Мечеть Омейядов можно смело назвать главной достопримечательностью не только Дамаска, но и всей Сирии. В мире ислама она особо почитаема. Омейядский халифат просуществовал с 661 по 750 гг. Омейядов свергли Аббаситы, потомки Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда.
Чтобы понимать кто есть кто, и почему мечеть Омейядов обладает особым статусом, обратимся к истории.
В 610 году Мухаммед получил от Аллаха первые откровения, через три года состоялась первая публичная проповедь. Земляки над Мухаммедом сперва потешались, но позже дело обернулось так, что в 622 году Ему пришлось из Мекки бежать в Медину (хиджра).
Медина Мухаммеда с его новой верой приняла. Между единобожниками и язычниками началась война. Произошло несколько битв, среди которых особняком значится битва при Ухуде (23. 03. 625 г). Это единственное сражение победу в котором праздновали мекканцы. У Мухаммеда оказалось выбито два зуба. Он упал на вершине холма, прикрытый знаменем. Курайшиты добивать врагов не стали. Они развернулись и просто ушли, что было ошибкой.
Мухаммед восстановил своё войско. В 630 году мусульмане со всех сторон обложили Мекку. Понимая, что городу пришёл конец, в палатку Пророка прибыл Муавия ибн Абу Суфиан. Почти всё время борьбы он командовал мекканцами. Главный враг Пророка раскаявшись, в шатре Мухаммеда принял новую веру, обговорив условия сдачи города. Сделавшись впоследствии рьяным мусульманином, участвовал в походах против Византии.
В 632 году после смерти Мухаммеда (мир ему), халифом правоверные провозгласили Абу Бакра, зятя Мухаммеда, отца Аиши.
С 634 по 644 гг. мусульманами правил Умар, зять Мухаммеда, отец Хафсы.
С 644 по 656 гг. Халифат возглавлял Усман, сподвижник и родственник Пророка по мужской линии. Считается, что именно при третьем праведном халифе мусульмане собрали воедино все заветы Пророка, создав Коран.
Усман погиб от рук мятежных египтян. Они пришли из Александрии в Медину, дабы пожаловаться на бесправие, чинимое наместником халифа. Дело окончилось кровопролитием, в результате которого третий халиф погиб.
При всех трёх халифах Муавия ибн Абу Суфиан занимал важные государственные посты. Вместе со своим братом руководил завоеванием Сирии (634 — 640 гг). Оставаясь в должности наместника Сирии, Муавия не стал присягать новому халифу Али ибн Абу Талибу (правил 656 — 661 гг), пока тот не выдаст убийц Усмана. Но это был предлог, Муавия хотел управлять Египтом.
Али отвечал, вначале присягни, после проси, что хочешь. Никто не хотел уступать, так в Халифате образовалось два центра силы. Али контролировал 4/5 Халифата. И тем не менее 19 июля 657 г. между сирийцами и иракцами состоялась Сиффинская битва.
С военной точки зрения битва кончилась вничью, но в политическом отношении Али проиграл. Подписав договор, он поставил под сомнение своё бесспорное право на Халифат, а Муавия был поставлен на один уровень с ним.
Более того, армия Али раскололась на части. Группа воинов, которых после назовут хариджитами (хараджа — выйти из повиновения, восстать), не согласилось с мирным договором. Призывая к войне до конца, хариджиты предлагали путём третейского суда выбрать нового халифа. Позже они ушли в Куфу. Дабы прекратить братоубийственную войну, заговорщики решили одновременно убить и Али и Муавию. К обоим были посланы убийцы.
В результате халиф Али был убит, а Муавия только ранен. Таким образом власть в Халифате автоматически перешла к Муавия, и столицей стал Дамаск.
В последующем сторонники Али образуют свою ветвь ислама под названием шииты. Хариджиты трансформируются в ибадитов, составляющих основную часть населения Омана. Те мусульмане, кто подчинился Муавии, станут именоваться суннитами. Среди правоверных суннитов 85–90%. Но это всё будет потом…
Старая гвардия, кто знал и помнил Мухаммеда, стерпеть подобного не могла. Как это так, бывший главный враг Пророка вдруг сделался халифом? На власть могли претендовать Хасан ибн Али и Хуссейн ибн Али — дети четвёртого халифа Али и Фатимы, дочери Пророка.
После смерти отца, сторонники провозгласили халифом Хасана. Последний, понимая, что власть не удержит, заключил с Муавией договор, согласно которому, отказывался от власти. Халифом Хасан должен был стать после смерти Муавия. У того же имелся сын Язид, которому отец планировал передать власть.
Хасан поверил Муавии, и уехал в Медину, где начал вести жизнь трудно совместимую со словом мусульманин. 5 марта 669 г. Хасан умер, или, скорее всего, был отравлен. Жизнь распорядилась так, что от Хасана ведут родословную многие монархи Востока.
В 680 г. после смерти Муавии трон, как и ожидалось, занял сын Язид. В среде мусульман подобное воспринимали неоднозначно. Хуссейн ибн Али, подстрекаемый сторонниками, с маленьким отрядом выехал на переговоры с новым халифом.
Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хуссейну отрубили голову и отправили в Дамаск к халифу Язиду, где на два месяца выставили в мечети Омейядов на всеобщее обозрение.
2
Братья-мусульмане, после мученической смерти Хуссейна окончательно разделились на шиитов, считавших, что править и толковать Коран должны потомки Пророка, и суннитов, людей, для которых Коран и сунны являются первоисточниками религии.
Отголоски былой борьбы не утихают до сих пор, и вся эта история нашла своё воплощение в архитектуре. Мечеть Омейядов, прежде чем стать мечетью, и языческим храмом успела побывать, и христианской церковью. С восточной стороны к зданию примыкает арка — остаток чего-то древнеримского.
3
Обходя мечеть по внешнему периметру, нельзя не заметить разнокалиберные блоки, из которых сложены стены. Причём нижняя кладка крупнее, как это обычно бывает, не всегда. Кое-где проступают следы декора. В данном случае так заделали один из входов.
1 из 2
2
Рядом с замурованными воротами ниша, где в прежние времена определённо что-то находилось. Предположу, там стоял кто-то из римских Богов.
2
Чуть подальше гид обратил наше внимание на барельеф, предположительно Иисуса Христа.
3
Как подобное могло сохраниться? До недавнего времени стены мечети были облеплены домами. С самостроем первыми начали бороться османские власти. После их ухода сирийцы пространство вновь застроили. В 80-ые годы прошлого века расчистка возобновилась.
4
Власти проявили решительность. Так с западной стороны у центрального входа появилась просторная площадь.
3
С самых древних времён на этом месте возвышались храмы. За тысячу лет до рождества Христова арамейцы установили здесь святилище богу Хададу. Оно было настолько изящным, что цари Иудеи Ахаз скопировал его алтарь в храме Иерусалима.
«И пошёл царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертёж всего устройства его.
И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска…» (4 Кн. Царств 16:10–11)
По утверждению историков, ансамбль храма был намного больше, нежели габариты сегодняшней мечети.
В III веке н. э. римляне храм перестроили, посвятив его богу Юпитеру. Через сто лет византийский император Феодосий языческое капище разломал, поставив на его месте базилику Св. Захария, позже переименованную в честь сына Захарии — Св. Иоанна Крестителя.
Если двигаться к мечети со стороны рынка, перед центральным входом можно видеть большие римские колонны.
4
Это часть фронтона входившая в ансамбль храма Юпитера.
5
За остатками фронтона идёт прекрасная античная колоннада, над которой возвышаются полукруглые арки. По мнению специалистов, сочетание сводчатых и прямоугольных покрытий характерно для сирийской архитектуры римского периода.
1 из 5
4
Увы, это всё! От древнего храма ничего больше не осталось. Как выглядел храм Юпитера, можно было судить по храму Бела в Пальмире. К сожалению игиловцы его взорвали.
Зайдём же наконец в мечеть. Главный вход, по сравнению с высокой и мощной стеной, кажется маленьким. Особо красивым его назвать сложно. Когда мусульмане Дамаска по пятницам собираются на молитву, все 10–15 тысяч проходят через эти ворота, именуемые Баб аль-Барид (по-арабски Холодные, дата постройки 1416 г.).
1 из 2
3
Увы, жизнь вносит коррективы. По моим воспоминаниям, 14 лет назад никаких рамок металлоискателя здесь не было.
Когда мусульмане в 635 г. взяли Дамаск, они разделили храм Иоанна Крестителя на две половинки. Одну оставили христианам, другую переделали под мечеть. Подобное соседство продолжалось 70 лет. В 708 г. халиф Валид ибн Абд аль-Малик, правивший на тот момент огромной империей, решил построить мечеть, которая воплотила бы в себе могущество ислама.
Возведение мечети было закончено в 714–715 гг. Строительство обошлось казне в её доход за семь лет (400 сундуков по 14 тыс. динаров в каждом). Мечеть решили поставить на месте храма Иоанна Крестителя, который разобрали, используя его материалы. С христианами «договорились», предложив им для своих культовых сооружений другие места.
Попадая в вестибюль ворот Баб аль-Барид, внимательный турист сразу заметит элементы доисламской архитектуры.
4
Привлекает внимание деревянная резная крыша, мозаичное пано которой, по предположению, выполнено византийскими мастерами.
6
Безжалостное время пытается внести коррективы, подтачивая камень изнутри. Современные архитекторы, дабы укрепить колонны, застегнули их металлическими ремнями-подпорками.
4
Внутренний двор в длину 122 метра, в ширину 50. Его пространство покрыто белыми мраморными плитами. При ярком солнце внутренний двор озаряется подобно жар-птице. Слева от входа каменный восьмигранник покрытый куполом, и опирающийся на восемь колонн. Это Куббат аль-Хазна (сокровищница) — раньше там хранились дары и подношения прихожан.
Сокровищница украшена причудливым орнаментом в виде мозаики и сочной вьющейся зелени. Рисунок относят к эпохе Аббаситов, но выполнен он в стиле Омейядов.
6
Во времена раннего ислама, подобные сокровищницы находились в мечетях Басры, Иерусалима и Хамы. Когда в Басре была совершена кража «находящихся под охраной Аллаха денег», от подобной практики отказались.
С трёх сторон внутренний двор обрамлён галереей. На южной молельный зал. Он спрятан за арочными дверями и подобными окошками.
7
Парадный вход, как и сокровищницу, обрамляет рисунок, где два дерева по бокам как бы оберегают город.
6
Разуваемся, отдавая обувь в специальную будку, заходим в молитвенный зал.
3
Его длина 137 метров, ширина 36.
5
Внутри идёт служба. Передвигаемся тихонько, стараясь не шуметь. Ступни получают вожделенный массаж от мягкого ковра. Глаза пытаются вобрать в себя внутреннюю красоту мечети.
1 из 2
4
Зал двумя рядами колонн поделён на три нефа. На них опираются арки, на которых, словно акробаты, колонны меньшие — именно они держат крышу. Всё здесь кажется воздушным, светлым и изящным, однако за каждым элементом конструкции холодный расчёт.
2
Во времена правления Асада старшего реставраторы открыли для обзора мозаичное пано над Главным входом. Оно было создано византийскими мастерами, которых доставили в Дамаск по приказу халифа Валида. По мнению реставраторов, на пано был представлен Дамаск эпохи Омейядов с его дворцами и садами — город являвшийся воплощением рая небесного на земле.
3
Изнутри в полном объёме можно оценить тот дозированный поток света, мягко освещающий зал, как и задумывали архитекторы.
4
Особого внимания заслуживают люстры в национальном стиле.
3
Рискну предположить, что под центральным куполом мечети угадывается прежний христианский купол храма Иоанна Крестителя. Впрочем, это моё предположение.
2
В любом случае, михраб и минбар именно здесь, под куполом. Если быть точным, в мечети Омейядов несколько михрабов. Изначально михраб являлся почётным местом халифа, позднее стал обозначать киблу — направление на Мекку, куда устремлялись взоры и мысли молящихся.
2
Уже в эпоху первых праведных халифов мечети сделались местом политических убийств. Именно здесь злодеи могли беспрепятственно приблизиться к имамам и халифам.
После убийства Умара третий праведный халиф Усман огородил михраб мансурой — беседкой из необожжённых кирпичей, дабы подданные его видели, но не могли приблизиться. Муавия из Медины подобную традицию перенял. Возможно, именно такая предосторожность спасла ему жизнь.
Омейядам приписывают введение минбаров — кафедр для чтения. Высокий минбар, имеющий лестницу, чаще всего находился слева от михраба.
2
У женщин в мечети Омейядов имеется своё место. Женщины располагаются вместе с мужчинами в одном зале, ограничиваясь от последних символической цепочкой.
1 из 2
3
Главной изюминкой мечети является часовня Иоанна Крестителя. По легенде, в 705 году когда мусульмане стали сносить христианский храм, в подвале был обнаружен алтарь с отсечённой головой Иоанна Крестителя. Считается, что Ирод прислал голову в Дамаск, дабы представить доказательство казни. У мусульман христианский святой именуется пророком Яхья, о котором есть упоминание в Коране.
Мусульманские зодчие решили на месте, где до покоилась голова, а это почти в центре зала, установить мраморную часовню. Халиф противиться не стал.
1 из 4
5
Внутри часовни символическая усыпальница. Она укрытая зелёным покрывалом.
3
К стенам подходят как мусульмане, так и христиане. И те, и другие целуют решётки, и о чём-то просят Святителя. На мой вопрос, для чего рядом часовней с восточной и западной стороны две большие металлические трубы?
4
Гид ответил, во время больших служб в подобных агрегатах зажигают ладан, после чего благоухающий аромат наполняет молитвенный зал.
5
Выходим вновь во внутренний двор.
1 из 2
5
В центре обязательный для мечетей павильон с фонтаном и бассейном для омовений — (Куббат ан-Нофара).
6
У восточной стороны ещё один изящный павильон — Куббат ас-Саа (Павильон с часами).
6
До 1958 года здесь выставлялась коллекция часов мечети. Среди таковых можно было видеть водно-механические, изобретённые в IX веке, пришедшие на смену солнечным и лунным. На мой вопрос, где это всё теперь? Гид честно ответил — не знаю.
1 из 2
5
Зато необычайно интересно видеть приспособление, с помощью которого древние мастера перевозили колонны. Сия конструкция, напоминающая большую телегу, представлена в северной галерее.
1 из 2
1
По другой версии, это таранное орудие, которое использовали то ли монголы, то ли Тамерлан. Но мне больше нравится вариант первый, более мирный…
2
Кроме того, в восточной галерее есть комнатка, где покоится голова мученика Хуссейна (по другой версии, голова здесь выставлялась, но была позже отправлена в Ирак).
В любом случае, место считается священным. Сюда приезжают паломники из Ирана, дабы прикоснуться к священным стенам.
1 из 2
3
Для шиитов третий имам Хуссейн — один из столпов ислама.
2
В соседнем святилище хранятся волосы Мухаммеда. Прядь была срезана, когда Пророк в последний раз посетил Мекку. Позже святыня попала в Дамаск.
3
Мечеть Омейядов 11 раз страдала от пожаров, но всегда восстанавливалась.
4
По мнению отдельных историков, именно Омейяды стали авторами такого нововведения в исламе как минареты. В главной мечети Дамаска три минарета и они все разные по стилю.
Юго-западный под названием Мухаммеда построен в XII веке на месте древней башни. Опоясывающая надпись сообщает, что он реставрирован в эпоху султана Каит-бея в 1488 года, после пожара.
3
Посреди северной стены у ворот Баб аль-Амара, устремлён к небу Маазина аль-Арус (Минарет невесты). Согласно легенде, дочь некого купца стала невестой халифа Валида, после чего пожертвовала на строительство минарета хорошую сумму.
2
По другой версии, халиф приказал облицевать его сверху до низу золотой смальтой, после чего минарет сделался нарядным, подобно невесте. Из-за его светлого цвета минарет часто называют — Белый.
4
Днём минарет Невесты ярко сверкает на солнце, играя солнечными лучами, по ночам отражает жёлтые фонари, освещающие Старый город.
5
Третий минарет на юго-восточной стороне мечети — минарет Исы. Он назван в честь Иисуса Христа, почитаемого мусульманами.
По преданию, во время второго пришествия здесь Христос спустится на землю, дабы сразиться с Антихристом. Ожидая Христа, служители мечети каждый день расстилают новую дорожку. Увы, проверить это сложно, туда не пускают.
Минарет Исы построен в 1247 году на месте более древнего сооружения. Он неоднократно горел и разрушался, после подвергаясь бесчисленным перестройкам.
3
В 750 году в результате восстания династия Омейядов оказалась свергнута Аббасидами. Все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана Абд ар-Рахмана I, основавшего династию в Испании (Кóрдовский эмират). Однако мир помнит Омейядов! Их правление золотой век Дамаска — и памятником им является одноимённая мечеть!
Рассказывать про неё можно бесконечно. В 2000 г. ливанский кинорежиссёр Наджи Насын снял о мечети Омейядов документальный фильм. Я же советую, приехать в Дамаск и увидеть это чудо своими глазами!