С раннего детства полюбил читать книги. В наше время уже необходимо уточнить — бумажные. Несомненная заслуга в этом моего отца. Да и мать читала. Иногда мне казалось, будто она проглатывает мелкий скучный текст целиком. По вечерам подолгу сидела за невзрачными книгами в то время как я ложился спать. И как чтение может настолько увлекать? Это озадачивало меня с юных лет. Приличную, увесистую книгу она могла одолеть за пару тройку дней и приступить к новой. Читала взахлеб. Но при этом читала не дешевую бульварную литературу, а скорее серьезную, заставляющую задуматься о вечном классику. Но отец, как авторитет, все-таки был для меня более влиятельным и я старался ему подражать, открывая тайком его книги и пытаясь хоть что-то понять в непривлекательном тексте. А приоритет отдавал я все-таки книгам где яркая, красивая обложка, либо необычное оформление.
Внешний вид играл решающую роль. Периодически видел отца лежащим на диване, например с очередным остросюжетным историческим романом Мориса Дрюона. Любил он подчеркивать ручкой либо карандашом, а позже уже яркими цветными маркерами важные, на его взгляд, мысли. Кстати, со временем и я перенял его привычку черкать в книгах, но на данный момент перестал. Дело в том, что у меня есть привычка перечитывать книги и если они уже не актуальны, по разным причинам, стараюсь от них избавиться, чтобы не захламлять полки. Сейчас для меня важно качество, а не колличество. И вот перечитывая очередную рукопись заметил, что те важные мысли, что были подчеркнуты в момент первого ознакомления с книгой, уже утратили актуальность. Утратили, а книга уже испорчена. Вот и прекратил рисовать на бумаге. Мало ли что я посчитаю актуальным при повторном прочтении. Пусть мозг сам находит, а не пользуется готовыми ответами. А готовые ответы и современное клиповое мышление уже сделали свое дело. Не могу судить по всем, но на примере родителей могу уверенно заявить, что читать они стали гораздо меньше, а точнее, вообще перестали. Не припомню, чтобы в последние годы я их видел за книгой. Да, телефоны полностью завладели их умами.
Вот и «Центральный» книжный при первом его посещении произвел впечатление солидного магазина с богатой историей, где благоприятная атмосфера располагает к покупкам. Мне нравился запах свежей типографии в его стенах и страстное желание приобрести как можно больше книг. Пытливость к открытиям, жадность новизны, аппетит к познанию…Тут я ловил какое-то мимолетное ощущение хаоса: эти высокие стеллажи всегда трещали от количества актуальных и не очень книг, а на прилавках каждый мог наткнуться на довольно неожиданные сувениры. Но это и была настоящая атмосфера большого центрального книжного магазина, где всегда хочелось затеряться в этом почти волшебном мире печатных страниц.
Но как это бывает всегда и совсем, чем чаще я наведывался сюда, чем более посещал новых мест, тем более находил недочетов и замечаний в некогда прекрасном месте.
Периодически меня посещают мысли о том, что идеал и совершенство, к которому стремится все человечество, как раз и состоит в этом бесконечном процессе их поиска и конца и края этому не видно. Ведь мы так быстро привыкаем к хорошему и нам уже подавай лучшее.
В современных реалиях еще более актуальным становится наболевший вопрос о том, а как же сегодня книжный бизнес «выживает»? Точнее слова и не напишешь.
Когда я читаю такие вывески, как «Центральный книжный магазин», да еще если он столичный, то представляю себе по меньшей мере Парижский «Шекспир и Компания». Это и не удивительно, ведь из-за большой любви к книгам у меня соответственно и завышенные ожидания. Хочется ведь самого лучшего и достойного. Да еще и так, чтобы как в фантазиях.
У входа «Кнiгарни» и правда, появляются такие мысли. Расположение магазина, на мой взгляд, идеальное. Он находится в самом центре Минска, в доме с богатой историей, здании «стиля триумф» т.н сталинский ампир.
Тут жил кинорежиссер Владимир Корш-Саблин, снявший в 1933 году первый звуковой фильм в белорусском игровом кинематографе — «Западный фронт». Еще тут проживала школьная подруга жены самого Вольфа Мессинга Аиды. Когда тот приезжал с гастролями в Минск, то старался остановиться в ее квартире.
А сама «Кнiгарня» была открыта лишь в 1952 году. Тогда считалось, что это самый богатейший универсальный книжный магазин столицы.
И действительно, площадь в почти 400кв. метров и сегодня впечатляет.
Интерьер без изысков, скорее напоминает классический советский магазин, где все предельно просто и лаконично. В воздухе витает такая атмосфера, будто жизнь тут остановилась. Людей мало и то, предпочтительно старшего поколения, которым с шестьдесят. Я бы не стал утверждать, что книги вымерли и остались лишь пылится на полках библиотек. И молодежь читает бумажные книги, но по всем понятным причинам, не стоит проводить параллели с доцифровой эрой. Просто формат магазинов и ценообразование кардинально поменялось. Гораздо проще с большим выбором и более низкой ценой, выбрать необходимую литературу онлайн. А в такие классические магазины люди с удовольствием будут ходить ради атмосферы, уникальных экземпляров, презентаций, лекций и мастер-классов с обязательным привлечением подрастающего поколения.
Еще тут не хватает места, чтобы просто посидеть с книгами
подольше их рассмотреть, да и вообще устроиться поудобнее и немного отдохнуть, перевести дух, насладится атмосферой тишины и спокойствия. Разумеется не один я такой умный и понятно, что все упирается в деньги, но есть хороший пример современного книжного магазина «Белкнига»,что рядом с ТЦ «Галерея». Там те же презентации проводить самое место и детям есть где развернутся. Проблема, скорее всего в том, что у меня в голове существует некий придуманный идеальный образ книжного и я стараюсь под этот шаблон подставить все существующие магазины. Как бы там ни было, но каждому уважающему себя читающему туристу стоит посетить это место, чтобы составить уже свое личное мнение и приобрести незамысловатый сувенир.