В первой части я уже описывала саму выставку, историю всемирных выставок, интересные факты о ней. Там же я рассказала о павильонах, которые я посетила дважды, в декабре 2021. Отчет о ней здесь.
Но, так получилось, что в марте 2022 я вновь оказалась в Дубае, и смогла еще раз сходить на эту выставку, которая закроется 31 марта 2022. Расскажу немного о тех павильонах куда удалось зайти в этот раз.
2
Дубайская выставка, задержанная из-за ковида на 1,5 года, оказалась первой в арабской стране, первой на Ближнем Востоке, Африке и Южной Азии, и самой посещаемой — предположительно, ее уже посетили около 25 миллионов туристов (точная цифра будет озвучена после закрытия ЭКСПО).
3
Логотип выставки (у меня он в виде значка, я его прикрепила к выставочному паспорту, про который я в первой части писала) — это стилизация золотого кольца, древнего артефакта, которому 4000 лет. Его нашли при раскопках в Сарук Аль Хадиди, месте, обнаруженном самим шейхом Мохаммедом бин Рашидом Аль Мактумом, который, пролетая на самолете, заметил, что земля в этом месте разная, и порекомендовал археологам попробовать копать здесь. У меня логотип — значок, я его в паспорт приколола.
1 из 8
1
Я уже писала, какие новаторские изобретения были впервые показаны на выставках. Добавлю:
— в Лондоне на первой выставке в 1851 году — паровой двигатель;
— в Париже 1855 года, на мой взгляд, изобретение веков — первую стиральную машину!
4
О всевозможных «Именных» фонтанах для питья я уже тоже писала в первой части, вот еще два. Кстати, вода на ЭКСПО повсеместно бесплатная, помимо питьевых фонтанчиков, в некоторых павильонах ее раздают в очередях.
Этот фирменный фонтан Нахель, плод сотрудничества модного дизайнера Фейсала Эль-Малака и ювелира Алии Бин Омайр, сочетает в себе несколько местных ремесленных традиций. Плитка ручной работы имитирует красочные узоры, которые можно найти на тканях, а металлические приспособления несут уникальный отпечаток пальмового плетения — сафефа.
1
Этот питьевой фонтанчик называется Сабил. В исламской архитектуре геометрические плиточные потолочные элементы, известные как мукарны, традиционно рассматривались как мосты к небесам, а их ячейчатая слаженность — тайны творения. Здесь художница Дана Авартани из Джидды своим художественным питьевым фонтанчиком The Well переворачивает этот классический символ, приглашая зрителей созерцать наш самый элементарный и главный ресурс — воду. Издалека этот фонтан напоминает каменный колодец. Наполняя пластиковую бутылку водой, мы видим калейдоскоп плиточек ручной работы.
1
Вот сюда я планировала в ноябре 2021, но ковид планам помешал. Надеюсь, осуществлю их позже.
2
В первые два посещения я потратила много времени на очереди, но посетила те павильоны, которые были для меня обязательны: немецкий, эмиратский, казахстанский, саудовский, сингапурский, греческий, нидерландский, российский, австралийский, израильский, финский и узбекский. В этот раз решила, сто в очередях стоять не буду вообще, просто погуляю.
1
Но, три, все же, были в планах: испанский, итальянский и пакистанский. Мне повезло, утром очереди в них занимали 5–7 минут, а испанский и итальянский, соседи, находились в месте начала прогулки. Так что, с них и начала.
1
Мы расставались с группой возле израильского павильона, туда мне не надо было — была в первый приезд.
И, как раз, рядом итальянский павильон, с которого и начала. Итальянский павильон — это огромный шатер 20-метровых белых нитей, крыша — корпуса лодок. Что итальянцы пишут о главных проблемах и достижениях? «С одной стороны, фундаментальным фактором глобального развития является доступность водных ресурсов: в условиях, когда процент пригодной для использования пресной воды продолжает падать, а давление на морские экосистемы в настоящее время практически неустойчиво, вклад исследований в этой области становится все более актуальным. С другой стороны, есть область, в которой Италия является мировым лидером благодаря плодотворному сотрудничеству между исследованиями и бизнесом: космический сектор, который является стратегическим с точки зрения конкурентоспособности, инновационного потенциала, безопасности и предоставления данных и информации, которые позволяют достичь крупных достижений в области науки». (Что-то они перемудрили).
Внутри павильона — Октагон, внешние стены которого отражают роскошь мозаики с покрытием из сусального золота, контрастируя с неоклассической строгостью лепнины, покрывающей внутренние стены. Восемь сторон конструкции показаны как стороны театрального балкона, глядя вверх, мы различаем еще два яруса лож и потолок, оба украшены мозаикой, вдохновленной звездным небом базилики Санкт-Аполлинаре-Класс.
1 из 12
1
Экран, растянувшийся более, чем на 26 метров, создают сенсорные пейзажи, меняющиеся в процессе прохождения коридора.
1 из 18
1
В световой инсталляции, подвешенной под потолком, показана универсальная ценность красоты отождествляется с формой драгоценного камня. Задуманная на основе нумерологии той эпохи, отдающей дань уважения Арабским эмиратам, работа состоит из 63 бриллиантов, расположенных на семи шестах, по одному на каждый Эмират. 50 из них золотые, посвященные 50-летию страны организатора. Каждое колье состоит из 9 бриллиантов, число, которое символизирует полноту и завершенность. Камни установлены в зеркальном куполе, который усиливает интенсивность, чтобы сиять в собственном свете, и при этом, умножать восприятие своих отражений. Благодаря использованию зеркала реальность фильтруется и взаимодействует со светом, чтобы восстановить земную красоту, и проявить неосязаемую активность.
1
Испанский павильон представляет Cosentino, который разрабатывает инновационные и экологичные поверхности для дизайна и архитектуры, используя материалы, которые привержены углеродной нейтральности, а также повторному использованию. Испания показывает свою гордость — они занимают третье место по количеству объектов Всемирного Наследия — в Испании 48 объектов.
1 из 13
1
Технологии, применяемые к территориям и средам, таким, как города, поселки, здания или парки, позволяет оптимизировать процессы и сокращать ресурсы: быть более устойчивыми. Испания — мировой лидер по количеству биосферных заповедников, в стране их 52. В павильоне показана связь с арабским миром, в испанском языке более 4000 арабских слов.
1 из 7
1
«Динамо» — это световое и звуковое представление создано визуальным художником Даниэлем Каногаром и звукорежиссером Франсиско Лопесом. Оно коллективно активируется зрителями, предлагая им представить инновационные формы сотрудничества с использованием технологий, искусства и науки.
1 из 4
2
Я заранее планировала посетить пакистанский павильон, поэтому отправилась в желтую зону. впервые использовала паровозик, в качестве транспортного средства, до этого всегда ходила пешком. И почти все дальнейшие посещенные павильоны располагались неподалеку друг от друга, в желтой зоне.
Павильон очень выделяется из всех окружающих своими яркими цветами. Лабиринтная структура павильона, спроектированная Имадом Хасаном и его командой архитекторов, позволяет пропутешествовать по истории и культуре Пакистана.
Оформитель — женщина, Нурджехан Билграми — мультдисциплинарный художник, куратор выставок и педагог. Ее ателье KOEL возродило традицию ручного ткачества, блочной печати и использования натуральных красителей в Пакистане. Ее выставки проводились в нескольких странах, а ее публикации выпускаются в разных странах. Она является одним из основателем Школы искусства и архитектуры долины Инда и была ее первым исполнительным директором, а также председателем Совета Управляющих. Она работала художником в Исламском Художественном Музее Шангрила на Гавайях, и в Университете Нового Южного Уэльса.
1 из 13
3
Восемь отдельных пространств органично соединяются, и посетители знакомятся с историей страны, с ее прошлым, настоящим и будущим. Каждое пространство имеет свою тему, но все они связаны с туризмом и развитием страны.
Куратор пакистанского павильона Нурджехан Билграми ставил своей целью показать сокровища Пакистана, неизвестные миру. Он выбрал для этого поэтический способ, в котором прошлое, настоящее и будущее сплетаются вместе как гобелен, который раскрывает богатую и многослойную историю, культуру, людей и традиции этой земли, а также подчеркивает огромный потенциал и возможности, для улучшений в будущем. Восемь отдельных пространств органично соединяются в древней истории страны, впечатляющих пейзажах, культурном и религиозном разнообразии, ремесле. По всему павильону происходят захватывающие визуальные эффекты, свет, аромат, звук и подавляющее богатство цвета, мастерство, культура, а также неосязаемое чувство общности и щедрость духа, которые лучше всего олицетворяют Пакистан и его народ.
1 из 18
2
Проходя мимо украинского павильона, про который я точно знала, что там вообще нечего смотреть, увидела быстро идущую очередь, и влилась в ее ряды. Внутри, на трех этажах из четырех, все пространства стен увешены бумажками с выражением сочувствия и поддержки, на всех языках мира.
1 из 16
1
Удивил павильон Баден-Вюртемберга, Федеральной Земли, в которой я живу. В немецком павильоне я бывала раньше, в первой части его описала. Но здесь, отдельная федеральная Земля, которая, как оказалось, является партнером выставки. И отдельный павильон, со своей печатью в паспорте (в первой части про паспорт ЭКСПО я рассказывала). В павильоне рассказывают о достижениях Баден-Вюртемберга. Они «хвастаются»: Голливуд был основан эмигрантом из Верхней Швабии, наши инженеры строят новаторские здания по всему миру, микросенсоры от Бош есть почти в каждом смартфоне, а Мерседесы и Порше не нуждаются в представлении. В нашей Земле нет угля, нефти и золота, а самый ценный ресурс — люди. У нас родились Эйнштейн и Шиллер, у нас научились водить автомобиль, создав его, запатентовали дупель и велосипед. У нас была создана первая в мире вычислительная машина и 15 тысяч патентных изобретений ежегодно используются по всему миру. По количеству затрат на новые исследования БВ второй в мире и первый в Европе среди стран! Более 60 НИИ и 5 Университетов привлекают лучшие умы.
1 из 17
1
Вот это было забавно! Работа Кристы Соммерера «Портрет Лорана Миньоно на лету», созданная на компьютере в 2015 году. Правда, фотографировать себя, созданную из мух, я не захотела. У цифровых на секомых есть цель, как только программное обеспечение для распознавания изображений распознает контуры и контрасты через камеру, они показывают это изображение. Мухи не запрограммированы изображать что-то конкретное, они следуют алгоритму, который говорит им оставаться в темных контрастных областях захваченного камерой изображения. В истории искусства ожившая комнатная муха в произведении является символом смертности и смерти. Работа Кристы Соммерер и Лорана Миньоно также напоминает нам о быстротечности личности: зритель увидит ее образ на краткий миг, который снова растворится при малейшем движении. Создано это было в Центре Культуры и Медиа ZKM 1, уникальном культурном учреждении мира. Благодаря своей коллекции произведений искусства, публикациям, архивам, а также художественным и научным исследованиям в области электронного искусства, Центр представляет собой программу междисциплинарных проектов и международного сотрудничества. На своих выставках, симпозиумах, концертах и семинарах, центр передает теоретические дискурсы философии, науки, техники, политики и экономики с современной художественной точки зрения. Центр располагается в городе Карлсруэ.
Криста Соммерер, Портрет Лорана Миньоно на лету, 2015 год. Компьютер (Виндоус 10). Интерактивная инсталляция показывает 10 тысяч созданных мух, жужжащих на мониторе. Изображение появляется на мониторе, когда посетители останавливаются и рассматривают работу. Анимированные мухи создают портрет человека, стоящего перед произведением. Камера, установленная над монитором, фиксирует изображение зрителя. В течении нескольких секунд мухи располагаются на экране так, что видны контуры людей, зафиксированных камерой. Мухи постоянно находятся в движении и постоянно перестраиваются. Даже небольшое изменение выражения лица посетителя заставляет его растворяться на дисплее и через небольшой промежуток времени мухи подстраиваются под новые контуры.
Моя «добрая» подружка посоветовала мне зайти в павильон Люксембурга, который очень популярен. Я не планировала сегодня стоять в очередях, но подумалось, вдруг и вправду, что-то интереное? И угробила впустую ровно час — слабейший павильон, а толпы народа идут на горку — трубу. У меня в Шварцвальде таких пруд пруди! основная тема выставки люксембургского павильона — финансирование. Люксембург создал уникальную систему устойчивого финансирования: благодаря первой в мире Зеленой Фондовой Бирже Люксембург является лидером в области устойчивых инвестиций. 1% ВНП Люксембурга используется для сотрудничества в целях развития в 12 странах на 4 континентах, и эффективной глобальной гуманитарной помощью. Предоставление обширного опыта и ресурсов тем, кто в них нуждается, делает Люксембург лучшим партнером в области развития.
1 из 18
На Мальту я зашла в расчете на рыцарей — мальтезов. но, особого упора на них сделано не было, совсем немного их показали.
1 из 9
Павильон Австрии предлагает осмотр экологических построек будущего.
Проходила мимо павильона Брунея — не удержалась, зашла. Они мне должны — в 2007 году в их Посольстве в берлине потеряли наши паспорта! Думала — вдруг нашли и отдадут. Нет, ничего не передавали.
1 из 6
1
В павильоне Швейцарии в длиннющей очереди, всем выдавали зонтики с изображенным флагом — от солнца. Внутри — отражение швейцарского многообразия, не только ее природное достояние, но и инновационные проекты.
Английский павильон очень необычен снаружи. В нем можно добавить свой голос в послание другим цивилизациям в будущее, идея вдохновилась проектом Стивена Хокинга.
2
Павильон Ливана представляет всевозможные мастер — классы, конкурсы и выступления.
1 из 2
Кстати, мастер — классы и показы народного творчества проходят и под открытым небом.
1
Павильон Ирака, или, как уточняют хозяева, Месопотамии, предлагает гостям путешествие в древнюю иракскую культуру.
1 из 2
Павильон Китая — здесь древние традиции сочетаются с современными достижениями в области технологий и инноваций. Это световые шоу, технологии 5G, искусственный интеллект и путешествия в будущее.
Павильон Индонезии, рассказывающий о торговом прошлом, привлекающим корабли с купцами своими специями и о связи прошлого с настоящим и будущим.
1 из 2
1
Павильон Египта. Хотела в него зайти, но он был закрыт до обеда. А жаль, египтяне показывают историю и современное процветание туризма. Они привезли настоящие античные статуи фараонов.
1 из 2
В павильон Беларуси решила зайти, все-таки, родители отсюда. В нем главный тезис: «Через наследие к современным идеям». Они рассказывают, что «Культурное наследие — это часть материальной и духовной культуры народа, выдержавшее испытание временем. Оно передается из поколения в поколение, как самое ценное и вызывающее уважение." Часть павильона занимает выставка фотографий, которые по замыслу устроителей передают и по-новому отображают уникальные черты белорусской культуры, ее историю, невероятную красоту страны и ее многогранность. Автор работ — Даша Арт — профессиональный художник и фотограф из Белоруссии, Она является лауреатом крупнейших международных фотоконкурсов, а в 2020 году удостоена звания «Лучший профессиональный европейский фотограф». Даша занимается жанром художественной фотографии и вместе со своей командой создает уникальные костюмы, аксессуары, сценический грим, превращая фотографии в настоящие произведения искусства.
1 из 9
В окнах — слайдах белорусского павильона показано наследие прошлого, современность и видение будущего, одновременно с удивительной красотой природы.
1 из 15
Павильон Бахрейна очень стильно смотрится. Внутри — 126 колонн (диаметр 11 см и высота 24 метра), соединенные одновременно в нескольких точках, изображая иглы ткацкого станка.
1
Вот тут стало понятно, что уже жарко, и голова плохо варит — показалось — павильон Сирии, хотела посмотреть, оказалось — Сьерра-Леоне. Они показывают свои богатства недр, в основном — бриллиантов, и настойчиво приглашают к сотрудничеству.
1 из 3
А рядом великолепно играл саксофонист из Маррокко. Вот я здесь и «зависла». Тем более — время прогулки подходило к концу.
Эта красивая зона отдыха принадлежит Инвестиционной Корпорации Дубая (ICD), которая была создана для продвижения Дубая на мировую арену. Корпорация поддерживает экономику Дубая, являясь неотъемлемым фактором его роста и процветания, и одним из самых известных брендов. Навес из бамбука предлагает тень и отдых, он создан из 72000 кусков бамбука, демонстрируя силу, и одновременно гибкость материала.
1 из 2
80% выставки будут сохранены — район будет называться «Район 2020». И это здорово, жаль такую красоту рушить.
1
Вот так выглядит моя карта в итоге. Мне жаль, что я не смогла попасть туда еще несколько раз и многое осталось неохваченным — хотелось увидеть еще множество павильонов. Но, и на этом спасибо.
Выставка скоро заканчивается, осталось две недели. Но там сейчас много россиян, возможно, кому-то эти две части отчета помогут определиться с выбором павильонов.
Кусок тротуара.
Часы Работы:
с субботы по среду с 10.00. до 24.00.
в четверг и пятницу с 10.00. до 02.00.
Стоимость билетов на 1 день 95 дирхам, до 17 и после 60 лет — бесплатно, всем, кто летит эмиратскими авиакомпаниями — бесплатно.