Версаль и мир — выставка, проходящая в павильоне временных выставок в музее «Лувр» Абу-Даби. Если в настоящее время Версаль является одним из самых посещаемых исторических мест в мире, то с момента его создания в конце 17 века, он, в соответствии с пожеланиями короля Людовика Четырнадцатого, был самой доступной королевской резиденцией во всей Европе. Он был открыт ежедневно для всех его подданных, а также для посетителей со всего мира. Привлекательность этого «несравненного дворца» и огромных садов, разбитых Андре Ленортом, привела к постоянной процессии путешественников, принцев и послов, художников и торговцев, архитекторов и ученых, философов и авантюристов со всех континентов.
Французский двор был ослеплен открытием богатства цивилизаций из «пределов мира», которые во многих отношениях были еще загадочными. Это увлечение вызывало любопытство коллекционеров, вдохновляло художников и способствовало распространению вкуса к экзотическим вещам в обществе в целом. Версаль был зеркалом этого вкуса на перекрестке Востока и Запада.
4
Вид на Версальский Замок и Оранжерею. Этьен Аллегрен, 1695 году. Масло на холсте. В сопровождении и под руководством члена двора посетители в восточной одежде любуются достопримечательностью с лестницы Ста Ступеней.
В то же время монархия осознала стратегическую важность научных исследований. Помимо военной и художественной славы, французский король теперь желал прослыть самым современным монархом своего времени. Версаль стал микрокосмосом мира, собирая и изучая фауну и флору каждого континента в центре владения. Параллельно отправлялись крупные экспедиции в дальние страны и прогрессировала наука астрономия, открывая миры небесные и земные.
Четырехминутный фильм, показывающий картинки Версаля, открывает выставку.
1 из 4
3
Дворец, открытый миру.
Что делало французскую монархию уникальной, как в Европе, так и в мире, так это публичный характер ее королевской резиденции и постоянная публичность короля. Версальский дворец был открыт для всех, каждый день, без различия класса или статуса, и французские и иностранные посетители в равной степени пользовались этой щедростью. Дворец, его знаменитый Зеркальный Зал, его огромные сады, украшенные фонтанами и рощами, были среди мест, которые любой путешественник надеялся увидеть в тот период, когда туризм только зарождался. Но туризм в Версале был не только культурным, но и политическим: речь шла о том, чтобы увидеть короля на троне власти. В отличии от других дворов, посетители здесь не должны были кланяться, когда мимо проходил король, а вместо этого, должны были избегать его, что давало им возможность наблюдать за королем.
Если посетители хотели присутствовать на придворных церемониях, они должны были быть богато одеты. Для гостей с других континентов это был шанс с гордостью надеть свой национальный костюм, придав толпе в Версале оттенок экзотики.
Пять частей света.
Королевская Парадная Лестница, спроектированная архитектором Луи Ле Вау и художником Шарлем Лебреном, давал доступ в Большим Апартаментам — анфиладе комнат, ведущих в Тронный зал. Вскоре она стала известна как «Лестница послов», поскольку использовалась исключительно для шествия необычных послов, прибывавших из дальних стран. Пока окон не было, лестничная клетка, отделанная полихромным мрамором, освещалась большим окном сверху, впервые во Франции верхнее окно использовалось в таких масштабах. На верхнем этаже пространство было визуально открыто как имитация больших лоджий, расписанных картинками, представляющими народы четырех частей света, любующихся красотами Версаля.
1 из 3
4
Модель Посольской лестницы Чарльз Аркинет, 1958 год. Дерево, доска, гипс, пластик.
В окружении двух военных трофеев римской древности (нагрудник и шлем, прикрепленные к фасциям ликтора) крылатый дух размахивает земным шаром с королевским гербом: «лазурь с тремя золотыми лилиями». Над символической фигурой Людовика Четырнадцатого изображено солнце с ликом Апполона, греческого Бога солнца, и латинский девиз «Достаточно для нескольких», который Людовик объяснил следующим образом в своих мемуарах: «Я был бы так же способен править еще другими империями, как солнце освещало бы своими лучами еще другие миры». На то, что эта сила служит миру, указывает оружие на земле и лавровая ветвь, который держит дух.
1
Картина сримскими трофеями и гербом Людовика Четырнадцатого. Школа Пьера Миньяра, 1690 год.
Рельефы четырех частей света из Боске-де-Дом в садах Версаля: аллегории Америки (аллигатор) и Азии (верблюд).
1
Пьер Ладуаро по эскизам Жака Бюрета и Франсуа Леспингола, 1680 год.
Чтобы отпраздновать рождение своего сына, Людовик Четырнадцатый организовал большую карусель 5 и 6 июня 1662 года. Это событие, самое ослепительное конное шоу Старого Света, было вдохновлено арабской традицией, в которой лошади придавали возвышенную, поэтическую роль. Людовик Четырнадцатый очень восхищался этими завоевателями за их лихие кавалькады, потрясающее великолепие упряжи их лошадей и их усыпанные камнями костюмы. Молодой правитель в возрасте 23 лет появился в окружении 1300 всадников в пяти отрядах, представляющих некоторые из самых прославленных наций мира: римлян, персов, турок, индийцев и американцев (индейцев). Необычайное великолепие этой карусели, увековеченное в расписных пластинах, увенчанных золотом, в личной копии Людовика, олицетворяет важность лошадей в театре королевской власти.
1 из 6
1
Кавалькада - прибытие в Тюильри. Автор: Шарль Перро, художники: Анри Гисси и Жак Первый Байи, граверы: Исраэль Сильвестр, Франсуа Шово, Жан Ле Польтр, Жиль Русселе. 17 век.
Все это шоу можно увидеть в небольшом видеофильме:
1 из 3
Послы со всего мира.
Дипломатия была важной стороной версальской жизни. Замок Версаля был ареной интенсивной дипломатической деятельности. Каждый вторник послы европейских стран имели аудиенцию у короля. Иногда визиты выдающихся послов с других континентов встречались с большой торжественностью и пышностью. Наиболее удостоенные чести делегации из Сиама в 1686 году, из Персии в 1715 году, и из Турции в 1742 году, получили аудиенцию в Зеркальном Зале. Для остальных прием был устроен в Тронном Зале. Когда посол и его свита двинулись вперед к королю, они трижды поклонились. Однако послы исламских стран были освобождены от этой обязанности, чтобы не рисковать потерять свой головной убор, и вместо этого совершали жесты уважения, характерные для их традиции. Придворный протокол постоянно приспосабливался к обычаям дальних стран.
1 из 3
1
Принц Нгуен Фук Кон. Франсуа-Николя Моперин, масло на холсте. 1787 год. Этот совсем ребенок прибыл в Версаль за военной помощью, для поддержки его борьбы против повстанцев, захвативших трон.
После нескольких месяцев пути торжественная аудиенция сиамских послов была назначена на 1 сентября 1686 года. Процессия пересекла Мраморный двор, ведя делегацию к Людовику Четырнадцатому, который принял их в Зеркальном Зале. Трем послам предшествовало письмо их государя Пхра Нараи, хранившееся в золотом сундуке, специально привезенном из Сиама. Среди подарков, привезенных сиамскими послами для короля и членов королевской семьи, было 1500 предметов китайского и японского фарфора и несколько десятков предметов из золота и серебра, в том числе и чайник.
1 из 3
Портреты Тан ок Пра Висуд Сонт Торре Раджатуда, первого сиамского посла; Тан Ок-Лунга Калладжа Раджа-Маитори-Оппатуда, второго сиамского посла; и Тан-Ок-Кум Шриви Саруача Тритуда, третьего сиамского посла. Автор: Жан Хайнцельманн, 1666 год.
Опытный дипломат, граф Сен-Прист, сыграл важную роль в урегулировании конфликта между Османской и Российской империями из-за Крыма. Мир был скреплен подписанием арбитражного договора в Аянали-Каваке, султанской резиденции на западном берегу Босфора. Великий визирь расписаться перед французским послом в сопровождении двух представителей России. Вдалеке виднеется мечеть Айя-София, бывшая церковь Святой Софии, один из самых известных памятников Константинополя).
2
Аудиенция, предоставленная Великим Визирем Эмоли-Караком графу Сен-Прист, послу Франции, 18 марта 1779 года. Франческо Джузеппе Казанова, 1790 год. Масло на холсте.
В военном госпитале часто встречался османский Апассадос Нехемет Эфенди, военный министр, который представил ему генерала Саифа и медицинский персонал. Среди послов есть его сын, Мехмед Саид павит Хултс, младший сын главного врача больницы, что является признаком дружбы между оттоманской делегацией и их французскими коллегами. В своем дневнике Ансакадор писал, что купол церкви заканчивался куполом в Константинополе.
Прием Мохаммеда Эленди в Доме Инвалидов 25 марта 1721 года. Пьер д,Улен.
Прием персидского посла Мехмеда Риза-Бека в Версале было одним из самых известных событий в царствование Людовика Четырнадцатого. Аудиенция, последняя для короля перед его смертью несколько недель спустя, должна была быть еще более грандиозной, чем для послов Сиама. Что касается сиамцев, то аудиенция была дана в Зеркальном Зале, а не в более привычном Тронном зале. Король стоял в конце зала, перед своим троном, его одежда была усыпана бриллиантами. Для сравнения, простота персидского посла и посредственность его даров заставили двор на мгновение усомниться в его личности.
2
Людовик Четырнадцатый принимает персидского посла в Зеркальном зале, 19 февраля 1715 года. Неизвестный художник, 1715 год. Масло на холсте.
Член одной из очень немногих христианских семей в Нанкине (Китай), молодой Мишель Альфонс Шэнь Фузонг (фото 4) вместе с отцом — иезуитом Филиппом Куппетом, путешествовал по Европе, чтобы вербовать новых ученых и миссионеров для Китая. 15 сентября 1684 года Людовик Четырнадцатый дал аудиенцию в Версале. Миссия увенчалась успехом, и в следующем году король решил отправить в Пекин пятерых математиков. Теперь знаменитый Мишель Альфонс Шэнь Фузонг также побывал в Риме, где встретился с Папой, и в Англии, где его портрет был написан Годфри Кнеппером, официальным художником при дворе.
1
Майкл Альфонус Шен Фузонг, сэр Годфри Кнеппер. 1687 год. Масло на холсте.
Восток обнаруженный и Восток как мечта: экзотизм в Версале.
Восток, и в более широком смысле экзотика, присутствовали в Версале в виде фарфора, лака, шелка, жемчуга, кофе, шоколада, духов, чая, бриллиантов, импортированных в Европу индийскими компаниями, которые привели к новому мировому рынку, торговле. Этот вкус к Востоку стимулировали рассказы путешественников, которые отважились посетить Османскую Империю, Африку, Америку и Дальний Восток, а также открытием живописных костюмов, которые носили гости из дальних стран, посещавшие приемы в королевском дворце. Китай, огромная, закрытая и далекая Империя, был объектом восхищения. Особенно, его символические продукты: фарфор, известный как «Белое золото» из-за тайны, окружающей его производство. Пристрастие к турецким вещам возникло из-за более умеренного увлечения Османской Империей, иногда смешанного со страхом. Франция поддерживала особые отношения с империей с начала 16 века. Увлечение Востоком также подпитывалось литературой, в частности успехом перевода «Тысячи и одной ночи», средневекового сборника персидских, индийских и арабских сказок, завершенного в 1717 году.
1 из 2
4
Набор из трех ваз - яиц, с китайским декором, доставлено королеве Марии-Антуанетте в Шато-де-Саль. Автор: Луи-Франсуа Леко, по рисункам Франсуа Буше и Жана Пиллемана Бронзсмита. 1776 год. Фарфор, чеканка, золоченная бронза.
Корпус парфюмерного фонтана состоит из вазы потрескавшегося китайского фарфора цвета селадона, самого ценимого в Европе того времени. Оправа из позолоченной бронзы, сделанная в Париже, превращает эту вазу в парфюмерный фонтан. Первоначально объект сопровождался кувшином и двумя собаками из японского фарфора, которые сейчас утеряны. Приобретенный Людовиком Пятнадцатым, этот предмет роскоши, сочетающий в себе редчайший китайский фарфор и превосходную парижскую позолоченную бронзу, был определен в гардероб короля, рядом с его личной спальней в Версале.
Парфюмерный фонтан Людовика Пятнадцатого.
Ваза, Китай, Цзиндэчжэнь, ранний Цяньлун, 1730 год.
Горка 1743 год, Париж.
Фарфор с глазурью из селадона, оправа из чеканной и позолоченной бронзы.
Некоторые из самых ценных инградиентов для парфюмерии пришли с Востока. Их происхождение может быть животным, таким, как мускус, циветта, амбра, или растительным, таким как мирра, бензоин, камфора, корица. Из-за своего географического происхождения и ограниченного количества (прежде всего), эти материалы продавались по очень высоким ценам.
2
Парфюмерная коробка, 1750 год. Агат, алмаз, золото, эмаль, бархат, железо, сталь, хрусталь, слоновая кость, золото.
Футляр для флакона духов, покрытый японским лаком. Золото, черный и золотой лак, авантюриновый лак, синий лак.
Фляга из золота и лазурита, 1744 год. Кованое и чеканное золото, лазурит.
Купец Жан-батист Тавернье был основным поставщиком драгоценных камней для французского двора в 17 веке, особенно алмазов из рудников Голконды в Южной Индии, территории, до которой он добрался первым европейцем. В те времена Голконда была единственным известным алмазным рудником.
1 из 4
2
Людовик пятнадцатый, король Франции и Наварры, 1717 год. Огюстен Жюстират.
Это части великолепного чайно-шоколадного сервиза, принадлежащего королеве Франции марии Лещинской, подаренный Августом Третьим, королем Польши и курфюрстом Саксонии, в 1737 году. Это был сервиз на 12 персон, который первоначально состоял из 56 предметов, был произведен на фабрике Мейсеновского фарфора в Саксонии, городости и радости курфюрста, и был дипломатическим подарком большого значения: действительно, за год до этого, Август Третьий сверг Станислова Лещинского, отца Марии, с польского престола.
2
По мотивам гобеленовых карикатур, созданных Шарлем-Амеде Ван Лоо, 18 век, сотканных в Королевской мануфактуре гобеленов.
Чайно-шоколадный сервиз от Марии лещинской: большая чаша для полоскания, три чайные пиалы с блюдцами, две шоколадные чашки с блюдцами, шоколадница и молочник. Бонавентуре Готлиб Хауэр Мейсенской фарфоровой мануфактуры, Саксония, 1737 год. Твердый фарфор, черненое дерево, позолоченное серебро.
22 июля 1767 года императрица Австрии Мария Терезия завещала своей дочери Марии-Антуанетте исключительную коллекцию из пятидесяти шкатулок, покрытых японским лаком. Эти чрезвычайно изысканные предметы отражали увлечения европейских дворов искусством Китая, и особенно, Японии, ее уникальной техникой лакирования. Королева установила их в своей Золотой комнате, самом изысканном месте ее личных апартаментов, в специальных витринах. На выставке представлены многие предметы, связанные с Востоком, в том числе несколько шкатулок, изображающих различные вещи: маленький лежащий человечек, веер, музыкальные инструменты. Человек играет в го, очень популярную игру в Японии. Европейцы были очарованы этой страной, особенно королева Мария-Антуанетта. Она собирала драгоценные предметы из-за главного материала — редчайшего лака.
1 из 3
1
Шкатулки из японского лака, из коллекции королевы Марии-Антуанетты, в виде вееров, игры в го, корзины и музыкальных инструментов. Япония, 18 век. Дерево, лак.
Благовония, полученные из смолы дерева Босвеллиа Сакра и импортированные с Аравийского полуострова, были важным элементом католического богослужения. Это был знак очищения огнем, а его дым символизировал молитвы, возносящиеся к Богу.
Курильница для благовоний и ладья для благовоний, заказанные королем Людовиком Семнадцатым для часовни Трианон. Серебрянный мастер Франсуа Исаак Бертран, известный как Бертран Парауд.
Общий интерес к туркам в 1770-х годах вдохновила на создание драгоценных «Турецких Будуаров» в королевских резиденциях, иллюстрирующих воображаемый Восток. Если живописные фигуры страуса и верблюда, реалистичность которых обусловлена необычайным качеством чеканки, вызывают в воображении экзотику дальних стран, то они также напоминают о том, что этих животных можно было встретить в королевском зверинце в Версале.
2
Подсвечник Страус с семью ветвями из второго турецкого кабинета графа Артуа, брата Людовика Шестнадцатого, в Версале. Франсуа Ремон, бронзовщик 1782 год.
Для европейцев 18 века верблюды были чрезвычайно экзотическими и очаровательными животными. Король приказал привезти их издалека для своего зоопарка в Версале. Художники наблюдали за верблюдами и включали их в свои произведения. Этот прекрасный верблюд из бронзы с золотым покрытием был декоративной частью «огненной собаки», которые использовались для удержания дров в камине. Он принадлежал самой королеве Марии-Антуанетте.
4
Лежачий верблюд из пары из Турецкого кабинета Марии Антуанетты в замке Фонтенбло. Пьер Гутьер, бронзовщик 1777 год.
Это исключительный набор гравюр, изображающих победы Императора Цяньлуна над мятежными вассалами, является примером культурного обмена между Китаем и Францией в 18 веке. В 1765 году этот заказ гравюры по рисункам отцов — иезуитов был воспринят Францией как возможность наладить отношения с этой закрытой страной. Гравюры были доставлены в Китай вместе с медными пластинами и необходимыми печатными инструментами, что впервые представило в стране технику глубокой гравировки. В Версале Людовик Пятнадцатый выставил гравюры в своей бильярдной.
1
Шарль Николя Кошен, гравер и редактор, 18 век.
Китайский кабинет королевы Марии Лещинской, 18 век. Обшивка была восстановлена. В 1761 году королева Мария Лещинская, жена Людовика Пятнадцатого, создала комнату с китайскими картинами в своих частных покоях в Версале, а часть композиций создала сама с помощью группы художников. Умело сочетая китайские и западные источники 17 и 18 веков, она сама сочиняла живописные сцены, которые были не просто декоративными, но прослеживали основные этапы выращивания чая, в частности ручной сбор листьев и их хранение в ящиках, для отправки на экспорт. Выбор иконографии больше, чем выдуманный Китай, показывает увлечение европейской элиты Китайской империей 18 века, и особенно ее сельским хозяйством, продукты которого разошлись по всему миру.
1 из 3
1
Знакомство с миром. Наука.
В 17 веке под руководством Жана-Батиста Кольбера монархия осознала важность научных исследований: ставки были одновременно политическими, стратегическими, дипломатическими, экономическими и военными. Поэтому Людовик Четырнадцатый запустил научную программу, двигателем которой стало создание Королевской Академии Наук в 1666 году. Она объединила самых известных ученых Европы. Астрономия, ботаника, зоология, география — открытия в каждой области были глобальными, совершались в контексте соревнования и соперничества между странами. Они нарушили устоявшийся взгляд на мир и открыли перед современными народами бесконечные перспективы. Поместье Версаль стало микрокосмосом мира, собрав фауну и флору со всего земного шара, а в дальние страны отправлялись великие экспедиции.
С самого открытия собственной мастерской в 1760 году, предприниматель Кристоф-Филипп Оберкамф специализировался на печатных полотнах, имитирующих персы, как называли хлопчатобумажные ткани, отпечатанные в Индии и привезенные обратно в Европу ост-индскими компаниями. Их богатые и разнообразные цвета, их тонкий дизайн, были одними из самых роскошных из всех тканей и принесли мануфактуре в Жуи солидную репутацию в Европе.
1
Ткань Гранд Ананас, Жуи-ан-Жоза, мануфактура Оберкампф, 1777 год.
Королевский зверинец и ботанический сад в Версале.
Построенный архитектором Луи Лево в 1663 году Королевский зверинец, который не сохранился, был одним из первых и самых любопытных архитектурных сооружений эпохи Людовика четырнадцатого. Он состоял из восьмиугольного центрального павильона, вокруг которого располагались семь дворов, в которых обитали животные со всего мира. Посетители могли любоваться ими всеми с балкона, а внутри салон украшали 49 полотен, изображающих первых животных, обитавших в зверинце. Некоторые из этих животных были дипломатическими дарами, как, например, тигрица, подаренная султаном Марокко в 1862 году, или прибывшие из французских колоний животные, например, бобры из Канады, или были куплены во время экспедиций в дальние страны. Животные здесь рассматривались не просто как диковинки, а как живые существа, подлежащие изучению и описанию в соответствии с новой научной классификацией видов. Вот почему этот зверинец считался первым зоопарком в мире.
1 из 3
1
Олень Ганга из Королевского Зверинца в Версале. никасий бернартс, 1668 год, масло на холсте.
Четырехминутный фильм показывает королевский зверинец в Версале.
1 из 7
Фильм Королевский Зверинец в Версале.
Версаль, с его обширными садами и парком площадью более 800 гектаров, был привилегированным полем для ботанических экспериментов. В своем поместье Трианон король Людовик Пятнадцатый разбил научный сад, в котором было выращено более 4000 сортов цветочных растений и деревьев со всего мира. С тех пор путешественникам и ученым, отправляющимся в экспедиции, давали печатные инструкции, и на протяжении более 30 лет растения поступали из Африки, Мексики, и Малой Азии. В саду были теплицы с двойным остеклением и пруды для водных растений, таких, как дикий рис, происходящий из Северной Америки.
Пергамент из ботанической коллекции королей Людовиков Четырнадцатого и Пятнадцатого.
В 1678 году Людовик Четырнадцатый приказал создать в Версале королевский «Фруктовый и огородный сад», продукция которого предназначалась для королевского стола. Разбитый под руководством известного садовника и агронома Жана-Батиста де Ла Квинтини, этот сад площадью 9 гектаров стал настоящей лабораторией для акклиматизации экзотических фруктов и овощей и получения урожая вне сезона. Подвиги Ла Квинтини сделали огород настолько известным, что король любил показывать его своим гостям, таким, как послы из Сиама. В 18 веке акклиматизация ананаса, пришедшего из Южной Америки и Карибского Бассейна, представляла собой передний край эксперементального выращивания в королевских садах Европы, где выращивали этот столь чувствительный к холоду фрукт.
1
1. Вид на Версаль и Оранжерею. Этьен Аллегрен, 1695 год.
2. План Королевского огорода. 1720 год. Жан Шофурье.
3. Пара декоративных ваз Ананас, 1780 год, Париж. Бронза чеканная и позолоченная, окрашенный металл. Благодаря своему золотому цвету и короне из листьев, городо расположенной сверху, ананас считался королем фруктов. Предмет любопытства, мечта из экзотических стран, благодаря своей редкости он символизировал власть и роскошь, вдохновляя художников. Его идеальная овальная форма, ромбовидный рисунок корки и изобилие венчающих его листьев предоставили декоративному искусству совершенно новое направление.
После нескольких неудачных попыток, два ананаса, разившиеся из отростков, полученных Людовиком Пятнадцатым из Америки, дали плоды зимой 1733 года. Жан-Батист Удри сделал настоящий портрет этого первого версальского ананаса, который королева Мария-Антуанетта повесила несколько десятилетий спустя в своей Золотой Комнате.
1
Ананас в горшке, Жан-Батист Удри, 1733 год, Версаль. Масло на холсте. Национальный музей замков Версаль и Трианон.
Тема зала «Версаль и Мир».
Интерактивная карта. Надо выбрать направление и открываются картинки поездки из Версаля в разные части мира.
1 из 2
В библиотеке своих собственных покоев в Версале, Людовик Шестнадцатый в сопровождении своего государственного секретаря по военно-морскому флоту, маркиза де Кастри принял графа де Лаперуза, готового отправиться в свою научную кругосветную экспедицию. Король дал ему инструкции о маршрутах, по которым можно следовать, а также местах для разведки. Кастри держит в руке записку с инструкциями для экспедиции. Эта ретроспективная картина была заказана Людовиком Восемнадцатым, братом Людовика Семнадцатого, почти 30 лет спустя, чтобы отпраздновать годовщину этого судьбоносного путешествия.
1
Людовик Шестнадцатый дает указание Лаперузу, 26 июня 1785 года. Николя-Андре Монсио, Париж, 1817 год. масло на холсте.
Астролябия, достигшая своего расцвета в арабо-исламском мире в 8 веке, сыграла важную роль в определении положения кораблей в открытом море, используя измерения, сделанные в небесном своде, для расчета широты. Ее продолжали использовать в течении почти 1000 лет, пока в середине 18 века не были изобретены морские часы, которые, наконец, также вычисляли долготу. Впервые стало возможным определить точное положение каждой точки на Земле. Долгота была рассчитана путем анализа времени: морские часы, не зависящие от качки корабля, давали надежное показание часа в море, и, таким образом, позволяли сравнивать часовые пояса. В период острого соперничества между державами эта способность имела реальное стратегическое значение и являлась предметом гонки за новшествами: правитель, владеющий долготой, будет владеть картами, а значит, и миром. Именно англичанин Джон Харрисон изобрел первые морские часы в 1735 году, а 28 лет спустя — француз Фердинанд Берту их усовершенствовал.
1 из 2
1. Карта Азии с изображением Турции, Персии и Индии. Жан-Батист Бургиньон д,Анвиль, картограф и географ короля, 1751 год. Льняная доска из 6 частей, окантованная шелком королевского синего цвета. 2. Морские часы. Фердинанд Берту, часовщик и механик короля и военно-морского флота, Париж, 1765 год. Сталь, латунь, свинец, стекло. 3. Планисферическая астролябия, Мухаммед ибн Ахмад аль-Баттуи, 1726 год. 4. Об измерении времени или Дополнение к трактату о морских часах и опыту часового дела. Содержит принципы построения, исполнения и тестирования малых часов долготы. Фердинанд Берту, часовщик и механик короля. 5. Отчет и атлас кругосветного путешествия Лаперуза, изданные в соответствии с указом от 22 апреля 1791 года. Луи-Мари-Антуан Дестуф, барон де Мюро, 1791 год. Версаль, Муниципальная библиотека.
Конфуций положил начало европейской синологии. Своего рода энциклопедия китайской мысли, собираемая более века отцами — иезуитами. Эта книга помогла распространить учение Конфуция, стала первым латинским переводом Аналектов, и оказала большое влияние на философию Просвещения.
Портрет Жана Жоминика Кассини, астронома и первого директора Парижской Обсерватории. Гравер: Луи Коссен. Издатель: Пьер Древе. Около 1712 года. Печать, резец, травление. Париж. Национальная Библиотека Франции.Отдел печати и фотографии.
В 1776 году переводчик Савари отправился в Египет, где пробыл три года. Он свободно говорил по-арабски, и работал над новым французским переводом Корана. В отличии от первого перевода Дю Райера 1647 года, этот перевод следовал стилю и структуре стиха оригинала. Написанный в Египте, он был опубликован в Париже в 1783 году. Опираясь на арабские источники, Савари представляет в своем предисловии политическое видение жизни Мухаммеда: «Законодатель Аравии… один из тех необычных людей, которые, рожденные с превосходными талантами, появляются в редкие моменты на сцене мира и меняют его лицо, волоча за своей колесницей простых смертных.»
1 из 2
Коран, переведенный с арабского, с примечаниями, которым предшествует сокращенное жизнеописание Мухаммеда, взятое у самых уважаемых восточных писателей. Клод-Этьен Савари, переводчик, 1783 год. Переплет из марокканской кожи оливкового цвета, позолота с гербом Франции. Версаль, Муниципальная Библиотека.
Эти две «Астрономические машины», одна из которых показывала движение планет в соответствии с системой Николая Коперника, а другая — механизм солнечных и лунных затмений, дали астрономам быстрый способ определения в любой момент в течении предыдущих 200 лет, положения шести известных тогда планет Солнечной Системы, а также даты затмений, без помощи таблиц и расчетов. Эти престижные предметы служили учебными пособиями в образовании дофина, сына Людовика Четырнадцатого, о чем свидетельствуют три дельфина (дофина), украшающие их основания. Они также использовались в дипломатических целях: увенчанные солнцем с головой Апполона — эмблемой Людовика — копии были поднесены персидскому шаху в 1682 году, королю Пхра Нарай из Сиама в 1685 году, и китайскому императору Канси в 1688 году.
1 из 2
Машина для вычисления планет с небесной планисферой, расчетом затмений, и календарем. Автор: Исаак Тюре по плану Оле Рёмера. Париж 1680 год. Позолоченная бронза, сталь и слоновая кость. Париж, Национальная Библиотека Франции, отдел карт и планов.
Отцы Иезуиты, или члены ордена Иисуса, одной из самых важных католических конгрегаций, посвятили себя миссии евангелизации по всему миру. Прежде чем французские иезуиты, посланные Людовиком Четырнадцатым, достигли Пекина, тамошней обсерваторией последовательно руководили итальянец Риччи, немец Шаль, и фламандец Вербист. Она начали носить одежду китайских мандаринов и конфуцианских священников, чтобы полностью интегрироваться в местную культуру.
1
Конфуций Синарум Философ. Отец Филипп Купеле, 1687 год, темно-коричневый переплет. Версаль, Национальная Библиотека.
Приплыв в Пекин на кораблях французского посла в Сиаме, иезуиты сделали длительную остановку в этой стране, где на короля Пхра Нараи произвели сильное впечатление их познания в математике и астрономии, к которым он сам питал страсть. Во время своего пребывания там они вместе с королем наблюдали затмение луны в летней столице Лопбури, 11.12.1685 года, и убедили его построить две обсерватории, одну в Лопбури, а другую в столице Аюттхая. Последняя, с высокой смотровой башней, располагался рядом с только что построенной церковью Святого Павла. Старая обсерватория, построенная в 14 веке, была оборудована шестью монументальными инструментами из бронзы, установленными на террасе. Они были разработаны священником — иезуитом Фердинандом Вербистом, и два из них, секстант и армиллярная эклиптическая сфера, в то время были еще неизвестны в Китае.
1 из 3
Король Пхра Нараи в сопровождении иезуитов наблюдает затмение луны в Лопбури. Автор: Отец Ги Ташар, 1686 год. Париж, Национальная Библиотека.
Этьен Фурмон говорил на многих языках, включая арабский и китайский. Его китайская грамматика, опубликованная в 1742 году, стала кульминацией двадцатилетней работы. До этого он каталогизировал 214 ключевых иероглифов китайской письменности.
1 из 2
Алфавит восточных языков, октябрь 1684 год. Национальная Библиотека Франции, Париж.
С середины 18 века география стала отдельным предметом, изучаемым самостоятельно, наряду с математикой. для обучения молодх принцев королевского дома использовались карты. Начиная с 15 века печатный станок способствовал обобщению обучения через игру с использованием карт, которые служили «замаскировке в виде игры самых необходимых для принцев наук, таких, как история и география, и таким образом, сделать их знакомыми с миром с раннего возраста».
1 из 6
В этой коробке 18 наборов карт, каждый из которых содержит 54 карты четырех цветов, представляющих детали географии Франции, Европы и всего мира в том виде, в каком они были известны европейцам примерно в 1750 году. С картами можно было играть несколькими способами, так что, принцы могли учиться и развиваться, играя. Автор: Деластр, королевский инженер. Гравер Николя-Жан-Батист де Пуйи. Исполнитель Жан Батист Митуар, Париж, 1751 год. Бумага, офорт, кисть, ореховая шкатулка, шелковые ленты. Французский музей карт Исси-ле-Мулино.
В 1785 году граф д, Артуа, младший брат Людовика Шестнадцатого, приступил к сбору коллекции предметов со всего мира с целью создания библиотеки и кабинета натуралистических образцов и экзотических предметов для обучения своих сыновей. Коллекция была создана незадолго до Революции, и выставлена в доме молодого принца, маркиза Армана-Луи де Серана. В этом необыкновенном для своего времени этнографическом кабинете находилось около 14538 натуралистических образцов и 362 предмета одежды, украшений, оружия и утвари разных народов мира, в том числе эта модель каяка с миниатюрной фигуркой эскимоса.
1 из 2
Математик, академик, естесствоиспытатель, биолог, космолог, философ эпохи Просвещения и выдающийся писатель Боффон был назначен интендантом Королевского Сада в 1739 году. Он сохранял эту привеллегию всю свою жизнь, с одобрения королей Людовиков Пятнадцатого и Шестнадцатого. В 1749 году он начал писать колоссальный труд «Естесственная история», конкурент Энциклопедии, состоящий из 36 иллюстрированных томов, который продолжал издаваться до 1789 года. В труде было собрано все, что было известно в тот период о естесственных науках. Выступая за экспериментальный подход, против общепризнанных предвзятых теорий, его наблюдения привели его к большому количеству революционных выводов и открытий.
Королевский зверинец сыграл важную роль в истории науки. Когда его животные умирали, ученые — анатомы препарировали тела, тем самым сделав решающий вклад в сравнительную анатомию. Эти вскрытия обычно проводились в Парижской Академии, но также имели место в Версале во время публичных заседаний, которые были настоящими светскими событиями. Самым запоминающимся было вскрытие слонихи из Конго, 22.01.1681 года, проведенное в амфитеатре, устроенном в садах Версаля. По сообщению Академии, когда прибыл Людовик Четырнадцатый, «он с нетерпением спросил, где находится анатом, так как он не мог его видеть. Господин дю Верней немедленно встал, поднявшись с боков животного, в котором он находился, так сказать, охваченный слоном».
1 из 3
Естесственная, общая и частная история, с описанием королевского кабинета. Жорж-луи Леклерк, граф Боффон, Париж, 1749 год. Оригинальное издание, переплет из марокканской кожи оливкого цвета с гербом Дофина, кружевное украшение с позолотой. Версаль, Муниципальная библиотека.
Модель часов с изображением носорога, увенчанная фигурой молодого индейца, пользовалась огромной популярностью. Их дизайнер, знаменитый бронзовщик Жан-Жозеф де Сен-Жермен, специализировался на таких часах, циферблаты которых поддерживали экзотические животные. реализм, с которым изображено животное, напоминает знаменитую Клару, самку носорога, которую с 1741 года демонстрировали во всех крупных городах Европы. Это вызвало настоящую риноманию в декоративно — прикладном искусстве, а также в моде. В 1770 году в Королевский зверинец прибыл индийский носорог, где он жил до 1793 года.
1 из 2
2
1. Музыкальные часы Носорог, бронзовый мастер Жан-Жозеф де Сен-Жермен, часовщик луи Монжуа, Париж, 1750 год. Бронза чеканная и позолоченная, шпон деревянный, эмалированный циферблат, курант в основании. Частная коллекция, Франция. 2. Часы Слон, Роберт Робин, королевский часовщик, 18 век. Бронза чеканная и золоченая, бронза с состаренной зеленью, эмаль. Версаль, Национальный музей замков версаль и Трианон.
Брестский порт, крупная военная гавань, со значительным арсеналом, был отправной точкой для великих научных экспедиций в дальние страны, таких, как экспедиция лаперуза, которая отправилась 1 августа 1785 года, планируя провести несколько лет, исследуя неисследованные земли и регионы Планеты. Брестский порт занимает исключительное положение на равном расстоянии от экватора и Северного Полюса, а также у входа в Ла Манш и Атлантический Океан, контролируя тем самым морские пути между Европой и Новым Светом.
2
Вид на брестский залив с батареи замка. Жан-Франсуа Юз, 1795 год, масло на холсте, Париж, Музей Лувр. Предоставлен Люксембургскому дворцу во временное пользование.
В 1782 году братья Монгольфье — Жозеф и Этьен — открыли принцип аэростатики, или «Искусство движения по воздуху подобно облаку». Первая публичная демонстрация вызвала такой энтузиазм, что Королевская Академия Наук предложила профинансировать их исследования и организовать еще одну демонстрацию перед королем. В главном дворе Версальского Замка толпа из 120 тысяч человек посетила мероприятие, на котором гигантский глобус высотой 19 метров поднялся в воздух на 500 метров, неся в своей маленькой плетеной корзине петуха, утку и овцу. Полет этого воздушного шара был не только научным, но и политическим событием, подтвердившим изобретательский гений французов, как современной нации с новаторскими умами, способными преодолеть гравитацию (на второй гравюре).
На первой гравюре — наполовину корабль, наполовину воздушный шар, никогда не существовавший на самом деле. Он был вдохновлен настоящими воздушными шарами, которые были изобретены примерно в 1780 году французскими братьями Монже, и великими экспедициями, исследующими мир, которые происходили в то время. Надпись под изображением описывает воображаемое путешествие на этом летающем глобусе — это похоже на сегодняшнюю туристическую брошюру.
18 век. Национальная Библиотека Франции. Ле-Нуар, торговец и поставщик королевского кабинета графюр.
Аэростатические испытания в Версале, 19 сентрября 1783 года.
Полет на воздушном шаре Монгольфьер проложил путь к первым утопиям крегосветного путешествия по воздуху, о чем свидетельствует эта юмористическая гравюра с указанием карты, маршрута и стоимости билета на посадку на это революционное аэростатное судно.
Каталог музея и выставки продается в магазине музея, он выпущен на английском, французском и арабском языках.