Достоинство художника заключается в его обязанности пробудить чувство удивления в мире. В этом долгом бдении он часто меняет свои методы стимуляции, но в этом долгом бдении он и сам борется против непрерывной тенденции спать. (Марк Шагал)
Два дня ходили мимо Альбертины, наконец, в последний день решили зайти. Вход в музей находится на террасе устроенной сверху бывшей крепостной стены. Там же установлен очередной венский «Медный Всадник» — памятник Эрцгерцогу Альбрехту в честь победы в битве при Кустоце в 1866 году работы Каспара фон Цумбуш (1899 г.). Поднялись на эскалаторе, ноги надо поберечь. Кинули рюкзаки в ячейку камеры хранения. Самообслуживающиеся камеры хранения в музее бесплатные, в отличие от гардероба со служителями. Вначале кидаете 1 евро и закрываете ячейку, а когда откроете, монетка возвращается обратно. Коллекция музея была основана в 1768 году Альбертом Саксен-Тешеном, который в течение своей жизни собрал 200,000 эстампов, а также около 14,000 рисунков и акварелей, в том числе произведения известных художников, таких как Дюрер и Микеланджело. Его последователи умножали коллекцию, и сейчас в ней примерно до 50,000 рисунков и 1,000,000 эстампов. Однако не рассчитывайте увидеть это богатство всё и сразу. Из-за хрупкого характера работ только небольшая часть выставлена на обозрение. Выставленные рисунки меняются по кругу, так что никогда не знаешь, что повезёт увидеть. Коллекция организована в хронологическом порядке и охватывает период от средневековья до современности. Гордостью музея считается коллекция произведений эпохи Возрождения, в частности более 100 работ Альбрехта Дюрера, рисунки Питера Брейгеля Старшего и работы итальянских мастеров Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Коллекция барокко содержит несколько великолепных эскизов Питера Пола Рубенса и Рембрандта ван Рейна. Видите, зелёный зайчик на крыше киоска с сосисками? Вот к нему в гости мы и пойдём.
1
Из вестибюля сразу поднялись на второй этаж. Тут нас встретили такие знакомые лилии на пруду. Этаж отдан под экспозицию «От Моне до Пикассо» из коллекции Батлинера. Коллекция, подаренная музею в 2007 году Гербертом Батлинером, насчитывает около 500 картин известных художников, живших и творивших на протяжении последних 130 лет. Среди них, работы таких мастеров, как Сезанн, Моне, Ренуар, Ларионов, Малевич, Синьяк, Матисс, Кандинский, Тулуз-Лотрек, Модильяни, Явленский, Гончарова, Родченко, Пикассо, Пуни, Попова, Экстер. Густав Климт, Нимфы (Серебряная рыба) (около 1899 г.) Картина принадлежит Банку Австрии.
1
Пабло Пикассо «Натюрморт с гитарой», 1942 г.
1
Приятно было видеть работы русских художников-авангардистов. Марк Шагал. Деревенская сцена 1930 — 1935 г., Витебск. Холст, масло. Красные лошади, Пьеро лежит в грязи с керосиновой лампой в руке, столько символизма понятного одному только автору, и истолкованного на все лады искусствоведами.
1
Марк Шагал. Воздушный змей, 1926 год, Витебск.
1
Василий Кандинский «Внутренний альянс», 1929 год.
1
У самого здания музея богатая история. Примыкающий к Хофбургу дворец, построенный на остатках венских укреплений в начале 1740-х годов стал официальной резиденцией Габсбургов в 1790-х годах, когда Император подарил его своему зятю и дочери: герцогу Альберту Саксен-Тешену и эрцгерцогине Марии Кристине. Эрцгерцогиня Мария Кристина, одна из дочерей императрицы Марии-Терезии, в отличие от ее сестер, среди которых была и Мария Антуанетта, вступила в брак скорее по любви, чем по политическим мотивам. Она и ее муж, который, хотя и был сыном короля Польши, всё же имел более низкий статус, переехав в новый дом тут же занялись его реставрацией. Герцог привез с собой обширную коллекцию произведений искусства. Его супруга также увлекалась коллекционированием. Супруги привозили новые экспонаты из многочисленных путешествий, тратили большие средстава на покупки, и получали картины и рисунки в качестве дипломатических подарков. Спустились на первый этаж в императорские апартаменты, где около 20-ти комнат открыты для публики. При герцоге Альберте покои были декорированы в французском стиле Людовика XVI. Однако, в 1822 году эрцгерцог Карл редекорировал апартаменты в стиле Габсбургов. В таком виде они и были восстановлены. В покоях стоит мебель сделанная по заказу эрцгерцога Карла венским мебельным мастером Джозефом Данхаузером.
2
Салон в стиле рококо. В 1875 году эрцгерцог Альбрехт, изображенный на картине командующим своей последней битвой, отремонтировал эту комнату в стиле неорококо, единственном примере этого стиля во дворце. Его мать, принцесса Генриетта из Нассау-Вайльбурга, использовала комнату в качестве своего кабинета. После ее смерти, в 1829 году, кабинет служил классной комнатой ее шестерых детей, чей отец, эрцгерцог Карл, хотел, чтобы они получили полное образование в области искусств и наук на основе передовых воззрений. Одним из прогрессивно мыслящих наставников, которого он нанял, был ботаник и специалист в теории музыки Людвиг фон Кёчел. Много лет спустя Людвиг фон Кёчел (Ludwig von Köchel) издал всемирно известный 1862-й каталог работ Моцарта (Каталог Кёхеля) и посвятил его своему бывшему ученику эрцгерцогу Альбрехту.
