Какое счастье, что они открыты 1 января! Другого шанса попасть сюда в эту поездку у нас бы не было. И вот, немного отоспавшись, мы отправляемся во дворец Эстерхази.
Какое счастье, что они открыты 1 января! Другого шанса попасть сюда в эту поездку у нас бы не было. И вот, немного отоспавшись, мы отправляемся во дворец Эстерхази.
При входе - современная работа, называется "Парик", 2022 года, авторства Жофии Керестеш. Это намек на тот удивительный момент, когда при эксгумации композитораи Йозефа Гайдна было обнаружено, что его череп пропал из могилы, а в гробу остался парик. Парики изначально были символом статуса аристократии, но постепенно вышли из моды и исчезли из общественной жизни.
Меня очень интересовал этот дворец не потому, что в нем хранится что-то неординарное, и даже не потому, что несколько десятилетий в нем концертировал Йозеф Гайдн, а потому, что это дворец Княгинь — Женский Дворец, где жили, любили, творили историю интереснейшие женщины.
История семьи, как и история строительства дворца весьма насыщенна событиями. В 17 веке один из князей семьи Эстерхази — молодой и амбициозный Павел, нанял для строительства дворца самых известных архитекторов того времени, которые работали на Императора Леопольда Первого. Замок строили, переделывая его из старой крепости, а после завершения строительства неоднократно перестраивали — самая существенное изменение дворец претерпел при князе Антоне во второй половине 18 века. Именно тогда появились балкон, тосканские колонны, новые башни.
С 1818 по 1822 годы, на искусственном каменном холме, возводился круглый храм — ротонда, в стиле классицизма, с венком из внешних колонн и полусферой. За образец был взят знаменитый храм Сивиллы в Тиволи, неподалеку от Рима. В ансамбле с водопадом, скалистым ущельем, гротом и прудом перед ним, храм Леопольдина представляет собой живописный романтический противовес монументальному садовому фасаду дворца. Князь Николай Второй во второй половине 18 века перестроил дворец и превратил дворцовый сад в парк.
При князе Антоне Первом построили вспомогательные помещения: конюшни, и помещения для карет.
После этого с перестройками было окончено, дворец сегодня выглядит именно так, как 250 лет назад.
Величественное здание у подножия Лейтских гор формирует облик города. Обратите внимание на лица князей Эстерхази — в них явно виден необузданный венгерский характер.
Вход во внутренний двор выложен деревянными брусочками, довольно необычно.
Внутренний двор полностью замкнут дворцом и после яркого желтого фасада его голубые фасады смотрятся достаточно спокойно.
При входе, на лестнице, гостей встречает герб Эстерхази — их геральдика очень сурова и агрессивна.
Далее мы движемся анфиладой комнат и залов.
Первый зал посвящен Удивительной женщине — Мелинде Оттрубай — Эстехази, благодаря которой дворец сохраняется и открыт для посетителей. Девушка из среднего класса, ставшая балериной, сделав карьеру в театре Будапешта, стала примой-балериной Венгерского театра Оперы и Балета, вышла замуж за принца Пола Эстерхази, в которого была влюблена с тринадцатилетнего возраста, с первой встречи. В 1940 году ее арестовали, но она сумела бежать в Швейцарию. Через несколько лет после войны, после второго предложения, Мелинда отказывается от дальнейшей карьеры и выходит замуж. Впервые отпрыск Эстерхази женится на девушке из класса буржуазии, а не аристократке. Уже в начале совместной жизни Мелинда думала, как сохранить собственность семьи, и после смерти принца она повела себя очень дальновидно. В 1994 году историческая собственность Эстерхази была предана четырем австрийским частным фондам. Культурное наследие сохраняется за счет доходов от коммерческой деятельности. С этого времени начинаются обширные реставрации, которые продолжаются по сей день. Это позволяет отказаться от государственных субсидий. Сама принцесса Мелинда умерла в 2014 году, похоронена во францисканском склепе Айзенштадта.
Портреты на стенах — женщины семьи, какие красавицы!
Мне было очень приятно, что вся группа нашла сходство в облике:
Генеалогическое древо на стене в этом зале — очень необычно!
Следующий зал — самый пышный во дворце — Зал Гайдна. Потолочный дизайн сохранился с момента постройки, на нем изображены аллегории земель и провинций Венгрии, сцены из сказания о Гесперидах и мифе об Амуре и Психее. В центре потолочного панно изображен перенос Психеи на небо. Все остальное — с перестройки середины 18 века — на стенах Фридрих Роде изобразил цветочные фестоны и медальоны с венгерскими королями в технике гризайль. Зал получил свое название в честь композитора Йозефа Гайдна, около 40 лет прослужившего семье Эстерхази. В зале уникальная акустика, он входит в число лучших концертных залов мира.
Йозеф Гайдн относится к представителям так называемой «венской классики». Он считается изобретателем «струнного квартета», и его поздние произведения подготовили почву для хоровых произведений и симфоний эпохи романтизма. На службу к князю Паулю Второму Антону Эстерхази он поступил в 1761 году и превратил его маленький придворный оркестр в оркестр первоклассных музыкантов.
