Вена и кубизм, Вена и брутализм, Вена и деконструктивизм… Не слишком ли смело для имперской столицы, которая, казалось бы, застыла в своем блистающем прошлом. Кажется, что самая большая вольность, которую себе позволила Вена — это Дом Хундертвассера — в центре, но и одновременно как бы в кустиках. Мусоросжигательный завод того же Хундертвассера — достопримечательность «по запросу» — покажут, если попросите, а в программу стандартной экскурсии не ложится, ибо построен на отшибе.
Однако именно «отшиб» интересен своими нетуристическими местами. У окраин Вены свои шедевры, вписывающиеся в ландшафт и не нарушающие исторический облик города… Хотя, кто сказал, что история Вены — это только ее имперское прошлое. Ведь в последние сто лет, с момента падения Империи, город активно рос, развивался, следил за модой и тенденциями, пытаясь не отставать от Берлина, Парижа, Лондона, а, возможно, в чем-то и превосходить.
Церковь Фрица Вотрубы можно условно отнести к шедеврам социалистической Вены.
Очень известный венский скульптор — 1907—1975 гг. Как и положено настоящему венцу, его папа был родом из Чехии, а мама из Венгрии. Семья была многодетной и сильно нуждалась в деньгах. Фриц был восьмым ребенком. Папа Фрица Адольф Вотруба был человеком сильно пьющим и не сдержанным на руку. Впрочем, некоторую заботу о семье он все-таки проявлял. Семья переехала в Вену из Чехии, потому что отцу предложили работу помощника портного. Биографы Вотрубы утверждают, что «уход в творчество» был защитным механизмом психики от жестокого внешнего мира. С творчеством у Фрица сложилось. Он закончил приличное художественно-ремесленное училище в Вене, кажется, тоже самое, что и Густав Климп и стал знаменитым скульптором.
Церковь на окраине города — самое монументальное и значимое его произведение. До окончания строительства Фриц не дожил…
Концепция.
«Создайте что-то, что покажет, что бедность не обязательно должна быть уродливой, что отречение может происходить в среде, которая, несмотря на величайшую простоту, прекрасна и также делает вас счастливыми.»
Технические характеристика здания.
Стилистика здания, скорее, кубизм и брутализм. Состоит из 152 открытых бетонных блоков от 0,84 м 3 (1,84 т) до 64 м 3 (141 т); высота самого высокого блока 13,10 метра. Свет падает через простые стеклянные панели, которые вставляются в неправильные пространства, в результате чего пучки света пересекаются. На стене алтаря — слепок креста, созданный Вотрубой. В подвале есть общественный зал площадью почти 350 м².
Во многих городских парках можно увидеть скульптуры Вотрубы.