Украшением центральной площади столицы Албании — площади Скандерберга является памятник Скандербергу.
Украшением центральной площади столицы Албании — площади Скандерберга является памятник Скандербергу.
И хотя национальный герой Албании Скандерберг для Албании имеет грандиозную роль, но тем не менее на его месте на этой площади до 1990 года стоял памятник Сталину. На самом деле в Тиране памятников Сталину было несколько,
но после 1990 года их сняли и отправили на своеобразную «штрафстоянку».
Как же так случилось? Ведь СССР задолго до этого осудил культ личности Сталина и посносил все его памятники.
Дело в том, что во время Второй Мировой войны и после её Сталин помог Албании сохранить независимость, о чём помнил многолетний лидер Албании Энвер Халиль Ходжа(алб. Enver Halil Hoxha, 1908- 1985).
Интересный факт — коммунистическая партия Албании возникла последней в странах Балканского региона, только в 1941 году.
В марте 1938 года Ходжа был направлен в СССР по рекомендации албанской секции Французской компартии, где находился чуть больше года. В апреле 1938 года он впервые встретился со Сталиным и Молотовым. Италия оккупировала Албанию 7 -12 апреля 1939 года. Албанский король бежал в Грецию. 12 апреля 1939 года албанский парламент проголосовал за то, чтобы низложить короля Зогу и сплотиться «личной унией» с Италией, предлагая албанскую корону итальянскому королю. Через четыре дня итальянский король Виктор Эммануил III был официально коронован в Риме короной Албанского королевства (алб. Mbretnija Shqiptare, итал. Regno albanese). При этом Италия и Югославия до начала Апрельской войны 1941 года, после которой Югославия прекратила своё существование, вели переговоры о разделе Албании. После начала Второй Мировой войны территория албанского королевства под протекторатом Италии подросла за счёт территорий прилегающих стран.
Обратите внимание, что большая часть нынешнего Косово входило в ту Великую Албанию.
Осенью 1942 года Ходжа приехал в Москву, где встретился со Сталиным, Молотовым, Ждановым, Маленковым, Микояном и Димитровым. В конце визита, в декабре 1942 года, Ходжа выступил с заявлением, в котором подчёркивалась необходимость восстановления независимости Албании и отвергались территориальные претензии Италии и Греции. Дело в том, что у премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля во время войны возник план послевоенного раздела Албании между Италией, Грецией и Югославией. Подписание Италией 8 сентября 1943 года акта о безоговорочной капитуляции, а затем объявление ею войны Германии означали конец итальянской оккупации. На смену итальянцам пришли немцы 8 сентября 1943 года, немецкая оккупация продлилась вплоть до 29 ноября 1944 года.
9 октября 1944 года Черчилль и сопровождающие его лица прибыли самолетом в Москву, их с почестями, включая почетный караул, встретили В. М. Молотов, А. Я. Вышинский, И. М. Майский, комендант Москвы генерал-майор Р. Синилов и другие официальные лица. Черчилль предложил договорённость о разделе Юго-Восточной Европы на сферы влияния. Правда Албания на этот раз не упоминалась. Зато в 1944 году после бегства немецких войск из Албании уже Сенат США предложил отдать Северный Эпир Греции. На Потсдамской конференции (1945) Сталин еще раз предостерёг союзников от реализации планов раздела Албании. О своей поддержке новой Албании Сталин заявил Ходже также лично в период его визита в СССР в июне 1945 года.[
Ходжа присутствовал на Параде Победы
, побывал в Сталинграде. С 14 по 26 июля 1947 года прошёл первый официальный визит в Москву албанской правительственной делегации во главе с Генеральным секретарём ЦК КПА Энвером Ходжой. Во время встреч Ходжи с Иосифом Сталиным и Вячеславом Молотовым обсуждались вопросы межгосударственных отношений и партийного строительства в Албании. Результатом визита стало соглашение о предоставлении Албании льготного кредита в 6 млн долларов. Также советское руководство приняло решение бесплатно обеспечить вооружением албанскую армию.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Энвера Ходжи орденом Суворова 1-ой степени был издан 9 августа 1947 года в канун очередного визита Ходжи в Москву. Формулировка гласила: «За выдающиеся заслуги в организации разгрома немецко-итальянских оккупантов в Албании и в соседних с ней районах Югославии». Сталин лично вручил Ходже орден Суворова, который на всех торжественных мероприятиях военного профиля у себя на родине и в КНР (в 1961 году) присутствовал с этой наградой, даже после разрыва отношений с СССР. Ходжа заявил на обеде в Кремле, что «Сталин и Советский Союз — наши спасители и товарищи. Мы, албанцы, клянёмся вам в вечной дружбе и преданности».
После антикоммунистического переворота в мае 1991 года близкие Энвера намечали передать орден Суворова в Музей Ленина и Сталина, сохранившийся в Тиране с 1951 года. Но его вдова и соратница Неджмие (1921 года рождения) решила оставить награду в семейном архиве.
Несомненно сыграл роль её арест, сначала домашний — в декабре 1991 года. Затем была заключена в тюрьму в январе 1992. Суд признал её виновной в злоупотреблении властью и приговорил к 9 годам заключения. Попытка обжаловать приговор по инстанциям привела к тому, что срок наказания увеличился до 11 лет. Освобождена она была по амнистии в 1997 году, после пяти лет заключения.
24 мая 1944 года югославский лидер Иосип Броз Тито официально огласил идею Балканской федерации (Балканской федеративной республики). После войны эта идея обсуждалась на разных уровнях. Самой грандиозной задумкой было объединение Югославии, Болгарии, Румынии, Албании и возможно Греции.
Энвер Ходжа был против этой идеи. Он убеждал Политбюро ЦК ВКП(б) в опасности политики Тито, предупреждал, что Белград обманывает сталинское руководство. Сначала СССР активно поддерживал эту идею.
Но вмешались другие обстоятельства. Ухудшение советско-югославских отношений наметилось ещё в конце 1947 — начале 1948 годов, а 28 сентября 1949 года двусторонние отношения между СССР и Югославией были разорваны. Была похоронена и идея Балканской федерации. В советско-югославском конфликте Ходжа поддержал Сталина. 1 июля 1948 года албанское правительство объявило о высылке из страны югославских советников и об отмене всех договоров и соглашений с Югославией, за исключением Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. А второе лицо в руководстве Албании после Энвера Ходжи — Кочи Дзодзе (алб. Koçi Xoxe, 1911–1949), который был министром внутренних дел Народной Республики Албании в 1946–1948 годах, являлся сторонником Иосипа Броз Тито и выступал за интеграцию Албании в создаваемую Балканскую федерацию. В результате в 1948 году Кочи Дзодзе был снят с поста министра внутренних дел, и арестован. Показательный процесс над Кочи Дзодзе и группой его сторонников завершился в мае 1949 года, бывший соратник Ходжи был повешен. В речи на XIX съезде КПСС Ходжа высказался о положительной роли Сталина, успехах СССР. Когда умер Сталин, то ни Энвер Ходжа, ни Мао Цзе Дун не приехали на похороны Сталина. Они считали в его смерти замешено ближайшее окружение. При этом они отчего-то считали, что тело Сталина подменили. Ходжа даже написал книгу.
В ней Энвер Ходжа утверждал, что Хрущев убил Сталина дважды: один раз в прямом смысле этого слова, а второй раз — опорочив и оклеветав его уже после смерти. ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, на котором Хрущев выступил с докладом «О культе личности Сталина», демонстративно покинули, не дожидаясь его официального закрытия, представлявший Китай Чжоу Эньлай и представлявший Албанию Энвер Ходжа. Хрущев пытался убрать Энвера Ходжу от руководства Албанией, но этого в полной мере не получилось, хотя Ходжа был вынужден в 1954 году уйти с поста Председателя Совета министров. Сначала Хрущев считал, что Ходжа одумается и даже приезжал в Албанию.
Но его надежды не оправдались. Совещание представителей коммунистических и рабочих партий проходило в Москве с 10 ноября по 1 декабря 1960 года. В конференции приняли участие делегации 81 партии с пяти континентов мира. На нём Ходжа резко критиковал Хрущева.
СССР начал применять различные экономические и идеологические рычаги воздействия на зарвавшегося лидера Албании, в результате стала страдать Албания.
«Очередная китайская делегация, прибывшая на переговоры с Хрущевым для урегулирования разногласий в канун ХХII съезда КПСС (октябрь 1961 г.), где было решено вынести тело Сталина из мавзолея, предложила советской стороне передать китайской компартии саркофаг с останками Сталина для его установки в мавзолее в Пекине. Причем КНР предлагала сделать это не бесплатно. К такому предложению официально присоединилась Албания. Идею поддержали, хотя и не публично, руководители Румынии, Северной Кореи и Северного Вьетнама — Георге Георгиу-Деж, Ким Ир Сен и Хо Ши Мин. Поддержал их и Эрнесто Че Гевара. Но раздраженный Хрущев ответил всем им: «Неужели вам нужна эта дохлая кляча? Ну, и берите её!». Однако Хрущева удалось отговорить от этого шага его «соратникам». (Алексей Чичкин " Анатомия краха СССР. Кто, когда и как разрушил великую державу «).
Когда тело Сталина перезахоронили глубокой ночью 31 октября 1961 года, то албанцы и китайцы уверенно считали, что никакого перезахоронения не было, а тело Сталина сожгли. Откуда была взята эта информация — неясно. После разрыва отношений между Албанией и СССР здесь помнили про дни рождения Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионович Сталина. Даже после смерти Энвера Ходжи некоторое время память о былом жила в албанском обществе.
В 1986 году, после смерти экс-председателя Совнаркома Вячеслава Молотова, в Албании был объявлен национальный траур, вся страна завесилась чёрными лентами, граждан обязали повязывать чёрный бант. В 1989 году вся Албания с размахом отметила 110-летие со дня рождения Сталина. Мальчиков называли Иосиф, девочек — Сталина. Падение коммунистического режима в Албании началось со сноса памятника Сталину в Шкодере во время массовой демонстрации 14 января 1990 года. А потом дошла очередь и до памятников Сталину в Тиране.
А затем на месте памятника свергнутому коммунистическому кумиру на площади Скандерберга появился памятник национальному историческому герою Скандербергу.
Скандербег или Георгий Кастриоти (алб. Gjergj Kastrioti Skënderbeu, 1405 — 1468) — национальный герой Албании, воспеваемый в народных песнях.
Шлем на голове героя напоминает козлиную голову. Про его появление существует множество легенд. Мне большем нравится не много раз тиражированная о том, что козы спасли от голода своим молоком войско Скандерберга, а легенду рассказанную нашим гидом.
Загнали турки воинов Скандерберга на гору, откуда невозможно было пробиться сквозь бесчисленные ряды турок. И тогда Скандерберг придумал военную хитрость. Он попросил крестьян привести коз, на их рога примотали факелы, ночью подожгли и направили на позиции противника. Психологическая атака сработала, турки от вида множества огней струхнули и убежали.
Уже после смерти Скандерберга разразились бурные дискуссии, кто же он был по национальности. Одни считали — итальянец, другие — серб, а третьи — албанец.
Итальянец — оттого, что родовая фамилия итальянская, да и не зря после завоевания Албании османами Неаполитанское королевство дало землю и дворянский титул семье Скандербега.
Серб — его мать Voisava (Войсава) по мнению современных историков была из сербского рода Бранковичей, последней династии правителей Сербской деспотовины.
Албанец — так ведь родился на территории Албании.
Большой разброс мнений. Чтобы разобраться отчего же это происходит, надо окунуться в то время, когда Скандерберг жил. Албания некоторое время входила в состав Сербо-греческого царства (также Царство сербов и греков, Сербское царство; серб. Српско-грчко царство, Српско царство, Душаново царство), значительно расширившего свою территорию за счёт византийских владений в 1250–1355 годах. Достигло своего апогея в 1355–1356 годах при Стефанe Душанe, который взял Адрианополь, но вскоре скоропостижно скончался.
Начался постепенный распад. На территории большого государства возникло несколько небольших.
Те же в свою очередь создавали для своей поддержки новое дворянство, только новые дворяне не горели желанием служить только одному государю. В этой ситуации Османская империя, зализав раны, полученные в начале века, вновь начала экспансию на Балканский полуостров.
