У кого-то есть города мечты, а у меня музеи, посетить которые мечтала много лет. Первый, конечно, Британский музей. Путешествуя по Греции слышала много раз, это копия — подлинник в Британском музее. В этом же списке Уффици, Лувр, Метрополитен, Прадо с Босхом. Музей Истории Искусств в Вене попал в мечту за уникальную коллекцию Питера Брейгеля Старшего. Музей истории искусств был открыт в 1891 году. Основу экспозиции музея составляют работы из коллекции Габсбургов. Он считается одним из пяти самых значимых музеев изобразительного искусства в мире.
1
Вначале я планировала попасть в музей прямо к открытию, но в планы неожиданно вмешался Розарий Фольксгартена (подробности здесь). В результате вышла некоторая задержка. Тем не менее ещё не было 11 утра, как я уже купила билет и стояла у подножья парадной лестницы.
1
3
Лестницу украшает мраморная скульптура «Тесей и кентавр» итальянского скульптора Антонио Канова (1804–1819).
Знакомство с искусством начинается с роскошного здания музея.
2
Императорский лев.
2
Фреска на потолке: «Триумф ренессанса» венгерского живописца Михайя Мункачи.
Музей отмечал юбилей Густава Климта. По этому поводу на центральном входе была установлена платформа, чтобы посетители могли вблизи любоваться творениями мастера.
1
Климт был приглашен декорировать пространство между арками и колоннами парадной лестницы. В соответствии с миссией музея, работы Климта посвящены истории искусств от древнего Египта до современности. Каждый фрагмент представляет собой определенный период в искусстве: греческий, египетский, флорентийский, венецианский, римский. Первоначально картины были написаны маслом на холсте в мастерской художника. Затем, за шесть месяцев до официального открытия музея, они были наклеены на стены главной лестницы.
1
Египет.
1
Слева направо: Венецианский Дож; Девушка из Танагры — Древняя Греция; Афина Паллада — Древняя Греция.
1
Экклесия — Рим
1
Итальянский ренессанс. Интересная деталь — палитра на колонне.
1
Налюбовавшись творениями Климта, отправилась к главной цели — шедеврам Брейгеля. Венский музей владеет самой большой коллекцией работ Питера Брейгеля Старшего в мире. Знаменитая Вавилонская башня (1563). Огромная башня на фоне крошечного города.
1
Охотники на снегу (1565). По белому снегу группа охотников возвращается в деревню. Вдали замерзшие в лёд пруды. От картины так и веет морозом. Брейгель сумел передать впечатление постоянного холода.
1
Крестьянская свадьба (1568). Все детали картины реалистично изображают фламандскую крестьянскую свадьбу. Невеста сидит перед зеленой занавеской под бумажной короной. Жениха, согласно фламандскому обычаю, нет за свадебным столом. Нотариус в берете, францисканский монах, оруженосец с собакой. Угощение на подносе из снятой с петель двери.
1
Ещё один знаменитый голландец. Христос несущий крест. Иероним Босх (1490–1500). Двусторонняя панель изначально была написана как левое крыло алтаря. Сюжет посвящен теме мирового зла.
1 из 2
Люблю натюрморты, особенно цветочные и морские. Две картины Франса Снейдерса, фламандского живописца XVII века, мастера анималистических композиций в стиле барокко изображают рыбный рынок. Разнообразная морская живность выписана с почти биологической точностью. Рыбный рынок (1620–1630). Франс Снейдерс и Корнелис де Вос.
Хотя Снейдер сам был способен написать фигуры людей для своих работ, он часто привлекал к сотрудничеству других художников, таких как Питер Пол Рубенс, Энтони ван Дейк, Якоб Йорданс и его шурин Корнелис де Вос. Последние, в свою очередь, привлекали Снейдерса для написания животных. Полотно Медуза является одной из известнейших совместных работ Рубенса и Снейдерса. Рыбный рынок — покупка (1621). Франс Снайдерс и Энтони ван Дейк.
Мастера немецкого Возрождения — отец и сын Кранахи. Лукас Кранах Старший был самым известным после Дюрера и Ганса Гольбейна художником Германии времен Возрождения. Художник создал семь композиций на тему грехопадения. Пара панелей из липы (1510–1520) представляет первых мужчину и женщину в раю на фоне «древа познания». Змей-искуситель соблазняет Еву.
