365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Полное название музея звучит так: «Международный городской музей науки и информации Аль-Тайбат». Он был основан 40 лет назад, основатель и спонсор — единственный человек: Абдулрауф Хасан Халила. Наследие музея суперразнообразно: искусство, наука, архитектура, быт, арабские и исламские артефакты, украшения, оружие и многое другое.

1 из 5

Уже снаружи понятно, насколько он хорош — здание удивляет не только декором, но и размерами. Но, внутри, он оказался гораздо больше, чем я ожидала.

1 из 10

Мы были единственными посетителями за полдня, с трудом успев все обойти. Молодой человек, как нам представили: гид музея, неохотно отвел нас в зал, сказал, на каком этаже фотографировать строжайше запрещено, и потом подходил к нам только в конце осмотра каждого этажа, чтобы посадить нас в лифт. Причем, на лице его было горькое разочарование: он уже настроился получить деньги за день работы без единого посетителя (до обеда все было закрыто из-за наводнения), а тут мы явились и все ему испортили!

1 из 8

Ощущение — полной хаотичности: выставлены разнообразнейшие экспонаты — от ценных монет, оружия, макетов, до совершенно лубочных картинок. Экспонаты не подписаны, от слова «совсем». А вдоль стен — щиты с информацией о разных областях жизни. По ощущениям: писали разные люди, что-то невозможно читать в виду кошмарной витиеватости, что-то — на уровне сочинения третьеклассника.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Что «режет» глаз — постоянная приставка «Исламская». Это не просто металлургия, а исламская металлургия, тоже самое со стеклом, ткацкой промышленностью и всем остальным. Я хоть и стараюсь писать о музее и экспонатах ровно то, что они сами пишут, но здесь поубирала прилагательное в куче мест.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Но, рассматривать было интересно. Итак, огромный длинный коридор, из которого куча дверей в различные залы.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Попробую по-немногу описать увиденное. Тексты написаны очень примитивно, даже с английским, далеким от идеального, все легко читается. И, почему-то, часть текстов не имеет никакого отношения к экспонатам, это просто рассказы о жизни.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Жизнь горожан в городах и поселках.

Жизнь горожан, живущих неподалеку от побережья, характеризуется деятельностью, связанной с морем, торговлей, выращиванием различных культур, если вокруг достаточно воды для ирригации. Дома жителей центральной части СА состоят из одного или двух этажей, построенных из «сырца», самым популярным строительным материалом. В Западном регионе используется глина, смешанная с кораллами, а в Восточном регионе использовали пальмовые ветки и стволы. Пальмовые ветки, соединенные между собой, штукатурили изнутри, это очень недорогой тип строительства. В отделке используются только местные материалы, которые легко заменить.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Сельские жители и горожане употребляют в пищу, в основном, финики, овощи, выращиваемые на местах, в различные периоды сезона, и продукты животноводства. При этом коров очень мало, так как нет лугов.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Семьи большие, главе семьи подчиняются все: женщины, дети. Глава семьи несет ответственность за содержание семьи. Когда глава семьи умирает, главой становится старший сын.

2
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Бедуинская жизнь.

Племенная традиция требует, чтобы семьи жили в одном племени. В нем выбирается вождь, имеющий почти неограниченную власть. Учитывается не только происхождение вождя, но и отношение к нему людей. Члены общины обязаны помагать друг другу. Стиль жизни бедуинов приспособлен к жизни в суровых условиях. Традиционным основным занятием бедуинов считаются выращивание отдельных культур и выпас скота. Обычно они перемещаются с места на место в поисках воды и травы.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Верблюд — основное средство не только передвижения, но и добычи воды. Он может жить в пустыне в течении многих дней.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Археологические открытия.

Серьезные археологические исследования в СА начали производиться сравнительно недавно. В связи с этим был создан специальный надзорный орган — «Отдел древностей и музеев». Все Королевство было разделено на 6 географических регионов, плюс береговая линия, известная как «Египетский путь».

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Начались открытия древнейших следов поселений времен каменного века, которым более миллиона лет, неолита (10000–4000 лет до н. э.), поселения эллинистического периода. Древнейший город Джараш был известен дублением кожи и ее экспортом. Затем — доисламский период, это башни, стены, храмы и гробницы (их руины, я полагаю). Первая мечеть, построенная в Аравии — мечеть Гувата, большое количество цветной исламской керамики.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Важность реликвий. «Любовь человека к своей Родине, желание служить ей, ожидать увидеть ее в лучшем положении среди других земель — вполне естественно; иное считается ненормальным и выходящим из обычного и правильного чувства. Необходимо углублять свои корни, утончать чувство любви к Родине, направлять его в нужное русло, правильно вдохновляя и извлекая из этого максимальную пользу — вот задача государства. Одно из важнейших явлений, обостряющих национальное чувство в человеке, — это осознание им того, что отличало его землю в прошлом и отличает в настоящее время и делает ее превосходящей другие; характеристики, которые сделали ее выдающейся. Если человек может видеть настоящее и чувствовать его, то остается усилие, чтобы завершить картину с учетом прошлого, потому что оно есть основание, на котором стоит настоящее, и рамка, которая его окружает, и первоначальный цвет, из которого происходит настоящее, его новый цвет, яркий цвет, из которого исходит свет настоящего." (это цитата с плаката, с трудом пробравшись через дебри арабской витиеватости, поняла, что дальше даже переводить не хочу). Далее в трех огромных абзацах рассказано, как знание реликвий влияет на любовь к родине.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Следующий зал — анатомия человека.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

После анатомии, неожиданно, космос. Рассказано и про Спутник, и про Гагарина.

1 из 4

Арабский язык.

Он связан с сематическими языками, такими, как арамейский и хананейский. Арабский язык был ограничен Аравийским полуостровом до миссии пророка Мухаммеда (про благословление его — пропускаю, там много буковок). С появлением ислама он распространился на территорию между Индией и Гибралтаром, а также между Аденским заливом и Черным морем (тут тоже есть о чем подебатировать). Свидетельства этого отражены в арабских буквах и словах, употребляемых в турецком, хинди и фарси).

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

История арабского языка с его нынешними известными характеристиками началась еще до появления ислама, в 4 веке. Ученые, изучающие сравнительные языки, считают, что должно было пройти много поколений, прежде чем арабский язык достиг такого высокого стандарта, выраженного в правилах грамматики, этимологии, размерах, образовании родительного падежа, союзов и так далее, которые используются при построении предложений с их различным значением. Арабский язык отличается рядом особенностей, которые делают его одним из самых утонченных языков мира.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Хотя арабский с его 28-ю буквами не превосходит другие алфавиты по количеству, тем не менее превосходит все по вокальным фонациям. Если мы перейдем к словам, то увидим, что в основе разделения на части речи лежит мера. Другие сематические языки, которые разделяют с арабским языком правила этимологии, не достигли той степени проверки этимологии мерой, которой достиг арабский язык. Другой особенностью арабского языка является то, что слово четко сохраняет свое метафорическое и научное значение.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Арабский язык также характеризуется широкой грамматической структурой предложений. Ученые считают что, хотя грамматические структуры распространены в некоторых индогерманских языках, таких как латынь, и в некоторых сематических языках, таких как иврит, абиссинский и другие древние языки, такие как древнеегипетские языки, тем не менее, это в основном ограничивается определенными случаями, такими, как формы множественного и единственного числа в некоторых именах и глаголах. С другой стороны, грамматические конструкции охватывают все части речи арабского языка.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Кроме того, среди всех других языков, арабский язык отличается искусством стихосложения, в котором правит мера, рифма и стиховой шаг. Поэзия на многих языках знает ритм, но не знает ни рифмы, ни размеры стиха (вот это да!). Это преимущество позволило персидским поэтам адаптировать арабскую просодию и предпочесть ее мерам, поставленным для них музыкантами. Еврейские поэты также адаптировали арабскую просодию после того, как вступили в контакт с арабами, до этого евреи не знали размеренной поэзии (начала выяснять — тоже бред, еще в Хуммаше — Пятикнижие — вполне рифмованные и ритмичные стихи).

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Арабская поэзия на протяжении веков характеризуется прекрасными стихами, полными утонченных чувств и человеческих эмоций.

4
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Многие поэты восхваляли арабский язык, среди них Хафиз Ибрагим, написавший стихотворение под названием «Арабский язык».

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Выпуск оружия.

«Это одно из самых важных искусств, о котором всегда заботились мусульмане, воплощая в жизнь слова Бога, которому приписывается все совершенство и величие, и завет готовить вашу силу на пределе ваших возможностей» (слов нет).Большинство видов оружия, которое дошло до нас, относится к недавнему периоду — периоду Моголов в Персии, когда инкрустировалась сталь и железо. Одним из образцов мусульманского оружия является хейм, который характеризуется колоколообразной формой и большими размерами, поскольку надевался на чалму. Он был украшен гравированными надписями и растительным орнаментом. Этот тип превратился в другой вид хеймы, а именно, в маленький персидский хейм, который надевался прямо на голову. Это изогнутый меч, известный и в мамлюкском Египте, и в Персии. Воины того периода также использовали топоры и щиты, форму которых позже сохранили турки и персы, когда во времена Сефевидов оружейники процветали. Их мечи отличались своей уникальной «стремительностью».

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Турки — османы соревновались с персами и мамлюками в изготовлении оружия, украшенного рисунками лиственных растений, покрытого тонким слоем эмали, в дополнение к инкрустации, пирсингу и орнаменту гравировкой серебром, бронзой или золотом. Некоторые образцы турецкого оружия, молот, двойной топор, османский меч, славились высококачественной сталью. Этот тип мечей стал образцом для кавалерийского оружия в Европе (???). Мусульмане открыли особый сплав «Аль-Джаухар», считавшихся большой тайной. Оружие из этого сплава производили в Исфахане, Дамаске, и в некоторых регионах Индии.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Исламские монеты.

Чеканка восходит в 8 веку до н. э. Арабы использовали разные виды монет, наиболее важными из которых являются: химьяртская, византийская и сасанидская. Обращение химьяртских монет прекратилось в 525 году, тогда как византийские и сасанидские монеты продолжали хождение до прихода ислама. Византийские выпускались, в основном, в форме динария или динара, сделанного из золота или меди. На каждой стороне этих монет изображен портрет византийского императора. Сасанидские монеты были особенно представлены так называемыми дармами, драхмами, или дирхемами, изготовленными из серебра. На аверсе был изображен профиль правителя. Милостыня, упомянутая в Коране, выплачивалась в дирхамах или динарах во времена пророка Мухаммеда.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

После расширения исламского государства, мусульманам было необходимо иметь свои, особенные монеты, особенно после падения Сесенской империи и продолжения вражды с Византией. Поэтому мусульмане начали чеканить собственные монеты. Вначале они были похожи на византийские и сасанидские, затем произошла модификация — были исключены языческие и христианские символы. Добавлены арабские фарсы, заменен портреты императора портретом халифа, пока халиф Омейядов Абдул-Малик бин Марван не дал указание полностью арабизировать монеты через 77 лет после появления ислама. Тем не менее, монеты продолжали иметь вес и названия византийских и сасанидскихъ монет. Портреты были заменены религиозными текстами. Эти монеты стали образцом для исламских монет следующих периодов.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Монеты разных государств характеризовались определенными чертами. Среди самых важных и выдающихся исламских монет выделяются фатимидские, сельджукские, могульские, альморавидские, альмохадские, мамлюкские и османские турецкие монеты. Каждый их тип имел свои особенности. Многие исламские монеты были утеряны в веках в результате войн и разрушений. Монеты также переплавляли при смене власти, чтобы устранить имя предшественника, выбиваемое на монете. Некоторые монеты чеканились небольшим тиражом, под определенные события.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Тайны и цели паломничества.

«Паломничество полно мудрости, тайн и значений, которые должны заставить паломников глубоко задуматься и прочувствовать Аллаха." Дальше на огромном стенде идет текст, который даже писать не хочу — слишком хвалебно к не приемлимой мною религии (любой) и слишком витиевато.

2
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Исламское ткачество.

Ткачество имело большое значение с древних времен и до наступления ислама, в Персии, Визанитии, Сирии и фараоновском Египте. Граждане этих мест уделяли огромное значение изготовлению одежды, в виду потребности человека в ней и потому что это одтн из важнейших аспектов цивилизации и урбанизации в любом цивилизованном государстве. Сырьем служили хлопок, лен, шерсть и шелк. Лен получали из сахарного тростника, который в изобилии выращивали в Египте. Шелк импортировали из Китая, хлопок из Азии, а шерсть была доступна в большинстве регионов. Важнейшими городами по производству текстиля были: в Египте, где это ремесло восходит к периоду фараонов — в Александрии и еще в 6 городах, в Персии — в Ширазе, Исфахане, Нейшабуре и Маро. В Сиоии — в Дамаске и в Багдаде.

2
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Богатые люди носили одежду, вышитую золотой нитью и шелком. Вышивались сцены с животными, птицами, орнаментами. Ткацкое производство достигло своего расцвета в период Сефевидов (16–17 века). Исламский текстиль пользовался и до сих пор пользуется отличной международной репутацией. Некоторые названия одежды являются названиями городов, где она производилась (я таких не знаю).

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Металлургическая промышленность.

Арабы не знали металлургию до ислама, за исключением оружейного дела. Они удовлетворяли свои потребности в изготовленных металлах, покупая их у своих соседей в Египте или Персии. Поэтому предметы искусства тех времен несут коптское или сасанидское влияние.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Исламская металлургия начала процветать в 10–11 веках. Она делилась на несколько ремесел: наиболее важным являлост производство оружия, ювелирных изделий, астрономических инструментов, чеканки посуды, подсвечников, ламп, тарелок, кувшинов.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Каждое из этих ремесел делится в зависимости от изготовления и украшения на разные стили. Каждый стиль относится к другой производственной школе с особым характером. Наиболее значительными школами являются: фатимидская, айобидская, мамлюкская в Египте и Сирии, и сельджукская в Ираке и Персии. Сефевиды, поздние каджары в Персии, и турки — османы также внесли большой вклад в эти замечательные производства.

2
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Изделия отличаются растительным орнаментом, письменностью, некоторыми формами животных и птиц. Мосулу были свойствены изысканные металлические курьезы, где мастера использовали множество декоративных элементов в их разных формах. Они изготавливали сосуды, подсвечники, инкрустировали медь золотом, серебром.

Эти традиции повлияли на развитие этих отраслей промышленности в Египте и Сирии, после эмиграции большого количества мастеров в эти две страны в период Айобидов. Затем эта промышленность развивалась в период мамлюков. Это заметно по великолепным произведениям искусства, дошедшим до нас, и наполняющих музеи мира (латунные подсвечники, инкрустированные золотом и серебром, оружие, драгоценности, шкатулки и другие предметы).

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Мусульманские мастера изготовляли изделия из золота, серебра, меди, бронзы, железа и стали, различной формы, хотя их изделия из золота и серебра немногочисленны, по сравнению с другими изделиями. Это связано с тем, что использование золота и серебра не приветствуется в исламе.

Одной из наиболее важных исламских отраслей металлургии являетсмя изготовление изделий из латуни и бронзы. Это была отрасль, где наука, ремесло и искусство соединились воедино.

Различные стили, используемые в металлургической промышленности, заслуживают упоминания: ковка и литье. Мусульмане использовали множество гравировки, инкрустации, чеканки, черной эмали. А в дополнение — каллиграфию.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Стекло.

Производство стекла восходит к доисторическим временам. Особенно Сирия и Египет имели древнюю, обширную славу и опыт работы в этой сфере. Они продолжали играть ведущую роль в этом производстве вплоть до позднего исламского периода.

Мусульманские мастера продолжали использовать в этом производстве старые традиционные методы. Это делалось путем плавления песка после смешевания с известнчком, карбонатом натрия, и другими оксидами. После того, как масса размягчалась и текла, различные формы вдувались в эту массу.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Из-за острой потребности людей в различных типах стеклянной посуды в соответствии с прогрессом мусульман и расцветом их цивилизации, появились емкости для хранения духов, лекарств, для проведения химических медикаментов, для освещения, для питья. Мастера освоили украшение этих предметов с помощью новых методов, использовании новых форм, гравировок, резки, металлической глазури, золочения, эмали, добавления цветных оксидов перед плавлением и другим методам.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Внешние формы тоже претерпели изменения. Они стали плоскими, ребристыми, цилиндрическими. Производство разделилось по цвету, форме, декору, типу стекла на разные стили, связанные с конкретными промышленными и техническими школами. Наиболее важными и известными из них являются фатимиды и мамлюки в Сирии и Египте в период с 12 по 16 века. Важнейшие производства располагались в Алеппо, Дамаске, Александрии и других городах.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Самыми известными стеклянными изделиями мусульманских мастеров были фонари, в которые вставляли лампы. Их общая форма выглядела как ваза с цветами, включающими белый, зеленый и красный цвета. Особенно это касалось сирийских светильников.

В некоторых частях исламского мира был известен горный хрусталь, в Иране, Сирии и Египте. Изделия из стекла перешли в Италию через Сицилию, которая в 16 веке имела торговые отношения с Фатимидами. Потребность Европы в этой отрасли была велика, особенно ее церкви и королевские дворцы нуждались в этих изделиях.

Мусульманское производство стекла и горного хрусталя считается одним из самых красивых, когда-либо известных цивилизации.

2
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Искусство скульптуры и гравировки.

Материалы, используемые в этих искусствах, это камень, гипс, мрамор, дерево, слоновая кость. Скульптура в исламском мире связана с остальными прикладными видами, гравировкой на камне, гипсе, архитектурой. Это представлено во входах, фасадах, колоннах зданий. Гравировка делалась также по дереву, металлу, ськлу, хрусталю и слоновой кости.

Скульптура делится на два вида. Первый: кожа глубоко в материалах. В этом случае верхняя часть гравируемого предмета не выступает над сплошной поверхностью и это называется гравюра. Второй вид: рельефная скульптура. Она делится на слабовыступающие, сильно выступающие, наклонные, рельефные и формованные варианты.

Мусульманские скульпторы широко использовали все эти виды, за исключением воплощенной скульптуры человека и животных, которых было очень мало из-за запретов ислама.

1
365 залов музея Науки и Информации, а заодно - еще кучи всего. Часть 1

Самые старые образцы исламской скульптуры, дошедшие до нас, восходят к периоду Омейидов. На них большое влияние оказали византийские и сасанидские виды искусств. Лучшими примерами являются каменные скульптуры на фасаде дворца Омейидов Мушата. Они включают в себя геометрические растительные узоры и животных. Такие скульптуры никогда не использовались в мечетях.

Гравюры получили большое распространения в термах, гробницах, учебных заведениях в виде куполов, минаретов, дверей амвона. Их создавали из мрамора, камня, гипса. Когда к этому искусству добавилось перо, появились рисунки.

Зал науки.

Что-то здесь пошло не так, даже слово «исламской» забыли написать, фото и картинки ученых всех времен и народов. Даже отдельный стенд про женщин — ученых.

1 из 8

Вот никогда нельзя ничего оставлять на потом! Когда шли в музей, муж торопил, «гид» ждет (который лифт показал), сфотографируешь дворы на обратном пути. А на обратном не получилось, уже темно было!

1 из 7

Зато, немного просохла дорога после наводнения, и стало возможным перейти дорогу и сфотографировать музей снаружи, он великолепен, и это целый квартал.

1 из 6

Продолжение следует, спасибо за внимание!

Часы работы:

с субботы по четверг с 8.00. до 12.00. и с 17.00. до 21.00.
Пятница — закрыто.


Стоимость билетов: 80 реалов — взрослый билет.

Адрес:

Raihanat Al Jazirach 8786

Al Faisaliyah District 3170

Джидда

00966563866984

00966503601376

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Международный городской музей науки и информации Аль-Тайбат

Raihanat Al Jazirach 8786 Al Faisaliyah District 3170 Подробнее об объекте