Монгольский национальный исторический музей одна из достопримечательностей Улан-Батора. Музей является крупнейшим в Монголии.
Открыт в 1971 г. к 50-летию Народной революции. До реконструкции 1991 г. он так и назывался — Музей Революции. Здание спроектировал Г. Лувсандорж. Как память о социалистическом прошлом на фасаде широкий фриз с трубящим всадником, символизирующим победу Народной революции.
У входа памятник жертвам политических репрессий (таковые в Монголии тоже были), древний колокол и три менгира. Последние именуются оленными камнями. Их устанавливали на могилах знатных воинов или на месте жертвоприношений.
Изображения на них отличались высоким смыслом и красотой. Поскольку кочевники поклонялись солнцу, луне и небу, на самой верхней части высекалось солнце или луна. Ниже прорисовывали оленей, как реалистически, так и некими завитушками.
1 из 3
Заходим внутрь, покупаем билеты. Итак, мы в первом зале, он посвящён временам доисторическим. Первые предки современного человека на территории Монголии появились 800 тыс. лет назад. Экспонатов здесь немного.
Второй зал рассказывает об истории хуннов (гунны) и о тюрках — именно они стали прообразом империи Чингисхана.
На берегах Жёлтой реки китайцы образовали одну из первых в мире цивилизаций. С древнейших времён они обладали письменностью. В их манускриптах часто упоминаются кочевники, совершавшие набеги. Китайцы этих чужеземцев называли «ху» — варвары. Оные подразделялись на «сюнху» — северные дикари и «дунху» — дикари восточные.
В 221 г. до н. э. Китай из нескольких государств объединился в империю Цинь. Как пишут монгольские источники, до этого момента разрозненные царства государства уже выстраивали от своих кочевников стены, дабы защититься. Император Цин Ши Хуанди принялся возводить единую стену.
Соответственно кочевники, дабы пробить защиту, тоже объединились под предводительством шаньюя Моде и образовали могущественное государство Хунну. Таким образом в 209 г. до н. э. на территории нынешней Монголии образовалось государство Хунну.
Кем были хунну? Тюрками, монголами или они относились к другой народности? Учёные точного ответа не дают. В любом случае последующие государства сельджуков, тюрков, киданей, аварцев, Великой Монгольской империи, Золотой Орды, Османской империи, империи Тимура, а также нынешние Казахстан, Киргизия, Турция, Туркмения, Монголия, Азербайджан — являются преемниками первого кочевого государства Хунну.
Около 400 лет хунну играли важную историческую роль. Позднее, разделившись на южных и северных, были разбиты китайцами, после чего государство Хунну прекратило существование.
В 155 году сяньбийский вождь Таньшихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви, из которых одна слилась с победоносными сяньбийцами; другая — мигрировала в Китай, третья осталась в горных лесах и ущельях Тарбагатая и бассейна Чёрного Иртыша; четвёртая с боями отступила на запад и к 158 году достигла Волги и нижнего Дона. Об их прибытии сообщил античный географ Дионисий Периегет.
В 542 г. в китайских источниках впервые появляется слово «тюрки». Так на историческую сцену выходит Тюркский каганат. В 603 г. он распадается на Западный и Восточный. Последний периодически ведёт войны с Китаем и не только с ним одним. Далее соседи объединяются, после чего в 744 г. Восточно-Тюрский каганат прекращает существование. На его территории появляется третий — Уйгурский каганат.
В 840 году это государство было уничтожено после двадцатилетней войны енисейскими кыргызами. Под натиском кыргызов уйгуры откочевали на юг в Восточный Туркестан.
В свою очередь, кыргызы недолго правили в Центральной Азии. Они были изгнаны монгольскими племенами киданей и откочевали к Памиру. Считается, что с тех пор на территории Монголии стали править только монголы. Мы же отметим, что крайне важно, сами монголы к тюркам себя не относят. Они считают себя именно монголами, с тюрками они родственники, но не более того.
Киданьская империя Ляо существовала с 907 по 1125 гг. По мере усиления кидани постепенно продвигались на юг от Великой китайской стены. Со временем кидани растворились в китайском сообществе, оставшись в истории династией Ляо. Любопытно, но китайцы киданей именуют монголами. Именно кидани в 938 г. основали Пекин.
Все эти народы, события и войны оставили свой след на территории нынешней Монголии. Именно отсюда пришли к нам всевозможные истуканы и половецкие бабы.
