Артисты, которым уже тысяча лет и театр, который за века практически не претерпел изменений, и истории со сцены звучат все те же. Вьетнамский кукольный театр на воде все также популярен, как и в далеком 10 веке. Лишь посетив это уникальное представление, можно с уверенностью сказать — я был во Вьетнаме. Более тысячи лет назад в одной из деревушек в низовьях Красной реки крестьяне, коротая время в период обильных дождей, когда рисовые поля затапливались, и собирать урожай было невозможно, начали играть в свой собственный театр.
Сценой служили озера, пруды или затопленное поле. В качестве кукол сначала выступали огородные чучела. Позднее, когда театр стал приобретать все большую популярность, фирурки-артистов стали изготавливать из фигового дерева. Они не тонули в воде и вырезать можно было практически любой образ. Главной темой спектаклей, конечно же, было и остается и поныне, сельское хозяйство. В древности вьетнамцы верили, что духи контролируют их жизнь и за провинности лишают урожая. Поэтому в представлениях поклонялись духам и просили их благосклонности. Простой крестьянский быт — посадка риса, сбор урожая, выпас скота, рыбная ловля,
народные гуляния и фестивали, и священные символы вьетнамского народа, главные герои мифов — извергающие огонь гигантские драконы, единороги, фениксы и самая мудрая золотая черепаха. Все это находит свое воплощение в одном представлении.
Но главный герой театра — кукла-мальчик Тэу.
В одной лишь красной набедренной повязке он въезжает на сцену на своем верном муле вот уже тысячу лет. Он — главный рассказчик.
Может быть и веселым шутником и острым критиком. Восхваляет добродетелей, высмеивает злодеев. Театр кукол на воде очень быстро завоевал популярность во всем Вьетнаме. Целые поселки соревновались между собой в мастерстве.
Куклам шили яркие костюмы, придумывали новые трюки, научились создавать на ровной глади волны и даже выпускать из водной глубины петарды.
Для приема в свое сообщество театралы проводили ритуал посвящения, предлагая вновь прибывшему выпить кровь петуха, давая клятву никогда не раскрывать тайны театральной труппы.
Уже в 20-м веке вьетнамский театр кукол на воде стал широко известен во всем мире.
15 вьетнамских артистов со своими куклами в 1984 году отправились в турне по Германии, Франции, Италии, Нидерландам, собирая полные залы восторженных зрителей.
Театр кукол на воде и сегодня самый популярный и традиционный вид искусства в стане.
Ханое, Хатэй, Виньфу, Хабак, Хайхынг, Хайфонг, Тхайбинь, Тханьхоа, Нгетинь — посмотреть уникальное представление можно в любом регионе Вьетнама.
Причем, в каждом есть своя уникальная техника, собственные трюки и секреты, которые все также тщательно держаться в секрете.
Все действия происходят на водоеме — естественном или искусственном. Деревянные фиругки-артисты словно оживают, двигаясь по волнам, из пучин в воздух вздымает могущественный дракон, золотая черепаха делится накопленной за сотни лет мудростью…Даже не понимая ни единого слова, ведь все спектакли проходят на вьетнамском языке, Вы сможете лучше узнать, а вернее, прочувствовать культуру и быт вьетнамского народа. Главная декорация театра, конечно же, вода. Над ее поверхностью — общинное поселение. Справа и слева от главной водной сцены располагаются музыканты.
Оркестру помогают традиционные инструменты Вьетнама: барабаны, скрипки, флейты, деревянные колокольчики и даже тарелки. Оперные певцы поют песни, повествуя истории. Каждый спектакль состоит из отдельных коротких сцен. Как правило, их не более 18-ти.
Но самая сложная задача, конечно же, у кукловодов.
11 актеров управляют всеми фигурами на сцене. Видеть их зрители не могут. Актеры-невидимки располагаются позади сцены за специальным экраном по пояс в воде. При помощи длинных бамбуковых палок, в которые встроены пружинные механизмы, они приводят в движение марионеток. Натертые воском нити идут от подвижных деталей куклы в воду, проходят внутри шеста к пальцам кукловода.
У сложных трюковых кукол бывают по три таких шеста. Поэтому куклы-танцовщицы исполняют самый настоящий танец, рыбак закидывает сети и вытягивает рыбу, всадник размахивает саблей и на скаку убивает врага, дракон выплывает из воды и извергает пламя, «летают» бабочки.
На сцене куклы оживают и творят настоящую сказку.
Все куклы театралы изготавливают сами, вручную. Из фигового дерева вырезают необходимый персонаж, расписывают яркими красками, покрывают лаком. Фигуры могут достигать полметра и весить до 15 килограмм. Так как деревянные артисты все время «работают» в воде, то вскоре приходят в негодность. Средний срок службы такой фигурки — 3–4 месяца. Поэтому кукольное производство во Вьетнаме никогда не останавливается.
Работа, быт и традиции — главные темы спектаклей. Но даже самое обычное артисты превращают на сцене в игру и волшебство. Ловля рыбы предстает соревнованием рыбака и его добычи, сбор урожая становится полем битвы, где сражаются рис, солнце и дождь. Сценки наполнены тайным смыслом и исполнены с юмором. В репертуаре театр часто использует вьетнамские народные сказки, легенды, мифы и исторические события.
На сцене переплетаются и современный крестьянин, и мифологические драконы и фениксы. Каждый образ наделен своим смыслом. Черепаха демонстрирует долголетие, дракон — символизирует мудрость, единорог — олицетворяет силу разума и тела, феникс — несет жизненную энергию. Каждый спектакль состоит из 17–18 коротких законченных историй. «Дрессировка уток», «Ловля лис» показывают быт крестьянина, «Король Ле Лой на лодке» раскрывает исторические события,
«Праздник урожая» делиться со зрителями культурными обрядами, «Танец феникса» демонстрирует вьетнамские мифы.
Но самая захватывающая сценка — «Танец дракона». На закате солнца пара мифических животных выпрыгивают из воды и начинают зрелищное сражение друг с другом. Брызги от ожесточенной борьбы разлетаются во все стороны, так что зрителям первых рядов после представления сухими, пожалуй, не уйти.
Не менее важная особенность театра на воде помимо искусного управления куклами — пиротехническое оформление шоу.
Дракон дышит огнем, на гладь воды опускается дым или в небе взрывается фейерверк. Все это дело рук пиротехников.
Каждый театр соревнуется в этом огненном мастерстве и придумывает все новые и новые трюки. Некоторым удается запустить петарды даже из воды.
По окончании представления актёры, с помощью мастерства рук которых «оживают» куклы выходят на сцену под овации зрителей. Именно один из таких кукольных театров на воде «The Golden Dragon Water Puppet Theater» мы и посетили в Хошимине. Ценник в турагенствах на Фам Нгу Лао на это шоу называли в 10 долларов (с трансфером).Мы захотели съэкономить и придти на это представление самостоятельно, благо адрес у нас был:
55 B Nguyen Thi Minh Khai. Дойти от рынка Бен Тхань до театра на воде можно минут за 20, зная дорогу. Нам путь любезно подсказал вьетнамский юноша спомощью навигатора на своём телефоне.
На его навигаторе нашли адрес и поставили крестик на нашу бумажную карту. Напомню что путешествие это мы совершили в январе 2015 года. Как впоследствии оказалось, навигатор вьетнамца ошибся. В итоге добираться до места пришлось минут 50, переспрашивая дорогу у местных. Ничего, зато прогулялись по вечернему Хошимину, зашли в Нотр Дам. Самое интересное, что съэкономить не получилось. Билет даже на месте в кассе без посредников стоил те же 10 долларов. Билеты были в наличии.
Среди зрителей, в основном, туристы. Очень много русскоязычных в зале. Для местных, видимо, дорого. По окончании представления на выходе девушки в национальных костюмах продают куклы-сувениры на память о этом месте.
Если вы полистаете ленту интернета, то увидите, что все фото с представлений — однообразные и плохого качества. Это связано с тем, что снимать приходится на яркий свет. У нас большинство фото получилось тоже плохие, но, думаю, удалось передать вам хотя бы примерное представление об этом театре.