В музей Леопольда мы шли смотреть Густава Климта, самого популярного и любимого (особенно женщинами) австрийского художника. Ну, помните все это — «Поцелуй», «Три возраста женщины», «Золотая Адель», много-много золотого и сладкого… Ничего из перечисленного, увы, в музее Леопольда нет)). Главный шедевр Климта в этой очень современной Венской галерее — картина «Смерть и жизнь».
Одна из самых серьезных и трагических его работ, последнее масштабное полотно перед смертью — Климт писал его около шести лет, с 1910 по 1916 годы, а в 1918-ом ушел из жизни. Композиция состоит из трех условных частей: слева Смерть, справа — живые люди, сплетенные в единую массу. Между ними — чернота, граница, за которую живым хода нет.
В этот лоскутный кокон Жизни можно вглядываться бесконечно. Вот лицо спящего ребенка, прекрасные черты женщин, полных нежности и любви, сплетенные фигуры, погруженные в страсть, лицо старости в мудрой печали… Смерть одинока, она наблюдает жизнь со стороны. Мы видим лишь череп, и сгорбленную фигуру в саване. И знаем, что она к ним придет. К каждому. Никуда от нее не деться, ничто не спасет. И все-таки Жизнь сильнее. Целая философия из одной картины.
Два этих полотна — не картины на самом деле, а репродукции. Более того, это репродукции погибших во время войны картин. Они никогда не выставлялись при жизни Климта. Художник писал их с 1894 по 1900 год для украшения потолка Венского университета. «Медицина» и «Философия». Была еще «Юриспруденция», но в музее даже ее репродукция выглядит так нечетко, что я не стала ее снимать. Это был заказ, но заказчик — университет — не принял картины, посчитав их слишком откровенными.
Завершают экспозицию картин Климта работы в более традиционном стиле.
Густав Климт. Сидящая девочка. 1894 г.
2
Густав Климт. Слепой старик. 1896 г.
И один из эскизов (как мне кажется) довольно известной картины Климта «Шуберт за клавиром»
И, собственно, все — может, еще с десяток малоизвестных рисунков… и пара небольших полотен. Дальше вы переходите в музейное пространство, посвященное художнику Эгону Шиле.
Эгон Шиле (1890 — 1918 гг.). О его существовании до того, как зашла в музей Леопольда, я понятия не имела.
Вот, разве что эту картину — «Женщина в черной шляпе» — в каких-то альбомах раньше видела. Но имени Шиле не знала.
А ведь он, оказывается, ого как знаменит! Трагическая судьба у парня. Сидел за растление несовершеннолетней. Беременная жена на его глазах умерла от гриппа, а следом от того же гриппа умер и он сам, молодой совсем, в 28 лет. Написал множество полотен — и почти все они представлены в музее Леопольда.
Названия этой картины я не нашла, но взгляд у женщины запоминающийся))
Кардинал и монашка
1
Мать и дитя
Портрет художника Манса Массмана.1909 г.
Это картина называется «Откровенная», но на самом деле она очень скромная. Я специально начала со скромных картин. А есть совсем другие. Смотрела и недоумевала местами, вникая в творческие высказывания художника и его непростое воприятие мира (смущаюсь делиться увиденным, ну, разве что самое невинное покажу)
«Обнаженная в оранжевых чулках»
«Обнаженная девушка с поднятой правой ногой»
Или вот эта — просто «Лежащая женщина».
Как, думала я, его воспринимали современники, чем он их взял за живое…
— Это же классик австрийского экспрессионизма и ученик Густава Климта,- сказала мне Википедия, пристыдив за невежество,- о нем даже Милен Фармер упомянула в песне «Je te rends ton amour»,сравнивая себя с женским персонажем его картины (не покажу, какой)). Мне стало неловко.
Но зато после зала с трансформацией женских тел, начался другой — с домиками. И я всерьез полюбила нарисованные Эгоном Шиле австрийские пейзажи.
Этот с кладбищенской грустью не знаю, как называется на самом деле
Мой самый любимый — сделала из снимка себе обои на смартфон)). Называется «Городок».
«Дома у моря» 1914 г.
«Дом на реке»
«Дом с черепицей» 1915 г.
«Крумау. Полумесяц домов»
«Штайн на Дунае, вид с Кройцберга»
«Мертвый город» 1911 г.
1
«Молящийся лес»
Увидев это и пройдя дальше, в залы современных живописцев, я поняла, насколько гармоничен и сдержан художник Эгон Шиле в сравнении со своими последователями из 21 века (избранное прилагаю). Вот огромный кусок пространства отдан композиции из колготок и ваты))
А следом, пардон, разнообразие розовых сисек.
Море сисек — так бы я назвала полотно художника, оставшегося для меня неизвестным, несмотря на имя на табличке)). Оказывается, и такие произведения находят своих преданных поклонников:
Впрочем, может быть, это автор пришел полюбоваться?
В самом скромной уголке обширного музея мне встретились яркие, праздничные полотна австрийского художника 19 века Фердинанда Георга Вальдмюллера (1793 — 1865).
«Ранняя весна в венском лесу»
«Прерванное паломничество»
Не знаю, как картины начала 19 века сохранили такие краски… но это на самом деле здорово!
Музей Леопольда — один из самых посещаемых и модных в Вене. Его основатель, Рудольф Леопольд, продал свою коллекцию городу. Музей открылся в 2001 году и теперь уже трудно, я думаю, получить полное представление о столице Австрии, не побывав здесь.