1 из 4
Европейцы и американцы проявляют большой интерес к настоящему и прошлому Монголии. В Улан-Баторе иностранцев много, и все они так или иначе проходят через музей.
Жду, когда пройдёт французская группа, после начинаю осматривать экспонаты. Колчан ножик и одежда были найдены в Алтайских горах. Специалисты датируют их 2-ым веком.
1 из 2
Особо интересен большой камень, весь исписанный надписями. Датировка 1 августа 732 года возвращает нас во времена мало известного царства Картек.
Каким народом управляла царевна? — доподлинно не известно. А вот её голова датируется 6–8 ым веком.
3
Серебряный олень относится к 6-ому — 8-ому веку. Его собрату не повезло, второго оленя разломали на кусочки, по всей видимости в ритуальных целях. Рядом с оленями серебряные кругляшки. Это не тарелочки. Бляшки — защита на кольчуге. На другом стенде серебряная посуда.
1 из 2
Найденное золото также датируется 6–8 ым веком. Как мы видим, мастера той эпохи с драгоценными металлами были на ты.
1 из 2
Сёдла, древняя посуда, фрагменты декора, инструменты, оружие…. Много всего занятного и интересного представлено во втором зале. Особый трепет вызывает деревянный гроб со скелетом. Точная дата погребения не известна. Захоронение нашли в Западном аймаке в 2015 году.
1 из 5
Поднимаемся на верх. Здесь в отдельном закуточке каменное изваяние. Сидящий мужчина олицетворяет вельможу. Он был создан в 13–14 веке.
2
Третий зал знакомит посетителя с национальной одеждой, предметами повседневного быта, а также с украшениями. Монголию населяют несколько родственных народов, которые делятся на множество народностей, где у каждой этнической группы свои костюмы.
3
В этом зале особенно много посетителей.
2
Старинной монгольской одежды времён Чингисхана практически не осталось. Выставленные артефакты некоторое представление дают, но не в полной мере.
1 из 3
По словам нашего гида Туртувшина, представленные костюмы знакомят посетителя с тем временем, когда Монголия попала под власть маньжурцев.
1
У монголов существовала своя государственная одежда, однако маньжурцы их переодели. Для служащих они ввели длинные рукава, которые нужно было подворачивать.
Пёстрые по-азиатски яркие ткани вызывают у посетителей бурю восторга. Кажется, что костюмы одного стиля и покроя похожи между собой, и тем не менее они все разные.
1 из 6
1
Моё особое любопытство вызвали мужской и женский костюм народа Барга (баргуты — народ, проживающий, главным образом, на севере Внутренней Монголии в Китае. По культуре близки бурятам и хорчинам). Их женщины накрахмаливали свои пышные чёрные волосы в форме веера. Нижняя часть платья мужчин напоминала длинную юбку. Ну и конечно удивляли длинные рукава. И первым и вторым, дабы вытащить кисть, приходилось в несколько приёмов загибать ткань.
1 из 5
1
На Западе страны живут казахи. Лично я сразу определил их одежду по головному убору и по синему цвету.
1
Сомневаюсь, что повседневной одеждой мужчин была норковая шубейка, но спорить не стану — поверим работникам музея.
По словам гида, маньжурцы приучили монголов к пагубным привычкам. Мы видим на стендах курительные трубки, огниво, ножи, нюхательные табакерки.
1 из 3
Все эти предметы носили на ремне. Знать, дабы подчеркнуть статус, заказывала их из серебра.
1 из 3
Интересны женские украшения. Многие из таковых смотрятся как настоящие раритеты. Например, килограммовые серёжки. Вряд ли кто-то из современных женщин захочет такой красоты оттягивать ухо…. Зато гребни выглядят вполне современно. Если верить экспозиции, славянки и женщины тюрков пользовались похожим типом расчёски.
1 из 7
1
Четвёртый зал расположен этажом выше. Он представляет Монгольскую Империю времён Чингисхана (13-ый — 14-ый век). Здесь предметы быта, воинское снаряжение, украшения.
Первым делом изучаем плакат, где стрелками указаны завоевательные походы монголов.
1 из 4
Чуть в стороне другой постер, где интересно посмотреть сравнения:
В 1160 г. родился Темуджин (Чингисхан) — 1163 г. в Париже начали строить Собор Парижской Богоматери.
В 1170 г. будущий повелитель мира женился на Бортэ — в том же году в Англии чересчур рьяными прислужниками короля Генриха II на ступенях алтаря Кентерберийского собора был убит архиепископ Кентерберийский Томас Бекет.
Приведу от себя, что происходило на Руси:
В марте князь Мстислав Изяславич Волынский с луцкими, галицкими, туровскими и городенскими полками вошёл в Киевскую землю, занял Поросье и вступил в Киев, жители которого без боя открыли ворота любимому князю. Княживший в Киеве Глеб Юрьевич бежал к половцам и привёл от них войско. Тем временем союзники покинули Мстислава и в апреле он снова был вынужден оставить Киев и уехать на Волынь.
Итак, в 924 г. территорию нынешней Монголии покинули тюрки, после чего монголы стали править сами. В 11-ом веке на территории Монголии кочевало много племён и лишь Чингисхан объединил их, провозгласив в 1206 г. Великую Монгольскую империю.
В 1211 г. он двинул тумены на Китай, после покорил тангутов, сартулов, каракитаев, далее напал на Русь и на Абассидский халифат.
Чингисхан вошёл в историю как завоеватель 40 государств. Для монголов он создал целый ряд законов — «Великая Яса». Скончался полководец во время очередного похода.
До Чингисхана у тюркских и монгольских кочевников уже существовал государственный строй, однако Монгольское государство было основано именно Чингисханом. В сознании последующих поколений он долгле время воспринимался (и воспринимается) как священный образ.
На обзор публики в четвёртом зале выставлены камнемётные машины, арбалеты, стрелы, луки, копья, кольчуга и другое оружие. Поражает та лёгкость с которой кочевники овладевали технологиями оседлых цивилизаций.
1 из 7
1
Уместно вспомнить не только стенобитные орудия, но и простое железное стремя, благодаря которому их всадники смогли стрелять из лука на скаку. И если на первых порах тяжёлой кавалерии у кочевников не было, то далее она появилась.
3
Никто не знает, как выглядел Чингисхан. Образ подаётся величественно. Меня же, рядом с его портретом, заинтересовал белый бунчук. Что такое бунчук? Это древко с привязаным хвостом коня, служившее знаменем. Чёрные бунчуки использовали во время войны. Но если возвращались с победой, впереди войска поднимали бунчук белый.
В Восточной Европе после татаро-монгольского нашествия этот символ власти также получил распространение.
1 из 2
1
Мой особый интерес вызвала печать тысячника. Оный являлся не только командиром во время войны, но и отвечал за хозяйственную деятельность вверенного отряда.
1
Все монголы в походе питались с одного котла — подобное укрепляло боевой дух.
1
В 1274 и 1281 годах монголы, под предводительством Хубилая (внук Чингисхана), пытались захватить Японию.
Оба раза в короткие сроки создавались мощные флоты вторжения, второй из которых был самым большим в истории человечества до операции «Оверлорд» Второй мировой войны. Однако, не имевшие никакого опыта в мореплавании, навигации и морских сражениях, а также недостаточно знавшие технологию судостроительства, армады континентальной империи оба раза были разметены как, в небольшой мере, более манёвренным японским флотом и оборонительными силами, так и, в основном, сильным ветром. Вторжение провалилось.
В музее можно видеть два кувшина, облепленных ракушками. Сосуды нашли на дне моря, внутри затопленного монгольского судна.
1 из 3
2
Пятый зал знакомит с традиционным кочевым образом жизни, неизменным на протяжении сотен лет. В центре монгольская юрта, стоит можно заглянуть. Правая половина считалась женской, левая мужской.
1 из 4
1
На стендах можно видеть, с помощью чего монголы охотились, предметы труда, ткацкий станок, посуду и мн. др. Землю кочевники не обрабатывали, но сено для скота косили. Кумыс, собранный у нескольких кобыл, сливался в один бурбюк, который в юрте всегда висел с левой стороны. Далее напиток взбивали специальным приспособлением, дабы он слегка забродил. Для разлива имелась специальная плошка с длинной ручкой.
1 из 15
1
Что касается всевозможных мастеров, судя по инструментам, они как с металлом работали так и с кожей.
1 из 4
До появления металлических капканов монголы использовали деревянные. Крепкий прут сгибался кругом. К нему прикрепляли заострённые палки, направленные во внутрь. Если газель наступала в подобный капкан, она ранила ногу и не могла далеко убежать. Поймать её было делом техники.
Шестой зал посвещён традициям и культуре. Долгое время на территории Монголии практиковался шаманизм. Согласно ему, верховным божеством являлся дух великих предков. Единобожия не существовало, язычники-монголы полагали, что каждый человек имеет своего Бога.
