Говорят, что кто рано встает-тому Бог подает. Сегодня у Него был именно такой шанс в отношении наc. С первыми лучами солнца мы покинули славный город Нюрнберг и помчались по автостраде в сторону Австрии. Очень хотелось посмотреть шоколадно-музыкальный Зальцбург!
Движение на Мюнхен и далее по Австрии довольно плотное. У немцев и австрийцев есть граница! Только зачем им она? Определить, что пересек ее можно только по щиту со значком Евросоюза.
Я даже скорость не сбросил…
На Зальцбург
Наконец-Зальцбург.
2
Еще утро, а за бортом автомобиля температура воздуха перевалила отметку 31 градус. В то лето жара в Европе рвала термометры «как тузик грелку»!
Наш навигатор-Сусанин сильно нагрелся, заблудился и мы запарковались где придется. Над нами на горе нависала крепость Хоэнзальцбург (Hohensalzburg).
1
Почему-то нам первым делом захотелось подняться повыше, чтобы рассмотреть и полюбоваться Зальцбургом с высоты, поэтому было принято дружное решение — попытаться подниматься к замку по горе пешком!
СПРАВКА: Зальцбургом правили князья-архиепископы, но при этом они вели вполне княжеский и светский образ жизни. Для военного времени у них была крепость Хоэнзальцбург, которая не была взята ни разу и была только единожды сдана без боя войскам Наполеона. Для своей крепости Хоэнзальцбург церковники выбрали холм Festungsberg. Не удивительно, что ее невозможно было взять: снаружи отвесные стенки, а внутрь ведет дорога с уклоном градусов в 45 — там без всяких враждебных намерений непросто идти, а уж что говорить про военные действия! ВНИМАНИЕ! АСНTUNG! Подъем в крепость может быть исключительно легким и доставить удовольствие, если иметь голову на плечах и подъехать к крепости с центрального входа. Там существует скоростной и комфортабельный подъемник. Быстро и надежно!:)
Мне дался этот подъем тяжело. Может быть передал привет веселый вечер в Нюрнберге! Сердце билось и выскакивало из груди, во рту пересохло и язык вываливался на плечо.
Но мы все поднялись! Красота, это надо видеть!
4
Сама крепость Хоэнзальцбург по площади очень большая.
«Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
Видимо так подумывал и напевал про себя добрый князь-архиепископ Гебхарт еще в далеком 1077 году, задумывая поставить на вершине горы Фестунсберг крепость.
Как раз в то время у лучшего друга Гебхарта, папы-римского Григория VII, была сильная неприязнь к королю Генриху IV в. связи с борьбой за право присвоении сана епископа.
На случай возникновения вооруженного конфликта, верный папе римскому Гебхарт фон Зальцбург приказал возвести на территории своего государства сразу три оборонительные крепости — Хоэнверфен (Burg Hohenwerfen), Хоэнзальцбург (Festung Hohensalzburg) и замок Петерсберг (Burg Petersberg) . Однако, тогдашние императоры Священной Римской империи не простили Гебхарду эту излишнюю поддержку папы и Гебхард, испугавшись, вынужден был бежать в неизвестном направлении. Вернулся он на родину только в 1088 году и вскоре скончался в замке Хоэнверфен. Сам великий папа, кстати также хороший друг и киевского князя Изяслава Ярославича, в конце концов и сам был вынужден бежать к норманнам за помощью в Салерно, где в 1085 году умер.
Замки Хоэнверфен и Петерсберг (последний и сейчас в руинах, правда из-за преследовавших его постоянных пожаров) развалили мародерствующие крестьяне в 1525 году, во время крестьянского бунта, такого бессмысленного и беспощадного!
Однако, приблизившись к крепости Хоэнзальцбург, крестьяне и примкнувшие к ним шахтеры с соляных и золотоносных шахт, отягощенные добытыми трофеями, фуражом и маркитанками, решили не штурмовать крепость, а взять в осаду.
А что не посидеть в осаде-то? Погода шикарная, альпийские луга вокруг и горный воздух опять же! Эх, красота, щас спою:
«Пулями пробито днище котелка
Маркитанка юная убита»- подумывал молодой и веселый рудокоп, прихлебывая из фляги монастырское вино и закусывая штруделем.
Но, осада, однако — дело тонкое и требует специальной военной подготовки, которой у осаждавших конечно не было. Это учел, правящий тогда архиепископ Маттеус Ланг и решил перехитрить воставших. К тому времени Продовольственные запасы замка уже закончились, так как были невелики и их хватило всего на несколько дней осады. Архиепископ велел единственного оставшегося быка каждый день перекрашивать в другой цвет и водить его вокруг крепости, чтобы продемонстрировать бунтарям свои мнимые запасы продовольствия. Через 14 дней, ничего не понимающие крестьяне и шахтеры, считая осаду крепости с такими запасами безнадежной, сами сдались. Этот трюк остался в истории и получил название «Зальцбургский бык».
Благодаря этому замок Хоэнзальцбург мы может наблюдать сегодня во всей его первозданной красоте. Правда, после первостроителя Гебхарда, значительный вклад в сооружение и украшение крепости вложили Буркхард II (1461–1466), Леонхард фон Койчах (1495–1519), Макс Гандолф фон Кунбург (1668–1687).
2
Первоначально построенный в романском стиле замок несколько раз перестраивался и укреплялся, постепенно превращаясь в мощную крепость, служившую оплотом правящим архиепископам. В середине XII — конце XIII веков внешнее кольцо замка было значительно укреплено и расширено. Средства на строительство замка поступали главным образом от добычи золота в Тауэрн и от соляных шахт, расположенных неподалёку от города Халлайн. В 1462 году вокруг замка появились стены с четырьмя башнями в каждой, с южной стороны к замку был пристроен «Куэнский» бастион, названый так в честь князя-архиепископа Куэна-Белази.
Особенно постарался Князь-архиепископ Леонхард фон Койчах (1495 — 1519) который значительно расширил крепость и придал ей сегодняшний вид.
Ни один из предшественников Леонхард фон Койчаха не достигал такой полноты власти, какую он занимал почти четверть века. Однако сам Койчах ощущал недостаток своего образования и очень стеснялся своего происхождения — из сельского мелкого дворянства. И хотя отец Леонхарда и был придворным судьей, но семья жила бедно и часто питаться приходилось со своего огорода. Особенно Леонхарду видимо запомнился свекольник и винегрет, которые часто готовила мама. Воспоминания своего детства от отразил при сооружении замка Хоэнзальцбург. 58 надписей и «свекольных гербов» напоминают о Леонхарде фон Койчах.
Кроме того известна отчеканеная при нем большая монета серебра известная под именем «талер корнеплодов», которая относится сегодня к всемирным редкостям.
Сегодня замок живет полноценной жизнью и является одним из самых посещаемых туристами мест в Европе. Особое место в культурной жизни замка занимает проведение мероприятий для туристов и жителей города таких, как «Летняя академия живописи» Оскара Кокошки, Средневековый фестиваль и рождественский рынок, различные музеи, а также известные концерты в Золотом зале обеспечивают финансирование реставрационных работ, так что даже после 1100 лет своего существования замок Хоэнзальцбург с оптимизмом смотрит в будущее.
Внутри крепости тоже есть чем полюбоваться: Княжеские палаты со средневековой обстановкой, Крепостной музей, Золотой зал, оформленный с потрясающей роскошью. Можно увидеть коллекцию оружия, а также посмотреть на давнишние орудия пыток. Мне, простому русскому мужику, эта экспозиция запомнилась больше, поэтому прогуляемся здесь немного.
При входе в оружейную залу вам сразу смотрит в лоб жерло боевого орудия времен наполеоновских войн. Это настраивает. Следует обратить внимание на тяжелую, окованную и украшенную дверь. Здесь все натуральное, еще тех времен.
Нельзя пройти мимо образцов холодного оружия- сабли, палаши, копья, кортики, ножи, пики, мечи, боевые топоры…можно любоваться бесконечно!
Вооруженная этим оружием композиция средневековых доспех, имитирующих атаку, смотрится грозно!
1
Огнестрельное оружие тоже представлено богато и в ассортименте: ручные пищали, кулеврины, бердыши, бомбарды сменяются стрелковым оружием вплоть до образцов Первой мировой войны. Отличная коллекция, подобрана и оформлена с любовью!
Однако, впереди интересная пыточная. Веселые чертики веселятся — добро пожаловать в ад!
Странные балеринки, исполняющие канкан, несколько расслабляют, если бы не засохшие пятна крови на стене.
Фигурки королей-князей хоть и маленькие, но смотрят в спину злобно, словно плюнуть хотят!
Оооо, вот и кабинет палача. Ручные орудия пыток разложены аккуратно, словно у стоматолога.
Вспомним, что можно этими прелестными изобретениями сделать с жертвой. Слово «Пытка» происходит от французского слова torquere, которое означает «крутить». Пытки рассматривались как совершенно законные средства для получения признательных показаний. Многим христианским пыткам характерно скручивание конечностей.
В англо-саксонской хронике за 1139 год говорится:
«Они повесили их за пальцы, или за голову, и подожгли их ноги, они затягивали узлы на их шеях так, чтобы кровь пошла в мозг… Некоторых запихивали в сундук, который был коротким, узким и мелкий, и клали острые камни в него, и давили на человека в нем так, что они калечили все свои конечности…»
Вообщем, постоять можно молча у этих стендов и пофантазировать, что и чем из представленных пыточных орудий можно открутить у несчастного.
Удивил в зале пыток стенд с, так называемыми, «поясами верности». Эти-то приспособления здесь причем? Хотя, тоже пытка, в принципе. Да и сами средневековые «пояса верности» больше походят на орудие пыток: громоздкая конструкция, множество замков, с небольшими отверстиями для отправления естественных надобностей.
Не знаю кстати или нет, но одно время «пояса верности» были в Европе модным аксессуаром — модели изготовлялись из бычьей кожи, железа, серебра, золота. Самые лучшие экземпляры делали в Бергамо и Венеции, из-за чего они и имели названия «бергамского замка» и «венецианской решетки».
Приглядевшись, можно рассмотреть «позорные маски», больше похожие на свиные рыла. Такие маски предназначались для женщин, которые носили вызывающую одежду.
За витриной стоит знаменитый «стул ведьмы».
Стул инквизиции, известный под названием стул ведьмы, высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот инструмент пыток особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Жуууть!
В отдельном зале, в глубоком колодце, сидит узник. Через решетку в полу можно бросит деньги для облегчения его участи. Денежки бросают щедро.
Так хорошо погуляли! К сожалению время оставалось только на сувениры, небольшой осмотр города и выпить чашечку знаменитого австрийского кофе в тихой уличной кофейне. Жаль, что не было времени хоть немного задержаться! Нам в Альпы!