Гид по Бельведеру в трех частях. Часть 2: Верхний Бельведер — не только барокко!

Символ Вены и самый посещаемый музей Австрии. Этот дворец — must-see объект для туристов, но и музей с интересной коллекцией, правда скорее местного, чем мирового масштаба. Образец венского барокко par excellence он всем своим видом напоминает о своём первом владельце — принце Евгении Савойском — полководце, дипломате и меценате. Чтобы удостовериться посмотрите на муз, героев, триумфионы и купола в форме турецких шатров в оформлении дворца.

1 из 3
Один из сфинксов в саду Верхнего Бельведера, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

Если вы воспользовались моими практическими советами и уже сделали свой канонический вид и купили билеты в интернете, то можно отправляться в гости в принцу Евгению, тем более именно в этом дворце Его Светлость гостей и принимал. В этом смысле сегодняшние туристы — приемники послов и аристократов, что часто является единственной мотивацией в дворец и зайти. Ильф и Петров очень точно описали эмоции этой категории посетителей: «Эти люди бродят по ослепительным залам, завистливо рассматривают расписные потолки, трогают руками то, что трогать воспрещено, и беспрерывно бормочут: „Эх! Люди жили!“». Свадебные компании, позирующие для инстаграмма на фоне богатых интерьеров Бельведер вам лишний раз такой подход продемонстрируют.

Значительная часть посетителей приходит ради «Поцелуя» Густава Климта и чтобы они не плутали, дворец пополнен указателям. Но я вам очень рекомендую не поддаваться общему потоку и в зале гигантов свернуть налево — в галереи средневекового искусства.

1 из 2
Статуя Геры работы австрийской художницы Инес Дуяк (Ines Doujak), май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Статуя Геры работы австрийской художницы Инес Дуяк (Ines Doujak), май 2018. Фото Юлии Абрамовой

Не пугайтесь стоящей на коленях дамы — это временная выставка современного искусства. Леволиберальный дискурс требует инъекции едкой критичности перед созерцанием религиозного искусства, поэтому символ богини-матери — Гера стоит на коленям и выщипывает волосы на лице. Жадные же до «оригинального» селфи туристы фотографируются с той стороны инсталляции, где их естественного отверстия богини распыляется аромат благовоний. Это конечно не «Распятая лягушка» Мартина Киппенбергера, но для меня это попытка мелочного укола того же рода.

1 из 8
Экспозиция средневекового искусства в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Экспозиция средневекового искусства в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

В следующих залах вас ждет мир, каким его хотели видеть люди, на исходе средневековья серьезно воспринимавшими Священное Писание. Каждый сюжет их жития святых или история страстей Христовых выписаны с наивным старанием и глубокой верой в то, что и страждущие и плачущие утешаться. Посмотрите на любую работу хотя бы две минуты и, в не зависимости от ваших религиозных (контр)убеждений, к вам придет то «чувство чего-то безграничного, безбрежного», о котором писал Ромен Ролан Зигмунду Фрейду.

1 из 3
Выставка Вика Муница Verso в Верхем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Выставка Вика Муница Verso в Верхем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

В другом крыле первого этажа теперь также проводятся временные выставки. Сейчас здесь экспонируется довольно остроумный проект Вика Муница. Этот бразильско-американский художник делает точные репродукции тыльной стороны знаменитых полотен — для этой выставке в Бельведере он воспроизвел задники «Поцелуя» Климта и «Объятий» Шиле. Специалисты давно знают, что исследование техник и приемов могут открыть новые перспективы для интерпретации произведения. На этой выставке каждый зритель может убедиться в этом сам — стоит лишь порассматривать наклейки оборотной стороне сегодняшних шедевров и вам будет понятно, какая работа хранилась в музее как икона, а какая бесконечно переходила из рук в руки, меняя названия и коллекции.