2
Различные религии проникали в Карокорум и христианство среди всех было наиболее влиятельным. Однако, увы, веру Христа монголы не приняли. В 14-ом веке из Тибета в Монголию пришёл буддизм. Его принесли представители секты жёлтошапочников.
В результате распространения учения Будды в обществе произошло изменения мировозрения. Буддизм сумел перебороть устаревшие традиции и жертвоприношения.
1 из 5
Стали строиться монастыри, получила большее распространение письменность, в жизнь кочевников постепенно входили книги. Возле монастырей стало появляться население, живущее осёдло.
Монгольское письмо для Хубилай-хана создал Пагба-лама. Тексты записывались не горизонтально, а вертикально с расположением строк слева направо, как в уйгурском письме. В последующем под влиянием Советского Союза Монголия в 30-х годах прошлого века перешла на кирилицу. В 1994 г. делались попытки вернуть квадратное монгольское письмо, но общество это отвергло. Впрочем, мы здесь слегка забежали вперёд…
1 из 4
В этом зале обращают на себя внимание инструменты лекаря, его ложки отмеряющие лекарства, мешочки для снадобий, прибор для кровопускания.
1 из 2
На соседнем стенде музыкальные инструменты, среди коих не только щипковые, но и трубы, и даже ударные тарелки.
1 из 5
Седьмой зал называется — Монголия в 17-ом — 19-ое столетии.
1 из 3
3
После падения Великой Монгольской империи монголы потеряли единство. Страну захлестнули междуусобные войны. Как итог — в 1635 г. монголы попали под власть маньжурцев. Через девять лет маньжурская династия Цин, укрепившись за счёт Монголии, пришла к власти в Китае. Теоретически, Монголия вошла в состав Китая. Однако сами монголы считают, что они попали под маньжурское иго.
Первое, что в этом зале видит посетитель, это большой сундук с дыркой. Что это за предмет? Как его использовали? Ответ гида шокировал.
В сундук сажали человека, по мнению маньжурских властей, провинившегося. Тело прятали внуть, голову оставляли снаружи. Втянуть её бедолага не мог. Он должен был стоять на коленях день, два, три…. Когда пытался уснуть, тело висло на шее, на кадык шло сильнейшее давление, человек начинал задыхаться. Через несколько дней он терял силы и умирал. В этом случае несчастный сам себя душил и смерть избавляла от мук.
Подобный сундук выставлялся на площади, дабы все видели длительный и изощрённый процесс казни.
Китайские пытки известны на весь мир своей жестокостью и изобретательностью. На стенде книга долговых расписок с чёткими и аккуратными иероглифами. Рядом деревянные и железные кандалы, кнуты, плётки. Здесь же кожаные нарезки в виде стелек.
Ну если с кандалами и плётками всё понятно, то причём тут стельки? Ан, нет, кожаными стельками человека били по щекам, щёки разлетались и далее палач, продолжая наносить удары, выбивал жертве зубы.
1 из 4
В этот момент в Сибири и на Дальнем Востоке начала укрепляться Россия и монголы стали к северному соседу присматриваться. Установились торговые отношения. Российские деньги ходили наравне с китайскими.
1 из 3
В 1911 г. в Китае произошла Синьхайская революция. Монголия шансом воспользовалась. 1 декабря 1911 года халхаские князья и ламы провозгласили независимость. Юридически это было обосновано тем, что вассальная зависимость Монголии имела место по отношению к маньчжурской династии Цин, а не к Китаю.
Богдо-гэгэн VIII, буддийский лидер страны, 29 декабря был возведён в Богдо-ханы и стал теократическим правителем нового государства.
Под руководством русских военных советников была создана 20-тысячная монгольская армия. Новое республиканское правительство Китая отказалось признать независимость Монголии, но в то время не имело возможности восстановить над ней суверенитет.
Стремление Монголии к независимости нашло поддержку в Российской империи, заинтересованной в появлении буферного государства на границе с Китаем. Россия выступила за предоставление Китаем широкой автономии Внешней Монголии. В движении за независимость Монголии была также заинтересована и Япония, поддерживавшая её деньгами и оружием.
Об этих событиях рассказывается в зале номер восемь. Он называется — Государство Богдо-хана 1911 — 1919 гг.
Оставаясь формально в составе Поднебесной, Монголия существовала как отдельная держава.
1 из 6
Заинтересовали кадры кинохроники. По Красной площади ходит монгольская делегация, в сопровождении военных и жандармов. Русские показывают гостям пушки и другие виды оружия, те их внимательно осматривают.
В составе делегации привлекает внимание мальчик, одетый в национальную одежду. Ребёнка зовут Батсух. Он сын первого премьер-министра Тугс-Очирын Намнансурэна. Его отец потомок Чингисхана по младшей ветви, в Россию приезжал с официальным визитом в 1911 и в 1913—1914 гг.
На кадрах кинохроники предвоенный январь 1914 года.
1 из 2
В 1915–1919 годах Намнансурэн занимал должность военного министра (монг. Цэргийн яамны сайд). В июне 1918 года, в свете усиления возможности китайского вторжения, Намнансурэн посетил Иркутск, где пытался договориться о помощи Монголии со стороны советских войск.
Большевики, в отличие от белых, интереса к Монголии не проявили. Вернувшись домой, Намнансурэн заболел и умер в апреле 1919 года. После его смерти правящая верхушка стала склоняться в сторону Поднебесной. В июле, при поддержке местной аристократии, Ургу заняли китайцы.
Переходим в 9-ый зал — Монголия периода социализма 1921 — 1990 гг.
Мало кто знает, но от китайцев Монголию освободил белогвардейский барон Унгерн. Теократический монарх Монголии, Богдо-гэгэн VIII, находившийся под китайским арестом, тайно прислал Унгерну своё благословение на изгнание китайцев из страны. Барон, в январе 1921 г. заняв Ургу, монарха из-под ареста освободил. Однако далее отправился походом в советскую Бурятию, где попал в плен и был расстрелян.
В настоящем в Монголии идут разговоры о создании памятника Унгерну. На одном из стендов мы видим стрелянные гильзы, сапог, принадлежавший барону, и фотографию пленного Унгерна. Её сделали в Иркутском ЧК.
1 из 3
Соседство с Монголией, где правят бал враги Советской власти, большевики принять не могли. В конце июня объединённые советско-монгольские части вошли в Монголию и позже заняли Ургу. Произошла Монгольская народная революция. Власть Богдо-хана была ограничена. В 1924 году монарх скончался, после чего официально оформилась Монгольская Народная Республика.
1 из 8
В Монголии с 1921 по 1925 гг. имели хождение монгольские доллары. В последующем их заменили на тугрики, и те выполнили задачу по вытеснению иностранных денег.
Девятый зал маленький, но экспонаты здесь интересные. Например, парадная форма монгольского маршала Чойбалсана.
Но что меня удивило, так это совсем скромный стенд посвящённый Халхин-Голу. На обзор выставлен пулемёт, форма и личные вещи одного из героев Монголии, тогда как о помощи Советского Союза, кроме двух касок, более ничего…
Заходит группа французов. Сопровождающая подводит их к стенду, где маленькое пано доходчиво повествует о красных зверствах. Французы внимательно слушают. Экскурсовод ни о чём более не рассказывает и переводит группу следующий зал.
1 из 7
Между тем, сложно отрицать успехи времён социализма. В этот период, при помощи СССР, был заложен фундамент промышленности, сельского хозяйства, науки и современного образования. Монголия шла в форватере СССР: и пионеры здесь были, и даже монгольский космонавт свой полёт также совершил.
1 из 4
1
10-ый зал — Зал демократии. Артефактов нет, на стенах сплошные фотографии, и рассказывать, как монгольский народ «обрёл свободу», особо не о чем.
1 из 6
В 1987 году, копируя действия СССР, правительство объявило о Перестройке. Улан-Батор забурлил. На центральной площади стали собираться протестующие. Они требовали демократических перемен и в часности сноса мавзолея, где покоились Чойбалсан и Дамдин Сухе-Батор. Мавзолей в Улан-Баторе располагался напротив Дома правительства на центральной площади.
Усыпальницу сперва закрыли, а в 2005 г. снесли. Тела обоих правителей были эксгумированы и подвергнуты ритуальной кремации при участии буддийского духовенства. Прах обоих перезахоронен в Алтан-Улгии.
Коммунистическая партия Монголии, она же Монгольская народная партия, под влиянием Перестройки в 1991 г. убрала из своей доктрины марксистско-ленинские принципы, до 1996 г. так и оставаясь правящей, как и далее с 2000 по 2004 гг. В настоящее время МНР является ведущей политической силой в правительстве.
Вот таким мне запомнился Монгольский национальный исторический музей. Друзья, будете в Улан-Баторе, настоятельно советую, сюда заглянуть!