3
Кабинет с веджвудским фарфором. Очарование этой комнате придают четыре большие деревянные панели изящно разрисованные сценами природы, представляющими собой классические элементы земли, воды, воздуха и огня, а также инкрустированные фарфоровыми рельефами, изображающими мифологических героев. Рельефы были сделаны английской компанией по производству фарфора, основанной в 1759 году Джозией Веджвуд (Josiah Wedgwood). Первоначально они украшали храм дю Солей в парке замка Лаекен, резиденции герцога Альберта в Брюсселе. Герцог вывез их в Вену, когда он и эрцгерцогиня Мария Кристина в 1792 году бежали из Нидерландов, спасаясь от Французской революции и последующих войн.
1
Зал Аудиенции. Две комнаты в стиле ампир, в которых принцесса Генриетта из Нассау-Вейльбурга принимала своих посетителей, сохранились с небольшими изменениями с 1823 года. В Австрии стиль ампир ассоциировался с Французской революцией, что уменьшало его привлекательность среди императорского двора и аристократии, которые предпочитали бидермейстерский (Biedermeier) стиль. В приемной и зале Аудиенции паркет из красного дерева и палисандра, яркое и матовое золочение и тонкая роспись на потолке создают общую атмосферу изысканной элегантности.
1
Белые, так называемые, берлинские керамические печи. На рубеже XVIII века появились печи в стиле классицизма собранные из крупных глазурованных плиток. Такие печи имели форму обелисков, цилиндров или колонн и были увенчаны короной в виде кубка или вазы. Отделка состояла главным образом из белой глазури, часто с позолотой, а в качестве орнамента использовались рельефы в античном стиле: бюсты, медальоны, цветочные гирлянды. Такие печи производились в основном на фабриках в Берлине, а также в Австрии, в частности в Вене.
3
2
Жёлтая приёмная.
1
А какие люстры из разноцветного хрусталя!
3
Зал муз (парадная столовая). Зал получил свое название от скульптур девяти греческих Муз и Аполлона. Скульптуры в натуральную величину из песчаника с имититацией под мрамор создал ведущий венский скульптор Джозеф Клибер (Joseph Klieber), в стиле итальянского мастера Антонио Канова. Справа: Урания — Муза Астрономии; Полигимния — Муза Священной Поэзии и Гимнов; Аполлон; Клио — Муза Истории; Мельпомена — Муза Трагедии. Слева: Эрато — Муза любовной поэзии; Мнемосина — мать девяти муз; Терпсихора — Муза Танца; Каллиопа — Муза эпической поэзии, науки и философии, она же — глава муз; Талия — Муза Комедии.
2
2
1
Жёлтый кабинет.
1
2
Испанские апартаменты. В 1895 году эрцгерцог Фридрих устроил апартаменты из семи комнат в качестве резиденции для испанской королевской семьи. Его сестра Мария Кристина (1858–1929) была вдовой испанского короля Альфонсо XII, который умер в 1885 году, когда она была беременна их единственным сыном Альфонсо XIII. Она жила в испанских апартаментах до 1918 года, а Альфонсо XIII останавливался здесь во время своих частых визитов в Вену. Только две комнаты сохранились после бомбардировок в конце Второй мировой войны, Малые апартаменты и Большие апартаменты. Сегодня в них стоит оригинальная мебель Джозефа Данхаузера. Именно в Испанских апартаментах демонстрируются графические работы и рисунки. Большие Испанские апартаменты.
1
2
Эгон Шиле. Сидящая пара 1915 г., Карандаш, кисть, акварель, тиснение, ламинирование на картоне.; Автопортрет в оранжевом плаще 1913 г., акварель и гуашь.
1
Наброски детей Рубенса, выполненные самим художником, 1625—1627 гг. Питер Пол Рубенс. (слева направо) Сюзанна Фоурмент 1622 г.; Бык 1618 г.; Сын Рубенса Николас в красной войлочной шляпе 1625 — 1627 гг.
1
Малые Испанские апартаменты. В галерее Альбертина находится самая значительная в мире коллекция рисунков Альбрехта Дюрера. Его акварель Заяц является одним из самых ценных активов музея. Этот рисунок с натуры настоящий шедевр, мех на теле животного, кажется, повторяет формы мускулатуры под кожей. Предмет был особенно сложным: шерстинки на зайце растут в разных направлениях, а также животное было крапчатым с светлыми и темными пятнами. Дюрер поставил свою подпись под рисунком, что говорит о том, что он рассматривал этот рисунок не как эскиз, а как законченную работу. Альбрехт Дюрер. Полевой Заяц 1502 г., акварель и гуашь.
3
Рисунок «Кусок дёрна» произвёл на меня возможно даже большее впечатление, чем «Заяц». Каждая травинка так тонко выписана, одуванчик, подорожник выглядят как «живые». Какое всё-таки большое значение уделяли технике Старые мастера. Альбрехт Дюрер. Большой кусок дёрна 1503 г., акварель и гуашь.
2
В соседниx залах развешены рисунки Микеланджело, Рафаэля и других мастеров. Хотелось бы, конечно, увидеть больше, но и то что увидели оставило неизгладимое впечатление.