В Абхазии есть метро. Пять вагончиков по 20 мест в каждом увозят экскурсионную группу вглубь Иверской горы, чтобы доставить к началу экскурсионного маршрута по Новоафонской пещере.
Когда попадаешь в пещеру впервые, то сначала не понимаешь восторгов, с которыми о ней рассказывают. Казалось бы, камни и камни.
И поначалу даже встречное озерцо воспринимается как достопримечательность.
Но маршрут по пещере составлен очень удачно. И тут надо сказать «спасибо» матушке-природе. Туристов проводят по шести залам, переходящим один в другой. Всего пещера состоит из девяти залов, но три из них закрыты для посещения. В них ведутся исследовательские работы или же имеется опасность при нахождении там.
Ниже на фото — лестница в Зал Спелеологов — один из закрытых для посещения туристами залов, как раз по причине опасности.
Новоафонскую пещеру открыл в 1961 году местный житель, 15-летний на тот момент парнишка Гиви Смыр. Он же с 2001 года до конца своей жизни (умер в 2016 г.) являлся директором комплекса Новоафонских пещер.
Сегодня вход в пещеру представляет собой двухэтажное здание, которое является одновременно и кассой, и станцией метро. По всему маршруту проложены металлические мосты, по которым идет группа. Карстовые отложения красиво подсвечиваются. Подобрана атмосферная музыка. Для меня это был тот случай, когда даже группа в сто человек не мешала наслаждаться красотой.
Первой «визитной карточкой» пещеры, которая встречается по пути, стал «Череп» — карстовое отложение в форме скорее шлема скафандра, нежели головы.
Чем дальше уходишь в глубь пещеры, тем красивее становятся виды.
Постепенно появляются сталактиты и сталагниты. Сначала маленькие.
Можно рассмотреть, как наросты растут на стеных пещеры. Радовать своей красотой они будут ещё много лет спустя, а пока напоминают маленькие кораллы.
Постепенно формы карстовых отложений становятся всё больше и всё более впечатляющее.
Последний зал, ныне носящий название Апсны, — самое красиво место маршрута. Именно на этой красоте экскурсия, к сожалению, заканчивается. Дальше ждет выход и поездка обратно на пещерном метро.