Нельзя сказать, что совсем не знали о Карлскирхе — и проезжали мимо, и в интернете видели… Так сказать, проходили… в основном мимо. Меня смущали две колонны перед фасадом, как-то очень уж смахивающие на минареты. Невольная ассоциация со Стамбульской Ая-Софией — главным христианским храмом Константинополя, превращенным в мечеть. Но в этот раз, когда мы с женой оказались на целых два дня предоставлены сами себе в Вене, решили посетить этот странноватый объект.
Подходим со стороны Венского технического университета (он справа)
При подготовке этого материала к публикации то и дело спотыкался в своём фотоархиве на фотографии, которые безусловно были сделаны в это время и в этом месте, но показывали какие-то события или людей (в т. ч. святых), которые непонятно как соотносились с историей Карлскирхе. Был соблазн не тратить впустую время и просто похоронить эти кадры в архиве. Но любопытство, как обычно, оказалось сильнее, да и самолюбие привычно заныло (что: слабО?). Начал разбираться, кой-чего нарыл уже не в своих только архивах, местами стало интересно. Самое интересное — это многосрезная история не такого уж старого храма (282 года — ну что за возраст!).
Не будучи специалистом в истории религии и её художественном выражении — всего лишь покажу, что сумел увидеть, и поделюсь впечатлениями.
Историческая справка
Первый срез — это, конечно же, общая история создания храма. Кратко перескажу общеизвестные факты. В 1713 году, когда очередная (к счастью, последняя в Европе) эпидемия чумы, унесшая только в Вене более 8 тысяч жмзней, пошла на спад, тогдашний император Священной Римской империи Карл VI дал обет своему небесному покровителю Святому Карло Борромео, что в память чудесного избавления от страшной эпидемии он построит посвящённый ему храм. Кстати, сам император тогда был совсем молод, ему не было ещё и 30 лет.
Карло Борромео (1538–1584), римский кардинал и архиепископ Милана, прославился мужественным поведением во время эпидемии чумы в 1575–78 годах. Он вышел на улицы, не чурался больных, но всячески им помогал, лично причащал и отпевал. В 1610 году был канонизирован, причислен к лику святых. Считается главным заступником и покровителем при массовых заболеваниях.
Проектирование и строительство Карлскирхе выполнял выигравший специальный конкурс архитектор Иоганн фон Эрлах, автор дворца Шенбрунн и многих других объектов дворцовой и религиозной архитектуры. Строительство было начато в 1716 году. После кончины Иоганна фон Эрлаха в 1723 году, возведение храма продолжил его сын Иосиф. Храм был достроен и освящён в 1737 году.
Историко-архитектурный срез
В наружном оформлении храма невероятная смесь эпох и стилей — от классического древнегреческого портика до барочного, громадных размеров купола эллипсовидной в плане формы, с возвышением его верхней точки над уровнем земли на 72 м.
Император решил, что церковь Святого Карло Борромео должна быть обетной церковью всей империи. Видимо, архитектор проникся этим замыслом. Гармоничным синтезом противоречивых, казалось бы, несочетаемых элементов Иоганну фон Эрлаху удалось создать связующее архитектурно-историческое звено между Римом, Византией и Азией.
На фризе над колоннадой портика надпись на латыни: Vota mea reddam in conspectu timentium deum., что можно перевести как «Воздам обеты мои пред боящимися Его». На аттике за фронтоном портика расположились скульптуры, аллегорически изображающие добродетели: Покаяние, Милосердие, Смирение и Веру. В центре над фронтоном — фигура самого Карло Борромео, возносящего молитвы Всевышнему за спасение от чумы. Тема Карло Борромео просматривается также на спиральных рельефах двух монументальных колонн, установленных по обеим сторонам от центрального входа в храм. Перед входом стоят ангелы, символизирующие Ветхий и Новый Завет.
На спиральных рельефах колонн — изображение деяний Карло Борромео
У ангела слева от входа символ Ветхого Завета — возвышение змея
У ангела справа символ Нового Завета — крест Христа.
1
Карлскирхе и Contemporary Arts
Прежде чем войти в церковь, нельзя обойти ещё один, притом совершенно неожиданный срез — причастность Карлскирхе к тому, что называется Contemporary Arts — современное искусство. Казалось бы — невероятное сочетание. Но это факт. Существует современное течение Aerocene, название которого созвучно имени его инициатора — аргентинца Томаса Сарацено (Tomas Saraceno, род. 1973). Это широкое социально-политическое и художественное течение пацифистской и экологической направленности. С 2015 года Карлскирхе также участвует в этом движении, что нашло отражение (в прямом и переносном смысле) в современном оформлении интерьера церкви.
