Только наш человек заходит в музей, чтобы согреться. Михаил Задорнов
Только наш человек заходит в музей, чтобы согреться. Михаил Задорнов
Во время короткого знакомства с Ливаном этого места не было в моих планах.
Но, поскольку, до регистрации на вылет оставалось почти два часа, я попросил моего гида отвезти меня в главный музей Бейрута.
Последнее время ценность подобных заведений определяется для меня возможностью фотографировать музейные экспонаты. Если это запрещено, то я уже не трачу много времени на рассматривание очередного кувшина или древней статуэтки.
На мое удивление, в Национальном музее Бейрута снимать было разрешено. Я обрадовался, правда, поначалу чувствовал себя там неловко, поскольку на тот момент был единственным посетителем.
На первом этаже сидели два смотрителя и один кассир, на втором не было вообще никого. Чтобы не показаться некультурным, мне приходилось подходить почти к каждому экспонату и с видимым интересом рассматривать его:)
Но и без этой вынужденной артистичности некоторые древности вызывали у меня интерес.
Я сфотографировал почти все крупные артефакты, чтобы потом дома внимательно изучить их и прочесть в интернете полезную информацию.
Для меня так же были интересны фрагменты мозаик из Баальбека — уникального места Ливана, которое я посетил накануне.
Крупнейший археологический музей Ливана и один из самых богатых на Ближнем Востоке предлагает не только уникальную коллекцию предметов искусства и быта финикийской цивилизации, но и всеобъемлющий обзор 6000-летней истории этих мест.
Собрание музея насчитывает 100 000 артефактов от доисторических до османских времен, найденных при раскопках в Ливане и соседних странах.
Официально музей открылся в 1942 году.
Во время гражданской войны 1975 года здание музея, построенное в египетском стиле, сильно пострадало, но большую часть коллекции удалось спасти от гибели.
После кардинальной реконструкции в 1999 году музей открылся вновь.
Экспозиция оборудована в хронологической последовательности и открывается археологическими находками эпох палеолита и неолита.
Далее следует бронзовый век с главной жемчужиной музея — саркофагом царя Ахирама, жившего в Х веке до нашей эры.
Базальтовая гробница царя Библа Ахирама, известного только по надписи с этой гробницы.
В то время, как о самом Ахираме ничего не известно, большой научный интерес представляет финикийская надпись на его гробнице, возможно, самая ранняя из написанных буквами.
Иногда Ахирама отождествляют с современником библейских Давида и Соломона, царем Тира и Библа Ахирамом Великим, однако, без должного обоснования.
Время жизни Ахирама, известного по саркофагу, варьируется в широком диапазоне от XIII до VII века до н. э.
Не следует путать базальтовый саркофаг с древнефиникийской надписью — с туристической достопримечательностью (известковой гробницей Хирама под открытым небом, расположенной посередине пути из Тира в Кану).
В железном веке на территории Ливана расцвела финикийская цивилизация, и эта эпоха представлена в коллекции наиболее широко — керамика, изделия из металла, слоновой кости и драгоценных камней, скульптура и саркофаги.
Жемчужиной следующего, эллинистического периода истории, безусловно, является восхитительная статуя Афродиты. От времен римского владычества остались саркофаги Ахиллеса и хмельного Купидона, мозаики «Похищение Европы» и «Каллиопа и семь мудрецов».
Византийский период так же представлен многочисленным мозаиками, предметами роскоши и скульптурой.
В VII веке территорию Ливана завоевали арабы, и начался период мамлюков, представленный в музее монетами, золотом и глазурованной терракотой.
Любопытна коллекция статуй детей.
Это подарки — подношение сына финикийского царя Сидона в святилище Эшмуна в V веке до н. э.
А это часть коллекции антропоморфных саркофагов из Древнего Сидона IV века до нашей эры. У каждого саркофага своя уникальная головная часть, такие мраморные фаюмские портреты.
Более всего в визуальном плане мне понравились римские саркофаги.
Очень искустное и красивое оформление.
Здесь изображение легенды об Ахилесе (Ахилес тащит тело Гектора за своей колесницей), II век н. э.
Около данных саркофагов я провёл больше времени, фотографируя разные детали.
Интересно, лица стёрты рукой времени или человеческой?
На этом пожалуй заканчиваю. В моём материале представлена только малая часть экспонатов. Где-то читал, что в 2016 году открыли ещё несколько выставочных залов с новыми объектами, так что как будете в Бейруте, обязательно сюда сходите.
Национальный музей открыт ежедневно с девяти утра и до пяти вечера. Выходные — понедельник и календарные праздничные дни.
Вход в музей платный — стоимость составляет пять тысяч лир. Для студентов и молодых людей до восемнадцати лет — одну тысячу.
На карте центральной части Бейрута я отметил расположение данного музея.
А здесь по нему вы можете посмотреть небольшой видео обзор.
Недавно я публиковал ещё один музейный материал. Если пропустили, заходите взглянуть Медина и мозаика города Сус
Спасибо за внимание. Хороших и интересных вам музеев в будущем!