Первым членом семьи Кастриоти, упомянутым в исторических документах был кефаль (губернатор) Канины в 1368 году. Дедушку Скандерберга звали Пал Кастриоти (1383–1407) , он был албанским дворянином, владевшим с 1383 года двумя деревнями. У отца Скандерберга Иоанна (Гжона) Кастриотти (John (Gjon) Kastrioti, ? — 1437) под началом уже было 2 000 всадников. Гжоном было создано княжество Кастриоти (1389–1444).
Мелкие дворянчики, да и дворяне более высокого ранга постоянно искали покровительства более сильных властителей, метаясь порой от одного к другому. До 1385 года Гжон был союзником сербов, с 1385 года — принял османский сюзеренитет, в 1407–1410 годах стал союзником венецианцев, В 1415 -1417 годах вновь переметнулся к туркам, в 1419 — 1426 годах стал союзником сербского деспота Стефана Лазаревича, а затем вплоть до самой смерти являлся османским вассалом. До сих пор в Южной Албании популярна поговорка «где меч, там лежит религия» (албанский язык: Ku është shpata, shtë feja). Считается, что это слова, сказанные Гжоном Кастриоти. Будучи союзником венецианцев — он был римским католиком, сотрудничая со Стефаном Лазаревичем — православным христианином, а в 1431 году был обращен в ислам.
Но вот, что интересно, албанский писатель Теофан Силиан Ноли (Theofan Stilian Noli), считает, что умер Гжон римским католиком, а согласно архивам Хиландарского монастыря на Афоне, он принял там монашеский постриг и получил имя Иоаким, став православным монахом, где и скончался.
Племянник Хамза Кастриоти (ум. 1460)
был мусульманином, но в 1443 году Хамза вместе со своим дядей Скандербегом дезертировал из османской армии и вернулся в Албанию, где отказался от ислама и принял христианство, сменив своё имя на Бранило. Он поддержал восстание Скандербега и стал вице-капитаном войска Скандербега. А осенью 1457 года Хамза перебежал к туркам, т. к. рассчитывал возглавить движение албанских князей, недовольных деспотизмом Скандербега. Мехмед II даже провозгласил Хамзу албанским королём, но уже в августе «король» был разбит войсками Скандерберга и попал в плен.
Но возвратимся к самому Скандербергу. По женской линии его потомки включают правящие (или бывшие правящие) семьи Бельгии, Люксембурга, Австро-Венгрии, Пруссии, Сербии и некоторых членов британской королевской семьи. В Османской империи существовал страшный «налог кровью» — девширме. Из христианских семей забирали мальчиков, в основном от 8 до 16 лет, увозили в Турцию, обращали в ислам и воспитывали как мусульман. Если мальчик оказывался бойким, то путь ему был в янычары, тихий и вдумчивый — в чиновники или богословы. Если — ни рыба, ни мясо, то были рабочие должности типа садовников. Юноши из знатных семей были своего рода заложниками. Георгий Кастриоти был забран из отчего дома в раннем детстве. Определили его в янычары, постепенно он дослужился до офицерских должностей.
На Востоке всегда с уважением относились к Александру Македонскому, детей нередко называли Искандерами, так звучало в тюркском варианте имя Александр. За подвиги нашего героя прозвали Искандер -бей ((в албанской транскрипции Скандербег).
В 1443 году Скандерберг покинул турецкое войско и вернулся в родные края и возглавил восстание против османских завоевателей.
В 1444 году была создана в городе Лежа по инициативе Скандербега Лежская лига для борьбы против турецких завоевателей.
Жаль, что она практически сразу распалась изза грызни между её членами и нежеланием иметь единого командира Скандерберга. Но по мнению историков, в 1444 году впервые появилось албанское государство. А Скандерберг продолжал воевать вплоть до 1468 года, нанося время от времени жестокие поражения османам.
Когда в 1912 году Албании удалось обрести полную независимость и международное признание, её гербом стал герб княжества Кастриоти, которым правил Скандербег.
Где только не встретишь изображения, связанные со Скандербергом. Даже на деньгах.
Ну и конечно же главное — памятник Скандербергу на площади Скандерберга, центральной площади столицы Албании — Тираны.