Вообще, церковь называется «Мария в гроте», или — Бергкирхе (она, действительно, расположена на холме), но все говорят «Церковь Гайдна», и все так говорящие правы.
Вообще, церковь называется «Мария в гроте», или — Бергкирхе (она, действительно, расположена на холме), но все говорят «Церковь Гайдна», и все так говорящие правы.
Начало строительства было положено в 1715 году, при Пауле Первом Эстергази, на месте приходской церкви. Освятили церковь в 1803 году, вместе с часовней Благодати, куда приезжали паломники из Австрии и других стран. Кстати, сам инициатор строительства так результата и не увидел — умер во время эпидемии чумы.
До начала ПМВ паломники посещали Оберберг каждое воскресенье и праздничные дни, с Пасхи до середины октября. Они приезжали со всей Австрии, и из Венгрии. Большие паломнические процессии шли со статуей Божьей Матери, которая крепилась на деревянном каркасе, и которую несли 4 девочки, одетые в белое. К подножию статуи прикрепляли множество белых лент, которые несли «белые девушки». Замыкали процессию алтарные священнослужители. С 1850 года и по сей день существует «Ассоциация паломников Айзенштадта», которая ежегодно в первое воскресенье сентября совершает паломничество в церковь Марии в гроте. Венцы приезжают в Мюллендорф на специальном поезде, 600 — 800 участников, а оттуда идут пешком. Помимо девушек в белом, люди несут кресты, флаги, звучит музыка. Паломничество продолжается два дня.
В 1711 году князь Павел Первый приказал построить часовню Благодати. В то время часовня Елеонской горы была заново освящена и перепроектирована. Каменная скульптура Марии с младенцем, которую князь заказал скульптору Михаэлю Фельзеру в 1690 году, по образу чудотворной Марии Эйнзидельн в Швейцарии, была привезена из Гросхёфляйна в Айзенштадт. Ее поместили в Елеонскую капеллу, которая отныне называлась Часовня Благодати.
Ежегодно часовня привлекала многочисленных паломников из Венгерского Королевства. В последующий периоды место Благодати посетило 125 процессий из Венгрии, Чехии, Словакии и Австрии, около 70 000 паломников в год. Чтобы справиться с этим натиском, они рассматривали возможность строительства большой церкви, самой большой в Венгерском Королевстве.
Статуя Благодати теперь образует центр Часовни. В ней также находятся картины маслом «Рождение Господа в Вифлеемском хлеву» и «Поклонение волхвов». Еще одним сокровищем капеллы является исторический орган (ручной, педальный) 1820 года.
В эту часовню ходят на Крещения, свадьбы и юбилеи. Во время Великого Поста Часовня Благодати является отправной точкой маршрута по Голгофе. И многие паломнические службы проходят в этой часовне.
Всего в церкви 18 алтарей и 10 капелл.
Спускаемся в крипту, в которой целый лабиринт гротов и пещер.
Во-первых, в ней обустроен очень необычный Крестный Ход — скульптуры в натуральную величину.
А во-вторых, точнее, наверное, во-первых, в 1932 году здесь установили гробницу с телом композитора Йозефа Гайдна, друга Моцарта и учителя Бетховена, который большую часть жизни прожил в Айзенштадте.
Йозеф Гайдн не зря похоронен именно в этой церкви, ее стены были свидетелями многих премьер его произведений. В 1800 году на одну из таких премьер прибыли сэр Уильям Гамильтон и леди Эмма Гамильтон (ничего поделать не могу, память ассоциативна, так и хочется спросить: а адмирал Нельсон?).
Ну, а история с его захоронением заслуживает детектива — готовый сюжет. Первое место захоронения композитора было другой — на Гундстурмском кладбище. Но, Николай Эстергази, тогдашний князь, решил, что это недостойно гения, и приказал перенести могилу в Айзенштадт.
Но, времена беспокойные, война с французами, не до того было. Пока в 1820 году в гости к князю Эстергази не прибыл высокий гость — герцог Кембриджский (который Фридрих). Он исхитрился на приеме сказать тост, в котором позавидовал человеку, который владел Гайдном и при жизни и после смерти. Тут князь и вспомнил о давнем намерении перезахоронить главного композитора и капельмейстера семьи Эстергази в церкви Айзенштадта.
Но, при вскрытии гроба, все с ужасом увидели, что головы нет, только тело и парик. Расследование прошло очень быстро, так как похититель и не особенно скрывался, им был секретарь князя — Карл Розенбаум, большой поклонник таланта Гайдна. С помощью помощников он отрезал голову, в больнице отбелил череп, и поместил его в футляр, выполненный в виде римского саркофага, поместив саркофаг в специальный мавзолей в саду своего дома. И даже демонстрировал его гостям. Полицейские ввалились в дом Розенбаума и ничего не нашли, кроме старушки — жены, прикованной к постели. Им и в голову не могло придти, что под ее одеялом спрятан череп. В итоге, Эстергази решил действовать более надежным способом и выкупил череп у бывшего секретаря. ;.12.1820. череп дохоронили к телу со всеми почестями, но… он был не Гайдна!
Еще долго настоящий череп композитора «путешествовал», пока не осел в Венском Обществе Любителей Музыки. И только в 1954 году череп воссоединился с телом и париком. Просто детектив.
Вот так вывешивают фото деток, которых недавно крестили или у кого была конфирмация:
Реклама выставки во дворце Эстергази, вывешенная на доске объявлений в церкви Гайдна:
А у нас здесь фотосессия с национальным костюмом, я с удовольствием изображаю обезьянку на пляже.
Если будете в Вене, очень советую заехать в Айзенштадт, сходить во дворец Эстергази (у меня есть отчет, в списке по теме внизу отзыва), и зайти в церковь Гайдна.
Часы работы:
с понедельника по пятницу с 9.00. до 17.00.
в воскресенье с 11.00. до 17.00.
Стоимость посещения:
сама церковь бесплатна, все остальное платно, но цена невелика — в составе группы мы заплатили около 3 евро за человека.
Адрес:
Joseph Haydn Platz 1
7000 Eisenstadt
Австрия
+43676880708098
Другие материалы по ФЗ Бургерланд по ссылкам: