Вершина Гроссглокнер — самая высокая в Австрии, ее высота составляет 3798 метров. Название «Большой Колокол» дано из-за ее вида — издали она напоминает перевернутый колокол. Либо, падающие водопады шумели, снося камни, вот гору так и назвали.
Вершина Гроссглокнер — самая высокая в Австрии, ее высота составляет 3798 метров. Название «Большой Колокол» дано из-за ее вида — издали она напоминает перевернутый колокол. Либо, падающие водопады шумели, снося камни, вот гору так и назвали.
В 1918 году вся территория Глокнера была передана Австрийской Альпийской Ассоциации, но только в 1981 году был основан Национальный Парк Высокий Тауэрн.
Самый большой национальный парк в Альпах простирается на 1856 км кв, в трех Федеральных Землях Австрии — Каринтии, Зальцбурге и Тироле. Он сохраняет для будущих поколений один из последних крупных природных ландшафтов в Центральной Европе, почти не тронутый человеком.
В 1872 году, 155 человек из Клагенфурта, основали общество Альпийской Ассоциации, с амбициозной целью облегчить доступ к высочайшей австрийской вершине — Гроссглокнеру. Инженер — строитель клуба Генрих Пьерл разработал для этого конкретный план: 2500 метров подъема от Хайлигенблюта.
Поскольку в то время совершить этот путь туда и обратно за один день было невозможно, то на полпути было запланировано ровное место для хижины, в которой можно будет переночевать.
Инженер — строитель Франц Валлак, проектировщик и строитель дороги, подсчитал, что стоимость этого проекта в 1930 году составила 85,8 миллиона евро (в эквиваленте евро 2016 года). К 1936 году Валлак предоставил окончательные расчеты.
Гроссглокнерштрассе должна была затмить все известные альпийские дороги, и быть подходящей для интенсивного движения. Дорога должна была гармонично вписываться в ландшафт, потому что в этом высоком горном мире было бы самонадеянно попытаться обогнать природу с помощью технологий.
Длина этой панорамной трассы составляет чуть менее 50 километров, и она тянется от Фуш-ан-дер-Гроссглокнерштрассе до Хайлигенблюта, с перепадом высоты от 805 метров до 1301 метра, преодолевая высоту вдвое выше, и совершая 36 поворотов.
Если повезет, то можно будет втиснуться на смотровую площадку, забитую мотоциклами, машинами и автобусами.
Когда и как появилось это чудо инженерной мысли? К 1935 году, за 5 лет, Валлак построил идеальную дорогу для Национального Парка Тауэрн, основанного в 1983 году, с опережением на полвека. Он значительно опередил свое время, как дорожный инженер.
Он установил на трассе 16 телефонов экстренных вызовов, создал смотровые площадки, разработал роторный плуг, который мог справляться со снежными массами в горах, и который теперь используется по всему миру.
Валлак был первым, кто проехал высокие альпийские участки ледников не до них, а высоко над ними. Таким образом, с момента открытия дороги и до 2015 года, 65 миллионов посетителей смогли увидеть самый большой ледник Австрии — Пастерце.
Наряду с Шенбрунном и крепостью Хоензальцбург, он входит в тройку главных туристических достопримечательностей Австрии.
Проехать по этой дороге можно с двух сторон, и дорога совершенно разная. Если ехать из Каринтии, то это дорога с очаровательными деревнями, и живописными горами. Если из Зальцбурга, то это суровые скалы и ледниковые вершины. Обе дороги прекрасны, и я рада, что у меня есть возможность ездить с обеих сторон, что я и проделала дважды за последний месяц.
Дорога платная, билет действует одни сутки, либо на месяц. За год здесь проезжают около миллиона человек, и 350 тысяч машин. Ширина трассы составляет 7,5 метров.
На плакатах во время фотопауз, которые неизбежны — проехать мимо красоты невозможно, рассказывается о строительстве этой дороги. На высокогорье погода, а не часы устанавливают рабочий этап. И это кропотливый и очень тяжелый труд.
Для журналистов, крупнейшая и самая высокая строительная площадка в Австрии (Hochtor, 2404 метра), конечно, была главной технической и патриотической темой. Они были очень удивлены чистотой помещений и хорошей едой, которую в столь трудные времена предоставляли рабочим. И сегодняшние строители и ремонтники остаются на ночевку в вагончиках.
А мы оставляем автобус на парковке (обратите внимание на разницу в количестве автобусов — между двумя поездками прошло 10 дней, снято примерно в одно и тоже время дня).
Рядом с парковкой расположен сувенирный магазин и туалет. Отсюда наверх можно подняться на автобусе — шаттле, бесплатно, но мы пойдем пешком, буквально 5 минут подъема по лестнице.
Через несколько сотен метров, прямо на дороге, с которой открываются прекрасные виды на ледник, расположен панорамный ресторан, куда ведет наружный лифт, и сувенирный магазин под ним.
Любимое место туристов — Центр Кайзера Франца Иосифа, где можно провести целый день. Кайзер Франц Иосиф и его супруга Елизавета Баварская (которая Сиси) посетили Гроссглокнер в 1856 году. За 4 часа он со свитой в 100 человек поднялся до того места, где и мы останавливаемся. Они обошли седло над Пастерце, которое с тех пор носит его имя, и на прогулочной тропе установлен памятник ему.
Неподалеку от Кайзера расположился другой венценосный представитель — Горный козел — король Альп. В суеверные времена их считали сверхъестественными существами. И именно это губило их. При дворе зальцбургского принца — епископа работали фармацевты, создающие лекарства из крови, внутренностей и рогов горных козлов. К концу 13 века горные козлы были полностью истреблены к северу от Тауэрна. В 1499 году архиепископ привез несколько особей, сохранившихся в Циллертале. Но, было уже поздно, они не разводились. И только в 20 веке Хансу Пихлеру удалось вновь развести горных козлов в Тауэре. Сегодня здесь насчитывается около 400 экземпляров. Они любят уединение и редко выходят к людям, мы сумели только вот с таким пообщаться, установленным перед одним из ресторанов.
Ханс Пихлер, человек, благодаря которому эти красавцы вновь обжились в Тауэрне, каждое лето своего детства проводил пастухом на пустынных пастбищах ледника Пастерце, пася там коз и коров. Он закончил только начальную школу в Хайлигенблюте, но нашел свой правильный жизненный путь. Он выпустил шесть горных козлов, и они успешно прижились.
Несмотря на то, что рядом серо-белый ледник, и мы находимся высоко в горах, альпийские луга зеленые, цвета очень яркие. На переднем крае ледника Пастерце была обнаружена кедровая сосна. Эта находка свидетельствует о том, что в тех областях, где сегодня господствует лед, щебень, вода и песок, раньше могли расти сосны. Из-за природных условий здесь растут растения, ближайших родственников которых можно найти только в Арктике (на Шпицбергене) или в Центральной Азии (Тибет).
Самый милый представитель животного мира — сурок. Представители этого племени охотно едят морковку на глазах туристов.
А я «неровно дышу» к бассетам, один из которых встретился нам (у меня жила такая собака). Французы называют их «Нищие у дороги». Удивительно, но даже здесь, вдали от городов, стоят ящички с мешочками для собачьего туалета.
Собственно, и мусор сортировать в горах не прекращают.
Чуть дальше расположен небольшой музей Сваровски, сам в форме кристалла, и с кристальными пружинами внутри.
Возможно, когда я буду одна, я пройду по панорамной тропе Гамсгрубенвег, которая расположена высоко над ледниковым ручьем. Вначале она ведет через несколько туннелей, а затем выводит на панорамную площадку над крупнейшим ледником Восточных Альп — Пастерце.
Конечная точка, откуда начинается путь назад, находится на гладко отполированном перроне ледника Вассерфальвинкель. Можно пройти и дальше, к хижине Обервальдер, возвышающейся над ледником, но это уже для опытных и хорошо экипированных альпинистов.
Еще одна возможность для проведения времени на горе — прокатиться в вагончике — по ледниковой дороге.
Огромный центр с несколькими ресторанами предназначен для мотоциклистов (головная боль автомобилистов, особенно, на таких серпантинах).
При нашем втором посещении, что-то произошло с кем-то из туристов, и прямо перед рестораном, сел спасательный вертолет, и забрал человека.
Полетел он через ледник, надеюсь, с туристом все будет в порядке.
А мои национальные костюмы оба раза удачно вписались в окружающий пейзаж.
Гроссглокнер недавно, в 2016 году, стал кандидатом на включение в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, надеюсь, это вскорости произойдет. Место, достойное посещения!
Расписание работы дороги:
с мая по октябрь,
1–31 мая — с 6.00. до 20.00.
1 июня — 31 августа — с 5.00. до 21.30.
1 сентября — 26 октября — с 6.00. до 19.30.
27 октября — 1 ноября — с 8.00. до 17.00.
Но, расписание варьируется, в зависимости от погодных условий.
Стоимость проезда:
Авто — 36,50 евро, если это электрокар, то 26,50 евро.
Месячный билет — 57 евро.
Автобус — в зависимости от количества пассажиров.
Другие материалы по ФЗ Зальцбург по ссылкам: