В Абхазии зачастую информация не то, чтобы искажается, но не всегда досказывается.
Когда едешь из Пицунды в Гагру, то справа транспорт проезжает озеро Инкит.
В Абхазии зачастую информация не то, чтобы искажается, но не всегда досказывается.
Когда едешь из Пицунды в Гагру, то справа транспорт проезжает озеро Инкит.
Раньше отличным ориентиром была мозаичная остановка «Осьминог», но говорят. что её ныне нет.
Но деревья вряд ли спилили.
Озеро Инкит образовалось 2–3 тысячи лет назад в результате прибойной деятельности морских волн. Подобных озёр возле Пицунды насчитывается 8. Когда-то озеро было полностью пресным, но постепенно туда стала попадать морская вода.
Как часто мы живём в плену расхожих стереотипов. Для меня, что Гагры, что Пицунда были известными и популярными советскими курортами. Вот только Гагра стала развиваться как курорт ещё в дореволюционное время, а в Пицунде первые большие пансионаты стали строиться лишь с 1959 года. Лишь в 1967 году секретарь обкома Компартии Абхазии Меджит Шакирович Хварцкия торжественно с трибуны объявил об открытии нового советского курорта.
При этом терапевт-курортолог, организатор курортного дела в Абхазии Александр Лукич Григолия (1879 -1976) ещё в 1934 году рассказывал о большом потенциале Пицунды как курорта.
И как ни странно, но озеро Инкит было одним из сдерживающих факторов превращения Пицунды в курорт.
В 1920-х годах местность вокруг озера была сильно заболочена и представляла собой рассадник малярийных комаров. В 1931 году в озеро выпустили рыбу гамбузию, в результате чего комары были полностью истреблены, и появилась возможность развивать курорт Пицунда. Об этой замечательной рыбке я рассказывал в материале Маленькая рыбка, спасшая Сочи и его окрестности от малярии.
Как часто мы знаем легенды о преданиях старины глубокой. Согласно одной из таких легенд в озере Инкит базировался в одно время флот Александра Македонского.
Но особо не афишируется отчего в довоенный период курорт не стал развиваться. Тем более, что комаров к тому времени победили.
Дело в том, что с середины 1930-х годов на озере Инкит планировалось создание гидроаэродрома с комплексом складов для ГСМ, авиационных боеприпасов, ремонтной базы и жилгородка для лётчиков. В рамках этого проекта планировалось пробить к морю от озера Инкит широкий канал, для захода и рулёжки гидросамолетов. Наличие большого курорта рядом с секретной базой не было нужно. Всё бы так возможно и стало, но вмешались технические проблемы. Когда в начале 1920-х годов в СССР начали восстанавливать военно-морской флот, то осуществить постройку большого количества крупных боевых кораблей молодое государство было не в состоянии. Большой упор сделали на дальнейшее развитие субмарин, торпедных катеров и морских самолётов; последние стоили немногих денег и при этом они позволяли решать задачи по обороне достаточно эффективно.
В СССР с начала 1920-ых годов по конец 1930-ых годов не смогли построить серийный гидросамолёт, имеющий оптимальные боевые характеристики, удовлетворяющие ВВС РККФ/ВМФ СССР.
По предложению начальника ВВС Военно-Морского флота с июля 199 года генерал-лейтенанта Семёна Федоровича Жаворонкова гидроаэродром на озере Инкит запланировали построить в 1942–1943 году. Но планы спутала война.
Есть информация, что 1943 году на акватории озера базировались гидросамолёты 82-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС ЧФ. Вот только когда я стал изучать её боевой путь, то не нашёл ни в 1943, ни в другие годы, что она базировалась под Пицундой. «