Войдя внутрь церкви, поневоле обращаешь внимание на большой зеркальный шар, висящий в центре главного зала точно под куполом.
Подняв голову, видишь ещё один шар, выше и поменьше размером. Справа от них ажурное металлическое сооружение, напоминающее строительные леса. Это действительно временное приспособление с лифтом-подъёмником для обслуживания ремонтно-реставрационных работ на внутренней поверхности купола. Правда, из временного оно стало постоянным и используется для подъёма туристов на верхнюю смотровую площадку, где до купола буквально рукой достать.
Снизу открывается широкий обзор на роспись купола, но всё очень мелко. Хотя вот даже птичку в верхнем малом куполе видно.
А здесь я смотрю на шар снизу, но в отражении вижу почти весь церковный зал сверху, там даже орган просматривается. Удивительный эффект.
1
На площади перед храмом расположен довольно большой бассейн овальной формы. С левой стороны в нём установлена скульптурная группа английского скульптора Генри Мура (Henry Moore) «Своды холма» (Hill Arches, 1978). Вокруг бассейна разворачиваются большие рождественские ярмарки с детскими городками и аттракционами. Не могу сказать, что это всё — тоже Aerocene, т. к. появилось на десятилетия раньше, но в его концепцию вполне вписывается.
1
Почти во всех отзывах, касающихся интерьера Карлскирхе, высказывается отрицательное мнение об этой «железяке», портящей впечатление от шедеврального барокко. Но, с другой стороны, кто ж не захочет вознестись под самый купол? Очередь желающих. Вывод: подъёмник, разумеется, нужен, только конструктив должен быть более лояльным к архитектурному шедевру.
Конечно же, и мы не отказались от подъёма. Но пешочком подняться от лифта выше по хлипкой лестнице, ведущей под купол, сил не хватило. Ограничились подъёмом только до обзорной смотровой площадки, откуда город видно. Сначала глянули вниз — вон этот малый верхний шар, сейчас он ниже нас. В отражении даёт обзор внутренней поверхности подкупольного барабана, но как-то уж очень мелко получается. Пожалуй, без шара было бы лучше всё видно.
1
Окошки в самом куполе небольшие и зарешеченные, овальной формы (снаружи их видно), стёкла не совсем хрустальной ясности, широта обзора так себе… Что-то на фото получилось — и ладно, для общего впечатления. На этом снимке слева — здание технического университета, справа от него парк Ресселя, в просвете которого просматривается небольшой павильон в стиле модерн работы знаменитого архитектора Отто Вагнера, о котором я писал в рассказе «На подступах к Вене».
1
На следующем снимке — продолжение панорамы, здесь вдали виден шпиль собора Св. Стефана, а справа на переднем плане — фрагмент оголовка одной из колонн перед Карлскирхе.
Перед спуском осмотрели, насколько было возможно с нашей недостаточной высоты, купольные фрески, выполненные в основном Иоханном Михаэлем Ротмайром (1654–1730) и частично Гаэтано Фанти. Признаюсь, удалось запечатлеть только небольшую их часть, причём главный фрагмент — моление Карло Борромео при поддержке Марии — я упустил. Но общее впечатление об уровне работы мастера можно получить.
Рассматривая купольные фрески, обнаружил некую странность. Читал, что всю работу над фресками Ротмайр выполнил за пять лет. Учитывая даты его жизни, это была вторая половина 1720-х годов, когда художнику было уже за 70 лет. Представьте себе: тебе за 70, лифта нет, высота рабочей площадки от 45 до 70 метров от пола. Нужно подниматься на такую высоту ежедневно, притом не с пустыми руками. А потом ещё по много часов подряд работать с поднятыми вверх руками и запрокинутой головой. Я пытался, ещё когда читал «Муки и радости» Ирвинга Стоуна, сцены работы Микеланджело в Сикстинской капелле. Но там и высота была вполовину, и Микеланджело помоложе… тоже почти вполовину. Пытался представить — виртуально, но до реального головокружения — и понял отчётливо: лично я никогда бы не смог.
Поэтому, когда представляю, как 70-75-летний Иоганн Ротмайр расписывал громадный (диаметр 25 м) купол Карлскирхе — у меня нет комментариев Просто снимаю шляпу.
На этом снимке хорошо видно, что малый купол, возвышающийся над основным, имеет форму эллипса — такую же, впрочем, как и основной купол, и центральный зал церкви, расположенный под куполом.
Спустившись «с небес», осматриваем то, что внизу, в центральном зале церкви.
Общий вид алтарной части
1
Открытый по католическим канонам алтарь украшен барельефом о вознесении Карло Борромео в рай, выше которого эмблема Всевидящего ока.
1
Картина «Святая Елизавета Португальская, раздающая милостыню» работы Даниэля Грана (1694–1757). Перед ней — скульптурный портрет Святого Карла Борромео, в честь которого и был возведён этот храм.
1
Обернувшись в сторону входа, можно видеть красочно выполненный балкон в обрамлении мраморных колонн. В глубине балкона расположен орган, используемый во время религиозных служб и для организации концертов классической музыки. У меня на снимке чуть видны только макушки центральных труб органа. Украшающая ограждение балкона эмблема — герб династии Габсбургов периода правления Карла VI.
1
По периметру центрального зала в нишах расположены несколько боковых алтарей, оформленных большими живописными полотнами и престолами с подсвечниками, иногда с дополнительными иконами.
1
Картина «Вознесение Девы Марии» кисти Себастьяно Риччи (1659–1734)
1
С обеих сторон установлены исповедальные кабинки. На табличке указано, что языки исповеди — немецкий, чешский и польский. Указано имя исповедника, но нет информации о времени и процедуре записи на исповедь.
Военно-исторический срез
Слева от алтаря заметил памятную доску с надписью: «Павшим в мировой войне 1914–1918 офицерам, унтер-офицерам и драгунам 9-го императорского Галицко-Буковинского драгунского полка эрцгерцога Альбрехта от их товарищей».
Над доской портрет последнего императора Австро-Венгрии, короля Чехии и Венгрии Карла I (1887 — 1922), унаследовавшего корону в ноябре 1916 г. после смерти его двоюродного деда императора Франца-Иосифа I и низвергнутого с трона в ноябре 1918 г. в результате поражения в Первой мировой войне. В 2004 г. причислен Католической церковью к лику блаженных.
Дальше обнаружил ещё одну памятную доску — в честь императорского драгунского полка, существовавшего в различном составе и под разными наименованиями с 1631 по 1918 год. На самом деле в 1867 г. при создании австро-венгерской Единой Армии были сформированы 15 драгунских полков, имевших, кроме номеров, названия по имени покровителя полка, одного из членов царствующих фамилий, притом не обязательно принадлежащих Австро-Венгерской империи. Например, 12-й Богемский драгунский полк носил имя Великого князя российского Николая Николаевича. На доске указано наименование 10-го Богемского полка князя Лихтенштейна. В 1915 году именные названия были отменены, оставлены только номера.
Ещё одна доска посвящена павшим героям 15 драгунских полков с перечислением сражений Первой мировой войны, в которых они участвовали. Вверху — девиз (в моём вольном переводе): «Верность превыше смерти».
Здесь я задумался и не нашёл ответа, какую связь имеет история императорской гвардии с Карлскирхе. Предполагаю (но не имею доказательств), что храм Св. Карло Борромео оказывал пасторскую помощь офицерам, унтер-офицерам и рядовым императорских драгунских полков.
Религиозно-исторический срез
Следующий срез истории Карлскирхе связан с канонизацией и почитанием религиозных деятелей, признанных святыми, а также с местом храма Св. Карло Борромео в религиозной истории Европы.
Скульптурное изображение Святого Антония с подписью: «Св. Антоний заступится за нас». Преподобный Антоний (Великий) — реальная историческая личность (251–357 гг.), родом из коптских христиан (Египет). Раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.
На портрете слева на дальнем плане — папа Иоанн Павел II (1978–2005). Первый понтифик славянского происхождения, поляк Кароль Юзеф Войтыла (1920–2005). Канонизирован (причислен к лику святых) 27.04.2014.
На следующем портрете папа Иоанн XXIII (1958–1963), в миру Анджело Джузеппе Ронкалли (1881–1963). Канонизирован 27.04.2014, одновременно с папой Иоанном Павлом II.
Читал в отзывах, что в Карскирхе существует музей Карло Борромео, в коллекции которого представлены скульптурные изображения кардинала, его одежда, церковные облачения, а также ценные религиозные атрибуты, перевезённые по приказу Карла VI в. 1733 году из Праги. Ориентируясь по указателю и поднявшись по лестнице, мы зашли в небольшое помещение, напоминающее музей. Увидели там немного, даже не могу сказать, что это именно тот музей. И скульптур здесь нет, правда, одну мы видели внизу, в одном из боковых алтарей.
Но вот в витрине предметы одежды священнослужителя — может быть, самого Карло Борромео?
А эти религиозные атрибуты — не те ли самые, из Праги?
