Продолжаю описание огромного комплекса музеев «Шиндага» в Дубае. Эти дома были построены в начале 40-х годов 20 века, и занимают общую площадь 2650 кв.фунтов (вот вам английское наследие — почти все в музее фунтах, пересчитывайте сами).
В этой части — павильон «Документы» и музей Народных Ремесел.
Павильон — «Документы».
Павильон с документами, единственный, где, почему-то, не разрешили фотографировать. Что там такого тайного, я не поняла. В 2016 году муниципалитет Дубая отреставрировал здание и начал использовать его для Центра Документации города. Помещения первого этажа используются для демонстрации и хранения документов, а помещения верхнего этажа — для размещения персонала, включая исследователей и административных сотрудников.
2
Дом состоит из двух этажей с четырьмя комнтами на первом этаже и двумя верандами. Верхний этаж — это 4 комнаты и терраса. Двор у документального павильона очень приятный, это был центр дома, через него можно было попасть во все шесть комнат.
2
Павильон номер 4 — Традиционные Ремесла.
Традиционные ремесла Эмиратов развивались на протяжении веков благодаря инновациям и творчеству. На побережье, в пустыне и в горах ремесленники научились брать сырье и превращать его в искусные предметы, практичные и красивые.
2
Поколения мастеров вдохновлялись мастерством и наследием тех, кто был до них. От гончарного дела, работы по дереву, работы по металлу — сегодня традиционные ремесла Эмиратов являются неотъемлимой частью их культуры и наследия.
2
Дом традиционных ремесел состоит из 4-х оригинальных построек, в которых когда-то жили горожане. Этот дом прославляет разнообразные ремесленные традиции ОАЭ и дух изобретательности, который они воплощают.
1
Природные ресурсы и ремесленные традиции.
Передавая свои знания от одного поколения к другому, жители Эмиратов развили глубокое понимание того, как лучше всего использовать доступные им природные ресурсы. Примером их находчивости является использование финиковой пальмы (аль-нахфа).
Эмираты разработали изобретательные способы использования каждой части этого ценного природного ресурса, известного как дерево жизни. Ткачи ловко и умело сплетали из сушенных листьев корзины, коврики, крышки для посуды с едой и веера. Другие части финиковой пальмы использовались для традиционного жилищного строительства и рыбной ловли.
Хотя эти ремесла больше не являются необходимыми для выживания, они остаются популярными из поколения в поколение как ценное общее культурное наследие.
1
Долговечность и универсальность.
Финиковая пальма — одна из многих универсальных ресурсов, найденных в Дубае и ОАЕ, который использовался для создания функциональных красивых объектов. Материалы из финиковой пальмы долговечны, и в годы, когда еще не было нефтяного богатства, они играли жизненно важную роль в поддержании жизни собществ.
Требуется настоящее мастерство, чтобы превратить сушеные листья пальмы в широкий спектр индивидуальных и привлекательных продуктов, необходимых для повседневной жизни. Этот процесс плетения листьев известен как саф аль хос.
1
Поделки для повседневной жизни.
Географическое разнообразие Дубая отражается в разнообразии его ремесел. Потребности жителей пустыни отличались от тех, кто жил в горах или на побережье.
Прибрежные сообщества торговали как на местном, так и на международном уровне. Они импортировали нити для украшения одежды, дерево для дверей и окон и металлы для создания знаменитого даллаха (кофейника).
Общины бедуинов пустыни, опиравшиеся на ремесло аль саду (плетение из шерсти животных), производили байт аль шар (палатки), мебель, сумки для хранения продуктов и верблюжью амуницию.
Горные общины использовали местную глину для изготовления чаш и сосудов, используемых при приготовлении пищи, а также для хранения воды и продуктов питания.
1
Торговля и влияние.
Будучи портовым городом, Дубай уже давно является центром региональной торговли, импортируя и экспортируя сырье и другие товары со всего Персидского Залива, Индии и Восточной Африки.