Историческая экспозиция в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Историческая экспозиция в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

Если вы пройдете эту выставку до конца то окажитесь в зале истории Бельведера, где подробно и документально рассказывается об обо всем том, что вы можете прочитать в Википедии — годы, стили, владельцы и жильцы. Не смотря на старания кураторов, перечисление дат и имен — жанр не популярный и посетители быстро стараются переместиться в кафе или сувенирный магазин или дальше по музейному маршруту — это значит наверх.

1 из 3
Интерьеры Мраморного зала  в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Интерьеры Мраморного зала в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

Мимо мраморного зала вы пройти не сможете, каждый гость заходил и заходит сюда обязательно. И пусть фрески и люстры хороши, но с видом из Бельведера никакое искусство конкурировать не может.

Из мраморного зала два выхода — большая часть устремляется по указателям к Климту и туда нельзя не зайти, но если вы пришли чтобы увидеть характерные головы Мессершмидта, то вам налево. Барочное искусство с признаками гениальности находиться в Музее истории искусства, но Бельведер ценен тем, что здесь вы можете увидеть то обычное искусство, что наполняло обычные дома, виллы и дворцы. Посмотрите на средний класс, вы начнете ещё сильнее ценить шедевры.

1 из 6
Искусство Барокко в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Искусство Барокко в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

На пути к «Поцелую» не торопитесь, проявите волю и посмотрите работы Макарта, Сегантини, Маковской и, конечно, раннего Климта — вам станет понятнее, в чем же была радикальность его взгляда на женщин. А посмотрев на эту икону Сецессиона не торопитесь уходить — попробуйте найти среди ландшафтов Климта пары к его же портретам. Если вы действительно прониклись его искусством, вам это удастся.

1 из 5
Ранние работы Густава Климта в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Ранние работы Густава Климта в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

Проходя мимо Шиле и Кокошки обратите внимание на автопортрет смеющегося Ричарда Герстеля, таким вы его не увидите ни в одном другом собрании. А заключении экспозиции не пробегайте мимо конструкции временной инсталляции. Тут стереотипные представления об Австрии, как они показаны на самой знаменитой выставке в истории фотографии «The Family of Man». Сравните фотографии 1955 года с тем, что вы сейчас представляете себе, произнося слово «Австрия» и вы узнаете насколько лично вы мыслите стереотипами, или нет.

1 из 4
Зрители в зале Климта а в Верхнем Бельведере, апрель 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Зрители в зале Климта а в Верхнем Бельведере, апрель 2018. Фото Юлии Абрамовой

Даже если после Климта вам кажется, что программа выполнена, я все же советую вам подняться на верхний этаж (не пытайтесь доехать на лифте — легче выиграть в лотерею). Там выделено место уютному мещанскому искусству Бидемаера. Полное простых человеческих эмоций это искусство и не претендует не особость и гениальность. Оно вполне органично в бывших служебных помещениях и подкупает меня своей искренностью и безыскусными приемами.

1 из 2
Искусство Бидермаера в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Искусство Бидермаера в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

Ну, а если вы хотите посмотреть все, по пройдете мимо Ренуара и Моне и их австрийских современников по коридору для прислуги и увидите буйство массового безумия на «Корабле дураков» Оскара Ласке. Огромное полотно, написанное в период военного затишья 1920-х оказалось очередным пророчеством Кассандры, которую никто не слушал. Это работа Ласке — один из многочисленных иллюстраций причин того, почему после Второй Мировой войны художники адаптировали более активные формы творчества, нежели чем живопись.

1 из 4
Экспозиция французских импрессионистов в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
 
Экспозиция французских импрессионистов в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой

Если Верхний Бельведер только разжег ваш аппетит к всему австрийскому, то возможно стоит отправиться и в Нижний Бельведер, чтобы узнать больше о старом искусстве или в Бельведер 21, чтобы посмотреть на работы наших современников.

Юлия Абрамова — Art with me!

Май 2018

Вас также могут заинтересовать другие публикации о Бельведере:

Нижний Бельведер — душещипательное средневековье и модерн

Семь практических советов для гостей Бельведера

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Дворец Бельведер

Prinz Eugen-str. 27 и Rennweg 6А Подробнее об объекте