В том же небольшом зале увидели две картины, не упоминаемые в отзывах и путеводителях, точнее, это репродукции картин Эммануэля Дите, 1903. На обеих изображена Святая Агнесса Богемская (Анежка Чешская). Отталкиваясь от этих картин, обнаружил несколько неожиданный срез религиозной истории храма.
Агнесса Богемская (1205–1282) — дочь короля Богемии Оттокара I. Германский император Фридрих II, овдовев, пожелал жениться на ней. Агнесса обратилась к Папе Римскому, умоляя его не дать совершиться браку, так как она никогда не соглашалась на брак и хочет быть невестой Христа. Фридрих Барбаросса на это сказал: «Если бы она предпочла смертного, я бы стал мстить, но меня не оскорбляет, что она предпочла Небесного Царя».
Агнесса посвятила себя делам благочестия и заботе о бедняках. В 1233 году она на свои средства основала в Праге госпиталь, а также монастырь клариссок (женское ответвление ордена францисканцев), куда она поселила монахинь из Триента и в котором в 1234 г. поселилась сама.
Агнесса Богемская канонизирована папой Иоанном Павлом II в. 1989 году.
На одной из картин Эммануэля Дите изображена сцена, где Святая Агнесса ухаживает за больным.
При основанном Св. Агнессой госпитале возник Орден Рыцарей Креста. Поэтому в Чехии она считается основательницей мужского монашеского Ордена Рыцарей Креста с красной звездой.
Это событие отражено на картине Эммануэля Дите, где Святая Агнесса передаёт полномочия по управлению госпиталем Рыцарям Креста. В руках рыцаря в красном одеянии макет церкви. Эта же церковь — в руках ангела в верхней части предыдущей картины. Это костёл Св. Франциска Ассизского на Площади Крестоносцев в Праге — главный храм Ордена Рыцарей Креста с красной звездой.
Вопрос: при чём здесь Карлскирхе? А при том, что Карлскирхе принадлежит Ордену Рыцарей Креста с красной звездой — изначально и по сегодняшний день.
В боковом приделе храма расположена часовня Ордена Рыцарей Креста с красной звездой. Над алтарём вместо традиционного распятия — красочное полотно, изображающее снятие Спасителя с креста, под ним с обеих сторон изображены эмблемы Ордена — мальтийский крест и шестиконечная звезда красного цвета.
Католический религиозно-духовный Орден Рыцарей Креста действует в основном в Чехии, где имеет 15 храмов. Единственным зарубежным храмом во владении ордена является венский храм св. Карло Борромео (Карлскирхе), которому Орден покровительствует с момента его создания. Это неудивительно, т. к. изначально основной задачей Ордена была организация госпиталей и руководство их деятельностью, что созвучно деяниям Св. Карло Борромео.
С предложением взять только начатый строительством храм под покровительство Ордена выступил его Велмистр (Гроссмейстер) Мартин Константин Бейнлих, а после его смерти в 1721 году его дело продолжил Велмистр Франтишек Матош Бём. После 19 лет переговоров император Карл VI постановил, что рыцари Ордена могут взять храм под своё покровительство при условии основания ими здесь госпиталя.
Церковь Св. Карло Борромео была тожественно освящена в 1737. Годом позднее Карл VI вместе со всем двором присутствовал на епископской мессе Велмистра Бёма по случаю юбилейных торжеств Ордена Рыцарей Креста, которому в 1737 году исполнилось 500 лет. В 1739 году был основан госпиталь 24 рыцарей госпитальеров.
В 2011 году 48 по счёту Велмистром (Гроссмейстером) Ордена Рыцарей Креста с красной звездой был избран доктор Йозеф Шедиви, бывший пастор. Его портрет находится на стене храма недалеко от входа в капеллу. Примечательно, что подпись под портретом выполнена на чешском языке.
Послесловие
Признаюсь, приступал к составлению отзыва о Карлскирхе с большой неохотой, т. к. после её посещения «послевкусие» было так себе, на троечку. Сейчас, покопавшись и кое-в чём разобравшись, готов оценить этот объект на 4 с плюсом. Очень интересно, рекомендую.
Справки
Как добраться: станция метро Карлсплац, линии U1, U2, U4.
Время работы:
— понедельник — суббота 9.00–18.00;
— воскресные и праздничные дни 12.00–19.00.
Карлскирхе в настоящее время является музеем, службы там проходят по особым случаям. Поэтому вход в церковь платный.
Цены (на одного посетителя):
— взрослые — 8 евро;
— группы (от 6 человек) — 6 евро;
— школьники и студенты — 4 евро;
— дети до 10- лет — бесплатно.
Пользование лифтом входит в стоимость билета и отдельно не оплачивается.
За актуальной информацией лучше обращаться на сайт Карлскирхе.