Апартаменты княгини. Этот замок на протяжении веков был не только официальным репрезентативным местом, но и дворцом частной жизни княгинь семьи. В летние месяцы дворец был любимым местом пребывания семьи, сюда погостить охотно приезжали представители Габсбургов, их связи с Эстерхази были очень прочными и дружественными. Портреты посвящены связям семьи с последней великой императорской четой монархии — Сиси и Франца Иосифа (еще один портрет не только висит на стене, но и на браслете юной Сиси). В Красном салоне, обитом дорогими шелковыми обоями второй половины 19 века, находилась гостиная. Салон выполнял функцию комнаты для приема гостей, здесь хозяйка встречала посетителей.
В втором зале апартаментов княгини портреты еще трех дам семейства, помимо Елизаветы, это Мария Иосифа Херменегильда, урожденная принцесса фон-унд-цу Лихтенштайн, супруга князя Николая Второго Эстерхази; и Мария Терезия, урожденная принцесса фон Турн-унд-Таксис, супруга князя Павла Третьего Антона Эстерхази; и леди Сара Фредерика, дочь Джоржа Чайльд-Виллиера, графа Джерси.
Бывшая спальня Княгини, ранее она была выдержана в синем цвете — обои, шторы, ковры, на его фоне выделялась белая мебель и красная мраморная столешница пристенного столика. В середине 19 века спальня превратилась в семейную комнату, появились две зеркальные стены, пристенные столики с резьбой в китайском стиле, и китайские бумажные обои 18 века.
Письменный кабинет княгини. Деревянные панели выдержаны в синих тонах, они обрамляют прекрасные шелковые обои 18 века — это китайские сцены у воды. В письменном кабинете стоит секретер, отдохнуть после работы за которым можно было на диванчике рядом. Обработка ежедневной корреспонденции княгини требовала несколько часов работы.
Из него выход в совсем маленькую комнату с письменным столом, для работы с личной перепиской.
Далее следует туалетная комната княгини.
К туалетной комнате примыкает комната главной камеристки. Здесь хранилось все, что может понадобиться княгини- в сундуках и специальных шкафах. Отсюда можно было быстро и легко попасть в комнаты хозяйки, камеристка была приближенной особой у княгини, ее комната отличалась от помещения остальных слуг. В маленькой нише ранее располагался ночной горшок. На стенах — имитация делфтского кафеля 18 века. Все живописные мотивы в китайском стиле — бабочки, цапли, фигурки людей — в синем и серо-синем цветах на сером фоне.
Полуэтаж с маленькими помещениями. В этой части дворца жили слуги. Хозяева обучали детей слуг, готовя их к работе во дворце. Нередко княгини включали своих слуг в завещания.
И последнее помещение, открытое для посетителей — дворцовая часовня. Ее построили при князе Павле Первом. В 1660 году дворцовую часовню освятил граф Георг Сеченьи. К этому времени в часовне уже был орган, построенный Георгом Винклером из Винер-Нойштадта. В 1664 году орган был заменен на новый. А в 1685 году в часовне появилась реликвия — Папа Римский Иннокентий Одиннадцатый подарил часть тела святого из катакомб — Константина. Эти мощи хранятся в стеклянной раки.
Уже в момент открытия часовни в ней исполняли церковную музыку, играл местный оркестр. В 18 веке, при Павле Втором Антоне, часовню немного перестроили, появились купель, светильник в стиле рококо и три картины Святой Троицы. В 19 веке добавили кафедру, и в 1823 году увеличили орган (мастер из Вены Кристоф Эрлер).
Именно здесь в полной мере раскрылось дарование Йозефа Гайдна. Именно здесь он исполнил свою первую мессу в присутствии лорда Нельсона. Нам включают записи, и мы слушаем несколько отрывков. Так и сидела бы здесь.
И. помимо всего, во дворце проходят выствки посуды: ваз, фарфора, серебра, все восхительно красиво!
Вот такой дворец, который я очень советую посетить.
Стоимость билетов:
взрослый 15 евро без экскурсии, 18 евро с экскурсией;
льготный (пенсионеры, школьники, студенты) 13 евро (16 евро);
семейный билет 33 евро (39 евро);
аудиогид 2 евро.
Часы работы:
С января по март со вторника по воскресенье и в праздничные дни с 10.00. до 17.00.
со вторника по пятницу только с экскурсиями;
с апреля по июнь со вторника по воскресенье и в праздничные дни с 10.00. до 17.00.;
июль, август ежедневно с 10.00. до 18.00.;
сентябрь, октябрь со вторника по воскресенье и в праздничные дни с 10.00. до 17.00.;
ноябрь, декабрь, с четверга по воскресенье и в праздничные дни с 10.00. до 17.00.
со вторника по пятницу только с экскурсией.
экскурсии с января по март: 10.00., 11.30., 13.00. и 15.00. (на английском языке с января по март в 13.30.; с апреля по октябрь в 11.00. и 15.00.; в ноябре и декабре в 13.30.)
с апреля по октябрь: 10.00., 11.30., 13.00., 14.30. и 16.00.
ноябрь и декабрь: 10.00., 11.30., 13.00. и 15.00.
Адрес:
Esterhazyplatz 1
7000 Eisenstadt
+432682630047600
www.schloss-esterhazy@esterhasy.at
Другие материалы по ФЗ Бургерланд по ссылкам: