Хочу поделиться впечатлениями от посещения дворцово-паркового комплекса Бельведер и о своих размышлениях, которые немного отвлекали меня от созерцания «жемчужины» Вены, как многие его называют.
Хочу поделиться впечатлениями от посещения дворцово-паркового комплекса Бельведер и о своих размышлениях, которые немного отвлекали меня от созерцания «жемчужины» Вены, как многие его называют.
Гуляя по парку и любуясь «прекрасным видом» я вспоминал некоторые истории о принце Евгении Савойском — прославленном полководце и ценителе искусства. Когда-то он поручил Иоганну Лукасу фон Хильдебрандту сооружение своей летней резиденции, дворца и парка Бельведер.
Принц Евгений не собирался здесь жить, а задумал, что дворец должен был стать маленьким чудесным Версалем и служить для различных увеселений и развлечений тогдашней богемы.
Девушки всех времен мечтают о любви с принцем, но не все принцы одинаково полезны в этом деле.
Таковым оказался принц Евгений.
История не оставила нам каких-либо документальных фактов о его взаимоотношениях с женщинами, которых понятно крутилось около него много. Евгений Савойский никогда не был женат, у него не было детей.
Он не вел дневников и даже не оставил после себя личной переписки. Дамы, окружавшие его были не так молчаливы и скрытны, а наоборот многие из них имели привычку все записывать для истории. Так вот, они утверждают, что любовь прославленный полководец предпочитает «по-флорентийски», красочно расписывая, что видят «зрелище почти столь же непристойное, как Геракл у Омфалы». Так описывает вечеринки с участием Евгения некая леди Монтегю. О том же вспоминает в своих дневниках и герцогиня Орлеанская.
Хотя высказываниям женщин, которым принц не ответил взаимностью, я бы не очень доверял — они персоны заинтересованные, чтобы бросить тень и объяснить свою неудачу в завоевании любви Евгения.
И хотя никто свечку не держал, но скорее всего принц был геем.
Так что, как говорится:
Прошла любовь, завяли помидоры
А вместе с помидорами завяли огурцы…
Однако, после того как триста лет назад принц Евгений Савойский положил конец турецким нашествиям началась пора расцвета австрийской архитектуры в стиле барокко.
Австрийские архитекторы смогли добавить к итальянским оригинальные элементы, создав свой архитектурный стиль. Например, предложили интересную форму крыши — с двумя куполами, напоминающими походные военные шатры тех лет. И вообще, позеленевшая от времени медь куполов зданий Вены — характерная черта для всей венской архитектуры.
Для создания Бельведера принц Савойский привлёк лучших архитекторов, дизайнеров и даже садовников того времени, многие из которых трудились над французским Версалем. Благодаря их стараниям мы можем сейчас любоваться этим шикарным комплексом.
Дворец состоит из двух величественных зданий — Верхнего и Нижнего Бельведера. Разбитый в 1717 г. симметричный французский парк, представляющий собой несколько следующих друг за другом с небольшим подъемом террас, покрывает пространство длиной 1 км и объединяет замки.
Пространство между дворцами изобилует фонтанами, статуями, вазами в окружении подстриженных кустов и зеленых боскет.
Деревья специально подстригают так, чтобы не заслоняли прекрасный вид на фонтаны, белоснежные лестницы, бассейны, изящные вазы и бесценные статуи парковой зоны.
Среди парковой скульптуры особенно выделяются крылатые львы с женскими головами.
В 1714—1716 гг. была возведена летняя резиденция принца, Нижний Бельведер, скромный внешний вид которого с лихвой компенсируется внутренней роскошью (мраморный зал, мраморная галерея, садовая комната).
В Верхнем Бельведере находится сейчас австрийская Галерея, в которой собраны произведения периода XIX—XX вв. не только из Австрии, но и со всего мира.
В Галерее Бельведера представлены работы таких знаменитостей, как художник Густав Климт и его бессмертный шедевр «Поцелуй».
Фото из интернета. Говорят, что на ней изображён сам Густав со своей возлюбленной Эмилией Флёге. Именно она послужила музой для этой картины.