Обработанное серебро из соседнего Омана смешивали с бронзой и другими металлами, чтобы сделать такие изделия, как даллах (кофейник). Индия предоставляла ряд сырых и обработанных натуральных материалов для рынка Персидского Залива. Это были хлопок и шелк, для текстильных ремесел, а также лиственные породы для традиционной архитектуры. Особенно ценился тик — на нем можно было вырезать замысловатые украшения. Из Восточной Африки пришли другие лиственные породы, такие как чандал, важный компонент прибрежных домов.
1
Материалы для поделок.
Традиционные ремесла максимально использовали природные свойства местных ресурсов и импортных материалов. Для приготовления кухонной утвари и кофейников использовались сложные металлы, такие как латунь, усточчивые к частому воздействию тепла. Волосы животных сплетали вместе, чтобы создать водонепроницаемый, ветроустойчивый и изолирующий материал. Листы этой ткани использовались для строительства байт аш шар (палаток). Другие типы переплетения тканей изготавливались из шелковых и хлопчатобумажных нитей, гибких, но прочных.
Импортированные лиственные породы дерева и местная древесина финиковых пальм, использовались для поддержки традиционных каменных построек и домов по всему Дубаю. Для строительства использовалась и жаростойкая глина.
1
Гончарное дело, деревообработка, металлообработка и текстильное производство.
Гончарное дело, обработка дерева, и металлообработка, практикуемые в горных и прибрежных общинах, являются узккоспециализированными ремеслами. Археологические находки в Сарук-аль-Хадиде, Джумейре и других районах ОАЭ позволяют предположить, что гончарное дело, и обработка металлов, это древние ремесла, насчитывающие тысячи лет.
Эти объекты использовались местными сообществами и продавались на региональном уровне и за его пределами. Ремесленники годами обучались, чтобы усовершенствовать свои навыки, многие из них происходили из семей, которые на протяжении поколений занимались одним ремеслом.
2
Металлы.
Прочность, долговечность и блеск таких металлов, как серебро, или бронза, сделали их идеальными материалами для изготовления предметов для приема и обслуживания гостей. Миски, кастрюли, подносы, должны были быть прочными, чтобы выдерживать частое использование и сохранять свою форму в течении многих лет. Металл также проводит тепло, что идеально подходит для кухонной утвари и даллахов (кофейников). На протяжении поколений эти прочные и функциональные предметы из металла использовались для обслуживания гостей на всевозможных мероприятиях.
Традиционный эмиратский даллах (кофейник) содержит жидкость, и при этом имеет почти архитектурный стиль, отличный от других стилей, встречающихся в соседних странах Персидского залива. Носик даллы обычно богато украшен цветочными и геометрическими узорами. Маленькие подвески на цепочках часто свисают с откидной крышки и тихо звенят, когда из него наливают кофе. При обслуживании гостей даллы используются вместе с декоративными металлическими подносами и мисками с зубчатыми краями и тонкими цветочными мотивами.
1
Чтобы изготовить этот поднос, металл нагревают до очень высокой температуры, пока он не станет достаточно податливым, чтобы можно было придавать ему форму и украшать. Когда он снова остынет, то затвердеет уже с рисунком.
1
Эти предметы, созданные опытными мастерами по металлу, отражают ценности гостеприимства и щедрости Эмиратов. Они включают в себя украшенные круглые металлические подносы, латунные или медные миски с носиком и культовый кофейник даллах.
1
Традиции гостеприимства, связанные с этими объектами, остаются неотъемлимой частью повседневной жизни в Эмиратах. Все экспонаты, представленные здесь, до сих пор регулярно используются для приема, обслуживания и развлечения гостей. Фрукты и финики подаются на украшенных тарелках, а кофе разливается из даллы в маленькие кофейные чашечки финьян.
1
Шерсть животных.
Волосы животных, искусно сплетенные, были чрезвычайно универсальными. Полученная ткань могла выдерживать любые условия. Благодаря воздухонепроницаемости она идеально подходила для жаркого пустынного климата: в редких случаях, когда шел дождь, волоски расширялись, делая ткань водонепроницаемой. Натуральные масла в шерсти животных обеспечивали дополнительный уровень защиты, делая конечное изделие прочным и долговечным.
3
Нитки и текстиль.
Шелковые и хлопковые волокна самых разных цветов использовались для шитья, ремонта и украшения одежды. Шелк особенно ценился женщинами. Это одна из самых прочных тканей, она обеспечивала как вентиляцию, так и тепло, и его легко можно было покрасить. Шелковые нити для вышивания были очень привлекательны, имели характерный блеск.
Более дешевый, чем шелк, но столь же прочный, широко использовался и хлопок. Это также обеспечивало хорошую теплоизоляцию тела. Хлопчатобумажные нитки для вышивания были стойкими и яркими.
1
Одежда обычно украшается вокруг шеи, запястий и лодыжек, с использованием телли и традиционных узоров вышивки настоящим серебром, металлическими или яркими нитями. Эти украшения, созданные ловкими пальцами высококвалифицированных мастериц, представляют собой тонкие и утонченные узоры из повторяющихся прямых или изогнутых линий, прорисованных металлическими нитями.
2
Телли и вышивка.
Для украшения женской одежды на запястья, шею и грудь одежды отдельными узорами пришиваются отрезки телли, серебряные и цветные нити. Быстрые пальцы манипулируют катушками металлических и цветных ниток, в результате чего получаются отрезки плетеного телли, которые позже пришиваются к одежде.
Бадлах, расположенный на лодыжках сирвала (брюк), представляет собой плотный геометрический узор из телли и цветных ниток. Минагадская вышивка украшает ткани ажурного переплетения мотивами расплющенных серебряных нитей. В искусной вышивке хвар также используются тонкие серебряные и цветные нити для создания цветочных узоров.
Хотя эти поделки больше не нужны для украшения современной женской одежды, пожилые женщины по-прежнему собираются, чтобы сделать телли в рамках демонстраций наследия и фестивалей.
Косы телли плетуться на подставке мкаджуджа с подушечкой. Несколько коклюшек — по крайней мере одна из металлической нити и от четырех до шести цветных ниток — свисают с подушки и сплетены в разные узоры. К этим образцам относятся бу фатлах, гули и бу фатлатайн.
Традиционно настоящие серебряные и хлопковые нити импортировались из Индии, но сегодня телли можно изготавливать с использованием металлических и цветных синтетических нитей из Восточной Азии.
1
Ткачество.
Ткачество — это процесс, при котором два набора нитей переплетаются на ткацком станке в определенном порядке. Важные ткацкие слова:
Деформация — вытягиваясь, эти нити закрепляются на станке. Они определяют длину готовой ткани и традиционно раскладываются на земле при плетении саду.
Уток — эти нити выплетаются поверх и под нитями основы для создания узора.
Здесь можно самим попробовать и создать узор.
3
Из овечьей шерсти, козьей и верблюжьей шерсти, ткали изделия разных назначений. Бедуинские мастерицы вплетали простые, но символичные узоры в свои палатки, мебель, верблюжью сбрую, и складские помещения.
Используя пряжу, окрашенную натуральными красителями, повторяющиеся геометрические узоры представляли собой абстрактную интерпритацию форм, которые ткачи наблюдали в своей повседневной жизни.
Большие панели стен палатки имели простые, приглушенные узоры и оттенки. Внутри палатки перегородки сияли цветом и декором.
2
Ткачество Аль Саду.
Аль Саду — традиционное ремесло плетения из шерсти животных (овечьей шерсти, верблюжьей или козьей), которое было частью повседневной жизни пустыни. В бедуинских общинах изготовление палатки Бейт аль-Шаар (дом из волос), ее обстановки, верблюжьей атрибутики и сумок для хранения продуктов занимает от нескольких недель до месяцев работы. Семьи работали вместе, чтобы стричь и готовить козью и овечью шерсть. Женщины использовали мугзил (веретено) для прядения шерсти, затем окрашивали пряжу натуральным красителем, а затем ткали на наземном ткацком станке. Эти навыки передавались из поколения в поколение, от матери к дочерям.
Сегодня это традиционное ремесло продолжается, и ЮНЕСКО назвала аль-саду важной частью нематериального культурного наследия.
1
Инструменты и материалы.
И мужчины, и женщины стригут шерсть и волосы со своих стад, которые затем очищают и готовят для переработки. Девочки учатся у своих матерей и других женщин в общине, сначала выполняя небольшую работу, а затем переходят к прядению на мугзиле (веретене) и плетению нитей на наземном ткацком станке.
Процесс стрижки, чистки, подготовки, прядения, плетения, занимает много времени, но упорный труд ткачей вознаграждается яркими и красивыми тканями.
1
Наземные ткацкие станки должны были быть портативными, чтобы сопровождать пустынные сообщества во время сезонных миграций из пустыни в оазис и из гор на побережье. Раньше их делали из легкой древесины, хотя сегодня также используются полые металлические трубы. Из-за размера ткацкого станка обычно тканые панели имели фиксированную ширину. Длина могла быть такой, как пожелал ткач, часто доходила до пары метров.
2
Вышивка.
Вышивка — это пришивание декоративных рисунков непосредственно на ткань с помощью иглы и ниток. Простые узоры цветными нитками встречаются на повседневной одежде, но для особых случаев популярны замысловатые украшения из плотных стежков яркими и блестящими металлизированными нитками. В этом зале можно попробовать самому чтол-либо вышить, но я не стала экспериментировать.
1
Вышивка предполагает использование ниток для пришивания декоративных узоров непосредственно на одежду.
Вышивка Бадлах на сирвале сочетала телли с разноцветными нитками, создавая плотные узоры, которые могут доходить до середины штанины.
Тауб или кандура (мужская одежда) были украшены сложной вышивкой хвар настоящим серебром и цветными нитями с ярким цветочным орнаментом.
Вышивка Минакад требует твердой руки, чтобы продеть толстые серебряные нити в тонкое переплетение шейлы (женская легкая накидка на голову) или тауба.
Серебряная нить ценилась очень высоко. Когда одежда изнашивалась, вышивку сохраняли и пришивали к новым изделиям или переплавляли для изготовления украшений.
2
Древесина.
Импортированные из Индии лиственные породы традиционно использовались в качестве декоративных архитектурных элементов. Замысловатая резьба с цветочными и геометрическими мотивами украшает двери, перемычки и окна старых домов Дубая.
Резные изделия из дерева сочетались со столь же сложными металлическими изделиями на сундуках манду и курильницах, которые являются неотъемлимой частью традиционного дома в Эмиратах.
Подобные приемы резьбы и геометрические мотивы встречаются на деревянных рукоятках и металлических лезвиях горного йирза (ручного топора). Этот многоцелевой инструмент изготавливался из импортной или местной древесины и использовался для защитной охоты или в качестве трости. Это также символ мужественности и силы в горных общинах, аналог сегодняшнего ханджара (кинжала).
2
Лиственные породы, такие как тик и чандал, в этом регионе не росли. Вместо этого они были импортированы из Восточной Африки и Индии через обширную торговую сеть в Индийском океане. Прочная, твердая, и устойчивая к воде и вредителям, эта импортированная древесина была необходима для местного строительства лодок и домов. Двери и окна в историческом районе Дубая были украшены узорами, вырезанными из импортного дерева.
1
Двери и оконные рамы из тика и других твердых пород древесины украшали старые дома Шиндаги. От простых прямых линий до кругов, розеток и других геометрических рисунков — резьба по твердой древесине требовала большого мастерства и точности. Сундук манду из тикового дерева сочетает в себе эту декоративную резьбу с дополнительными украшениями из латунных закоепок. У торговцев жемчугом были сундуки поменьше, тоже сделанные из тика, но украшенные простыми резными мотивами, похожими на повторяющиеся ряды линий.
1
Квалифицированные мастера по дереву из исторического Дубая использовали долота и другие инструменты для вырезания различных типов украшений: от прозрачных простых узоров до тонких линий и деликатных изгибов.
2
Ощупывая поверхность дерева можно попробовать выделить иструмент, который использовался для резьбы.
3
Глина.
Горы северных эмиратов были богаты разнообразными глинами. С 12 века эти разные виды глины смешивали вместе, чтобы создать более прочный материал для кухонных горшков или более пористый материал для кувшинов для хранения воды. Красные глиняные смеси были очень пластичными и плотными, тогда как зеленая глина была более зернистой. Известная как посуда Джульфара (Рас Эль Хайм) сосуды, сделанные из этих глинянных смесей, продавались и использовались в Эмиратах и регионе Персидского Залива.
1
Гаргур — это традиционные куполообразные ловушки для рыбы были заложены в прибрежных водах и использовались вплоть до середины 20 века. Их изготавливали из хоса — сушенных листьев финиковой пальмы, и из «ребер» финиковой пальмы, а также финикового листа и веревки.
1
Дерево жизни — финиковая пальма.
По всему Дубаю и в других эмиратах, ан-Нахла был важным ресурсом для местных сообществ, почти каждая часть которого давала материалы для ремесленного производства. Корни финиковой пальмы, уникально приспособленные к экстремальным температурам и условиям пустыни, разрастались широко и глубоко в поисках воды.
2
Плоды финиковой пальмы были основным источником пищи. Волокна основания ствола сплетали вместе, чтобы сделать веревку, а сам ствол пальмы использовался при строительстве зданий. Из толстых ребер (карбах) и податливых листьев (хос) финиковой пальмы плели полоски, из которых затем можно было делать корзины и циновки, или использовать их для рыболовных ловушек (показано выше) и небольших лодок.
1
Мотивы и материальная культура.
Эмиратские поделки — это не просто практические инструменты для жизни, они еще и красиво украшены. Множество проектов, созданных из органических природных ресурсов, являются свидетельством местного творчества и инноваций.
Ремесленные изделия редко оставались нреукрашенными, а определенные узоры и мотивы пользовались особой популярностью. Керамика Джульфара (Рас-эль-Хайма) была украшена расписными геометрическими узорами. Эти мотивы отразились в повторяющихсмя линиях узоров саду и плетеных шевронах плетений хос и саф. Эти, казалось бы, скромные изделия, наполнены социальным смыслом. Как по своей форме, так и по функциям, они дают представление о местной истории и социальных ценностях.
2
Харс. Даже практичные предметы могли похвастаться какими-то украшениями. Этот большой кувшин, используемый для хранения и охлаждения воды, имеет простой дизайн из фактурной глины.
1
Керамика.
Как и многие другие предметы быта, глиняная посуда искусно декорировалась. Керамика не была покрыта глазурью, и имела простые украшения, которые вырезались, вдавливались или формировались вручную в самой глине.
2
Посуда Джулфар была известна своими геометрическими украшениями — линиями, шевронами, и точками из золотисто-красной глины или влажной глины на курильницах, а также горшках для приготовления пищи и хранения.
2
Гончары в горах комбинировали разные глины, смешивая их вместе и иногда добавляя другие материалы, такие как песок или измельченные ракушки.
Глина выдерживает экстремальные температуры в печах, достигающие 900 градусов, в результате чего материал становится более прочным.
Самыми распространенными керамическими сосудами были хары — кувшины, традиционно используемые для хранения еды и воды. Также были популярны кувшины, сосуды для разливки и кастрюли.
2
ОАЭ имеют долгую историю гончарного производства. Горные северные районы являются исторической родиной джульфарской посуды, многовековой отрасли, продукция которой продавалась в Персидском заливе, Иране, Индии и Восточной Африке.
Тысячи горшков были обожжены в каменных печах в районе Вади-Хагил в Рас-эль-Хайме, и других горных районах северных эмиратов. Хотя сегодня эта отрасль уже не так динамична, как раньше, некоторые из нынешних поколений продолжают работать и передавать знания, полученные от своих предков — ремесленников.
2
В Дубае и других эмиратах производство ремесленных изделий, изготовленных из финиковых пальм, дерева, глины или шерсти шивотных, имеет долгую историю семейного и общественного сотрудничества.
2
С ранней истории и до недавнего прошлого региональная торговля этими продуктами была неотъемлимой частью местной экономики. Через поколения торговли с соседними странами и за их пределами, влияние традиционных эмиратских ремесел чувствовалось во всем. Сегодня знания и навыки этих традиций считаются неотъемлимой частью идентичности Эмиратов
2
Спасибо за внимание.
Часы работы:
с 10.00. до 20.00. Последняя продажа билетов в 19.00.
Стоимость единго билета на все музеи:
взрослый 50 дирхам
детский и студенческий от 5 до 24 лет — 20 дирхам
детям до 5 лет и жителям ОАЭ старше 60 лет — бесплатно