале строительства чародей снимал мерку с головы живого существа (в данном случае мерка была снята с головы барана), находил камень, обтесывал по мерке и вмуровывал в стену. Потом животное, лишённое своей тени, умирало и становилось привидением. Оно должно было бродить вокруг замка и охранять от всевозможных врагов.
В декабре 2000 года замковый комплекс «Мир» включён в Список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Рыцарские фестивали, концерты, выставки, театрализованные представления, научные конференции стали неотъемлемой частью жизни музея, который расположился в средневековых стенах.
Замковый комплекс «Мир» — один из самых популярных туристических объектов Беларуси, куда ежегодно приезжают не только белорусские, но и иностранные посетители. На автостоянке перед замковым комплексом можно встретить автомобили с номерными знаками из стран ЕС, России, Польши.
Вот такой вот замок, богатый на легенды! Спасибо за внимание)