Человеческие эмоции в скульптурных фантазиях Франца Ксавьера Мессершмидта,
похожие на плакаты эпохи французской революции картины Жак-Луи Давида и «Пять чувств» великолепного Ганса Макарта.
А еще картины-фотографии Рудольфа Альта, работы Эмиля Якоба Шиндлера и его ученицы Тины Блау, которые с любовью выписывали пейзажи старушки Вены, а также картины венского рынка Naschmarkt Карла Молля, и таких художников, как Эгон Шиле и Оскар Кокошка.
Переходя из зала в зал мы еще раз любуемся картинами Моне и Мане, работы которых представлены в одном зале и висят почти рядом, а также полотнами Бёкля, Вотрубы, Хаузнера, Хундертвассера!
Задержавшись у картины Антона Ромако «Императрица Елизавета» (ее еще ласково называли Сисси), полюбовались портретом самой эффектной женщины своего времени, красота которой не спасла ее ни от кромешного одиночества, ни от смертельного удара на набережной Женевского озера, нанесенного анархистом Луиджи Луккени заточенным напильником прямо ей в сердце…
Фото из интернета
Остановились возле замечательной картины Оскара Ласке «Das Narrenschiff» — Корабль дураков. По сюжету картины люди собираются на корабле, чтобы убежать от прежней жизни, томимые сумеречными надеждами, что по завершению плавания все проблемы разрешатся сами собой.
Похожие корабли с дураками плывут по всей Европе. Мы уже видели «Корабль Дураков» художника Иеронима Босха в Лувре и необычную скульптурную композицию Юргена Вебера в Нюрнберге, запечатлевшую в камне книгу «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.
Их дураки не вызывают у меня улыбки, в отличии от наших, а только сочувствие и жалость. Вот наш русский Иван — дурак, в конце сказки всегда герой-победитель!
Он хорошо играет дурака.
Такую роль глупец не одолеет:
Ведь тех, над кем смеёшься, надо знать,
И разбираться в нравах и привычках,
И на лету хватать, как дикий сокол,
Свою добычу. Нужно много сметки,
Чтобы искусством этим овладеть.
Такой дурак и с мудрецом поспорит,
А глупый умник лишь себя позорит.
Уильям Шекспир. Двенадцатая ночь, или что угодно
Время работы
Открыты дворцы с 10–18, а парк и до 21 не закрывается. И это правильно, в парке иногда и поздно вечером хочется отдохнуть. Вход бесплатный.
В Бельведеры можно сразу заплатить 19 евро за комби-билет, а можно отдельно за Верхний и Нижний 12,5 и 11 евро соответственно.
Дети посещают все свободно!
Как добраться
Как в Вене можно не добраться до Бельведера? Где он находится знает любой прохожий. Даже наших туристов можно спросить, которых в Вене огромное количество. Например, я спрашивал первых встречных, но очень симпатичных девушек, бойко разговаривающих между собой по-немецки. На мой простой вопрос: «wo ist Belveder?» , я получил ответ по-русски и без акцента!
Ну, а вообще самое простое на трамвае D в направлении Sudbahnhof до Schloss Belvedere.
Добраться обратно в центр города проще пешком — очень хорошо видно собор Stephansdom, в просторечии Steffl.
Где поесть
В Верхнем дворце очень уютное кафе. Кофе и захер, что еще нашему брату нужно. Открыта летняя веранда.
Но если хочется что-то поплотнее, то могу рекомендовать ресторанчик моего греческого друга. Другом он меня называл долго и упорно, когда догнал у входа во дворец и узнал, что я из России. Клялся в дружбе и руки жал долго. Очень звал обедать на свою «самую лучшую мусаку» в Вене. Посмотрев ему в глаза, я почему-то поверил. Небольшой ресторан с греческой кухней находится прямо напротив входа в Верхний Бельведер.
Сколько может уйти время на посещение? У нас ушло 4 часа, хотя изначально мы шли с конкретной целью — познакомиться только с творчеством Густава Климта поближе, но коллекция Галереи реально очень интересная. Даже есть один Ван Гог!