Символ Вены и самый посещаемый музей Австрии. Этот дворец — must-see объект для туристов, но и музей с интересной коллекцией, правда скорее местного, чем мирового масштаба. Образец венского барокко parexcellence он всем своим видом напоминает о своём первом владельце — принце Евгении Савойском — полководце, дипломате и меценате. Чтобы удостовериться посмотрите на муз, героев, триумфионы и купола в форме турецких шатров в оформлении дворца.
1 из 3
1
Один из сфинксов в саду Верхнего Бельведера, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Если вы воспользовались моими практическими советами и уже сделали свой канонический вид и купили билеты в интернете, то можно отправляться в гости в принцу Евгению, тем более именно в этом дворце Его Светлость гостей и принимал. В этом смысле сегодняшние туристы — приемники послов и аристократов, что часто является единственной мотивацией в дворец и зайти. Ильф и Петров очень точно описали эмоции этой категории посетителей: «Эти люди бродят по ослепительным залам, завистливо рассматривают расписные потолки, трогают руками то, что трогать воспрещено, и беспрерывно бормочут: „Эх! Люди жили!“». Свадебные компании, позирующие для инстаграмма на фоне богатых интерьеров Бельведер вам лишний раз такой подход продемонстрируют.
Значительная часть посетителей приходит ради «Поцелуя» Густава Климта и чтобы они не плутали, дворец пополнен указателям. Но я вам очень рекомендую не поддаваться общему потоку и в зале гигантов свернуть налево — в галереи средневекового искусства.
1 из 2
Статуя Геры работы австрийской художницы Инес Дуяк (Ines Doujak), май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Не пугайтесь стоящей на коленях дамы — это временная выставка современного искусства. Леволиберальный дискурс требует инъекции едкой критичности перед созерцанием религиозного искусства, поэтому символ богини-матери — Гера стоит на коленям и выщипывает волосы на лице. Жадные же до «оригинального» селфи туристы фотографируются с той стороны инсталляции, где их естественного отверстия богини распыляется аромат благовоний. Это конечно не «Распятая лягушка» Мартина Киппенбергера, но для меня это попытка мелочного укола того же рода.
1 из 8
Экспозиция средневекового искусства в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
В следующих залах вас ждет мир, каким его хотели видеть люди, на исходе средневековья серьезно воспринимавшими Священное Писание. Каждый сюжет их жития святых или история страстей Христовых выписаны с наивным старанием и глубокой верой в то, что и страждущие и плачущие утешаться. Посмотрите на любую работу хотя бы две минуты и, в не зависимости от ваших религиозных (контр)убеждений, к вам придет то «чувство чего-то безграничного, безбрежного», о котором писал Ромен Ролан Зигмунду Фрейду.
1 из 3
Выставка Вика Муница Verso в Верхем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
В другом крыле первого этажа теперь также проводятся временные выставки. Сейчас здесь экспонируется довольно остроумный проект Вика Муница. Этот бразильско-американский художник делает точные репродукции тыльной стороны знаменитых полотен — для этой выставке в Бельведере он воспроизвел задники «Поцелуя» Климта и «Объятий» Шиле. Специалисты давно знают, что исследование техник и приемов могут открыть новые перспективы для интерпретации произведения. На этой выставке каждый зритель может убедиться в этом сам — стоит лишь порассматривать наклейки оборотной стороне сегодняшних шедевров и вам будет понятно, какая работа хранилась в музее как икона, а какая бесконечно переходила из рук в руки, меняя названия и коллекции.
Историческая экспозиция в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Если вы пройдете эту выставку до конца то окажитесь в зале истории Бельведера, где подробно и документально рассказывается об обо всем том, что вы можете прочитать в Википедии — годы, стили, владельцы и жильцы. Не смотря на старания кураторов, перечисление дат и имен — жанр не популярный и посетители быстро стараются переместиться в кафе или сувенирный магазин или дальше по музейному маршруту — это значит наверх.
1 из 3
Интерьеры Мраморного зала в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Мимо мраморного зала вы пройти не сможете, каждый гость заходил и заходит сюда обязательно. И пусть фрески и люстры хороши, но с видом из Бельведера никакое искусство конкурировать не может.
Из мраморного зала два выхода — большая часть устремляется по указателям к Климту и туда нельзя не зайти, но если вы пришли чтобы увидеть характерные головы Мессершмидта, то вам налево. Барочное искусство с признаками гениальности находиться в Музее истории искусства, но Бельведер ценен тем, что здесь вы можете увидеть то обычное искусство, что наполняло обычные дома, виллы и дворцы. Посмотрите на средний класс, вы начнете ещё сильнее ценить шедевры.
1 из 6
Искусство Барокко в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
На пути к «Поцелую» не торопитесь, проявите волю и посмотрите работы Макарта, Сегантини, Маковской и, конечно, раннего Климта — вам станет понятнее, в чем же была радикальность его взгляда на женщин. А посмотрев на эту икону Сецессиона не торопитесь уходить — попробуйте найти среди ландшафтов Климта пары к его же портретам. Если вы действительно прониклись его искусством, вам это удастся.
1 из 5
Ранние работы Густава Климта в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Проходя мимо Шиле и Кокошки обратите внимание на автопортрет смеющегося Ричарда Герстеля, таким вы его не увидите ни в одном другом собрании. А заключении экспозиции не пробегайте мимо конструкции временной инсталляции. Тут стереотипные представления об Австрии, как они показаны на самой знаменитой выставке в истории фотографии «The Family of Man». Сравните фотографии 1955 года с тем, что вы сейчас представляете себе, произнося слово «Австрия» и вы узнаете насколько лично вы мыслите стереотипами, или нет.
1 из 4
Зрители в зале Климта а в Верхнем Бельведере, апрель 2018. Фото Юлии Абрамовой
Даже если после Климта вам кажется, что программа выполнена, я все же советую вам подняться на верхний этаж (не пытайтесь доехать на лифте — легче выиграть в лотерею). Там выделено место уютному мещанскому искусству Бидемаера. Полное простых человеческих эмоций это искусство и не претендует не особость и гениальность. Оно вполне органично в бывших служебных помещениях и подкупает меня своей искренностью и безыскусными приемами.
1 из 2
Искусство Бидермаера в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Ну, а если вы хотите посмотреть все, по пройдете мимо Ренуара и Моне и их австрийских современников по коридору для прислуги и увидите буйство массового безумия на «Корабле дураков» Оскара Ласке. Огромное полотно, написанное в период военного затишья 1920-х оказалось очередным пророчеством Кассандры, которую никто не слушал. Это работа Ласке — один из многочисленных иллюстраций причин того, почему после Второй Мировой войны художники адаптировали более активные формы творчества, нежели чем живопись.
1 из 4
Экспозиция французских импрессионистов в Верхнем Бельведере, май 2018. Фото Юлии Абрамовой
Если Верхний Бельведер только разжег ваш аппетит к всему австрийскому, то возможно стоит отправиться и в Нижний Бельведер, чтобы узнать больше о старом искусстве или в Бельведер 21, чтобы посмотреть на работы наших современников.