Лукас Кранах Младший учился у своего отца и мастерскую унаследовал еще при его жизни. Охота на оленя курфюста Иоганна Фридриха. Лукас Кранах Младший 1544 г.
1
На картине художник изобразил придворную охоту на оленей на фоне замка Хартенфелс, в Торгау. В то время замок был одной из резиденций саксонских правителей, образы которых также присутствуют на полотне. Среди них — Иоганн Фридрих, император Карл V, курфюст Пфальца Фридрих II. Герб Пфальца в верхнем левом углу картины предполагает, что работа была предназначена для подарка Фридриху II.
А это уже совсем другая охота, не светское развлечение, а жестокая битва героя с ужасным чудовищем. «… наложила Дева-тегейка стрелу и пустила из гнутого лука. Около уха вонзясь, стрела поцарапала кожу Зверя и кровью слегка обагрила густую щетину. Это давало ей право на участие в дележе добычи: Дева, однако, не так веселилась удара успеху, Как Мелеагр: говорят, он первый увидел и первый Зверя багрящую кровь показал сотоварищам юным." Метаморфозы. Овидий. Охота Аталанты и Мелеагра или Калидонская охота, Питер Пол Рубенс 1618 г.
Ещё один мифологический сюжет из Овидия. Бедная пара Филемон и Бавкида предоставили кров богам Юпитеру и Меркурию (Овидий, Метаморфозы), за что те пощадили их во время потопа. Основной темой картины, однако, является буйство стихий. Грозовой пейзаж с Юпитером, Меркурием, Филемоном и Бавкидой. Питер Пол Рубенс (1630).
Овидий вообще пользовался популярностью, и не только в Голландии. К сюжету легенды о Данае (снова Овидий) обращались многие художники от Рембрандта до Климта. Кисти венецианского художника эпохи Возрождения Тициана принадлежат не меньше шести версий Данаи принимающей золотой дождь. В этом варианте дождь буквально состоит из золотых монет, которые, как ни странно, ловит служанка, а не госпажа. Даная, Тициан Вечеллио 1564 г.
1
Давид с головой Голиафa, Караваджо (1607). Картина на тему библейского сюжета о победе Давида над филистимлянским полководцем Голиафом.
Инфанта Маргарита Тереза в синем платье кисти Диего Веласкеса (1659). Портрет восьмилетней Инфанты является одной из последних завершенных работ Веласкеса — живописца испанского «Золотого века».
В древности не пошла, есть предел человеческим силам. Решила лучше посетить Кунсткамеру.
Коллекция Венской Кунсткамеры одна из наиболее значительных в ряду мировых коллекций такого рода. Каждый зал посвящен изделиям из определенного материала: золото, горный хрусталь, слоновая кость, дерево… Столовый набор герцога Карла Александра Лотарингского (1755). В центре ажурная корзина с букетом изящных цветов из фарфора.
1
Столешница с инкрустацией из мрамора.
1
Башня из слоновой кости.
1 из 2
А эти часы ничего не напоминают? И сделаны они тоже в Праге.
1
Цапля из горного хрусталя (1590), даже пёрышки настоящие.
1 из 3
Механическая Настольная игра с Дианой на кентавре (серебро).
Выдающаяся работа Аугсбургских ювелиров (около 1600 г.) сочетает в себе функцию часов с механической машиной, для настольной игры. Благодаря механизму спрятанному в пьедестале и в брюхе кентавра, игрушка ездила по столу, Диана и одна из охотничьих собак поворачивались, кентавр закатывал глаза и пускал стрелу. Гость в которого полетела стрела, должен был опорожнить свой бокал.
Вершина коллекции — Сальера работы Бенвенуто Челлини (1540–1543).
Золотая солонка представляет собой аллегорию единства Земли и воды. Нептун представляет воду, рядом с ним золотое судно для соли. Церера — землю, рядом с ней перечница в виде храма.
2
1
Музей расположен в историческом центре Вены, на Рингштрассе в одном из дворцов-близнецов на площади Марии-Терезии. Музей открыт с 10 до 18; в Четверг до 21; каждый день с июня по август и кроме понедельника с сентября по май; билет — € 15. Ближайшая станция метро: U2 Museumsquartier; Трамвай: 1,2,D.