Кинофильм Кэрола Рида «Третий человек», снятый по роману классика английской литературы Грэма Грина, в 1949 году, без малого 70 лет занимает лидирующие позиции в рейтингах.
Этот фильм — величайший кино-гимн Вене — только не Вене Габсбургов, Моцарта и Штраусов, а Вене послевоенной, Вене-в-руинах, но по-прежнему манящей и величественной. Фильм начинается и заканчивается в одном и том же месте — на знаменитом Центральном кладбище Вены (Wiener Zentralfriedhof).
Если составить рейтинг самых-самых кладбищ Европы (а, пожалуй, и всего мира), то Венское войдет в первую тройку, наравне с Парижским Пер-Лашез и Венецианским Сан-Микеле. Причиной тому — невероятное число знаменитостей, живших, умерших и похороненных в Вене, а также грандиозные размеры Венского некрополя ‑ равные среднему городку в Центральной Европе.
В силу этих двух обстоятельств, по Венскому кладбищу можно не только бродить, но и ездить — у ворот посетителей постоянно ожидают кареты, запряженные лошадьми.
Центральное венское кладбище
ВРЕМЯ РАБОТЫ КЛАДБИЩА ноябрь — февраль: пн — вс, 08:00 — 17:00 март: пн — вс, 07:00 — 18:00 апрель: пн — вс, 07:00 — 19:00 май — август: пн — вс, 07:00 — 20:00 сентябрь: пн — вс, 07:00 — 19:00 октябрь — ноябрь: пн — вс, 07:00 — 18:00 праздничные дни: 10:00 — 17:00 Добраться до кладбища можно на метро U3 до станции Simmering, и дальше на трамвае 6 или 71. Трамвай 71 ходит также с площади Шварценбергплац. Вдоль кладбища он делает несколько остановок.
В центре кладбища, похожим на гигантский круг — церковь св. Карла Борромея. В ее чертах которой одновременно угадываются знаменитая барочная базилика сан-Карло Борромео, что находится на знаменитой Карлплатц в Вене, и стилистика сецессиона, здание которого находится на той же самой площади. Возле кладбищенской церкви расположен президентский склеп, где нашли последнее пристанище все главы Австрийской республики после 1945 года. Впрочем, склеп этот малохудожественен и никому, кроме австрийских патриотов не интересен. А вот композиторская площадка, центром которой выступает кенотаф (то есть, псевдомогила — ибо в реальности его останки лежат неизвестно где) Моцарта. Рядом ‑ могилы (на сей раз — настоящие) Бетховена, Глюка, Шуберта, Брамса, Штраусов, Зуппе, Шенберга, Цемлинского, Лигети. Для рокеров священна могила лидера «Визер репорт» Завинула, для любителей поп-музыки — Фалько. Недалеко от композиторов покоятся ученые, среди которых — великий физик Больцман, писатели, художники и архитекторы — в том числе, крупнейший мастер Венского модерна Лоос.
Но самые интересные с художественной точки зрения надгробия принадлежат не знаменитостям, а простым, хотя и зажиточным, венцам. Их семейные склепы, созданные лучшими австрийскими архитекторами и художниками, поражают пышностью и монументальностью — и целого дня мало, чтобы вдосталь насладиться их зрелищем!
Здесь красиво и торжественно. Здесь все продумано для мелочей, и все …для людей, несмотря на то, что здешних «обитателей» уже давно нет в живых. Ухоженные газоны, пафосные памятники, вежливые сотрудники в шикарных одеяниях. Здесь все дышит …жизнью, гармонией, венским шиком и, одновременно, строгостью. Здесь время тянется бесконечно — даже если зашел на часок.
Не это ли имел ввиду Кэрол Рид, отправляя в первой сцене «Третьего человека» муляж останков главного героя фильма именно сюда (пародируя псевдопохороны Моцарта)? Не потому ли, уже в финальной сцене, главный герой находит упокоение — в той же самой могиле, на том же самом кладбище. Круг замыкается. Имя ему — Вечность.
© Елена Никитина