В Верхнем городе Минска сохранился удивительно стойкий ко всем испытаниям костел.
В Верхнем городе Минска сохранился удивительно стойкий ко всем испытаниям костел.
Этот костел выдержал войну, хотя и пострадал.
После перестроек во времена СССР храм так изменился, что некоторые жители Минска даже не знали, что это здание — костел.
В 1951 году разрушены обе башни и пристроен новый фасад. Здание внутри разделили на три этажа железобетонными перекрытиями и отдали спортивному обществу «Спартак». И все это произошло не смотря на то, что еще в 1926 году этот костел, входивший в комплекс бывшего монастыря иезуитов, был объявлен историко-культурной ценностью, и взят под охрану государства.
Построен костел в 1710 году орденом иезуитов, и освящен во имя Иисуса, Марии и святой Варвары. Храм построен в стиле виленского барокко, которое отличается легкостью, ажурностью, симметрией двух башен. В последующие годы храм расширялся дополнительными пристройками. В 1720 году пристроили сакристию (служит для хранения церковного облачения и утвари, как ризница в православных храмах). В 1722 году построена часовня, где погребли главного мецената костела минского воеводу Кшиштофа Завиша. Трехярусные четырехгранные башни- звонницы построены в 1732 году. Между башнями — фронтон с фигурой Девы Марии в нише. Башни и фронтон увенчаны крестами. Над портиком с четырьмя колоннами находится балкон с баллюстрадой. Иезуиты были просветителями, около монастырей строили коллегиумы, специальные образовательные учереждения. В 1747 году в Минске построен коллегиум. Орден иезуитов запрещен Папой Римским в 1773 году, и костел стал приходским. После вхождения Минска в Российскую империю храм переименован в честь Пресвятой Девы Марии. В середине XIX века интерьер костела украшен полотнами белорусско-польских художников Иосифа Олешковича и Шимона Чеховича. Во времена СССР службы в костеле проводились до 1934 года, а потом в здании устроили гараж и станцию техобслуживания. После войны в перестроенном храме спортивное общество «Спартак» разместило Дом физкультурника.
После всех испытаний и переделок в 1993 году началась реставрация костела, и в октябре 1997 года собор освящен во имя Пресвятой Девы Марии. Здание полностью восстановлено к 2000 году и воссозданы интерьеры. Собор представляет собой трехнефную базилику.
В центре композиции алтаря между двух пар колонн размещена икона Пресвятой Девы Марии.
В каждом христианском храме есть распятие.
В каждом католическом храме кроме алтаря, распятия и икон, есть орган и скамейки для молящихся.
Во всех католических храмах есть изображеня 14 стояний или станций Крестного Пути. По пути Христа на Голгофу было 14 остановок, которые изображаются в храмах на барельефах, скульптурах или картинах. 14 стояний представляют собой Страсти Христовы от осуждения до погребения. Не каждый верующй может совершить паломничество и повторить путь Христа на Голгофу, а композиции в католических храмах позволяют прихожанам мысленно сопровождать Христа в его жертвенном пути. В Архикафедральном соборе Пречистой Девы Марии композиция 14 стояний Крестного Пути состоит из деревянных скульптур, выполненных резчиком Владимиром Андриенко.
После реставрации некоторые росписи в храме уже открыты взгляду.
Под слоем штукатурки скрыто еще около 100 кв. метров изображений. Фрески в соборе создавались с использованием градаций тонов одного цвета с целью создания объемного вида, по технологии «гризайль», т. е. создавался 3D эффект. И все это было безжалостно оштукатурено. Остается надежда, что со временем все росписы будут очищены и отреставрированы.
В 2005 году Епископатом Австрии собору был подарен новый орган массой 8 тонн, который прекрасно звучит.
Это один из лучших органов в Европе. Между боковых нефов расположены конфессионалы, т. е. католические исповедальни, красиво вырезанные из дерева.
Собор Пресвятой Девы Марии расположен в центре города, напротив Ратуши. Если вы будете в Минске, то обязательно зайдите в этот храм, посидите и послушайте орган. После посещения такого храма в душе остается свет.