При входе на территорию мечети всех встречает садага (садака).
Это добровольная милостыня, которую МУСУЛЬМАНИН выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха.
В более широком смысле, садака — это любое благодеяние (не только материальное), совершенное искренне, ради Аллаха. Обязательная милостыня называется закят.
И хотя было видно что я не мусульманин, но сторож при входе настоятельно требовал положить денежку в садагу.
Я спорить с ним по поводу обязательности не стал, хоть и знал о добровольности пожертвования, но от уплаты милостыни незаметно уклонился.
Дунга́не — народ, проживающий в Киргизии, южном Казахстане и Узбекистане.
В Киргизии (преимущественно северной) проживает более 50 000 дунган.
Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу, которых часто относят к той же национальности.
Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, как и более многочисленные уйгуры, переселились на территорию России в 1877-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае.
В этногенезе хуэй, живущих в Юньнани, Гуандуне, Фуцзяни, на острове Хайнань, определенную роль сыграли потомки смешанных браков арабов и иранцев, торговые общины которых с VIII по XIII века поколениями жили в портовых китайских городах, с китаянками, что нашло отражение в фольклоре хуэй, в их легендах.
Одна из легенд, бытующих и поныне среди хуэй и дунган, относит их появление как следствие браков арабов, живших в Китае и женатых на китаянках, хотя и проецирует эти события на еще более ранние времена эпохи Тан.
Хуэй или дунгане — мусульмане суннитского направления ханафитского масхаба.
Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949—1979 гг.), были безуспешны.
Среди причин живучести мусульманской общины в Китае прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа.
Способствовали выживанию хуэй их географическая распыленность и многоликость.
Пока хуэй вели себя смирно, они были частью «доброго народа», хотя и весьма своеобразной по своим обычаям в пестром составе жителей «Поднебесной империи». Стоило им возмутиться, как они в глазах китайских властей теряли само право на жизнь.
Именно народ хуэй является исламским лицом одной из величайших цивилизаций мира — китайской.
Дунгане, в своем большинстве, являются умелыми земледельцами, удачливыми торговцами (в прошлом, богатыми купцами), банкирами, и по праву считаются опытными бизнесменами.
В период гонений и переселения хуэйцзу в Российскую Империю (страны Центральной Азии), многие были вынуждены оставить свои дома и имущество, покидая пределы Китая.
Дунганская мечеть…
Центральная мечеть Иссык-Куля города Каракол была построена по инициативе Ибрагима Аджи.
Он пригласил известного Пекинского архитектора Чоу Сэу и 20 резчиков с навыками традиционной китайской архитектуры и композиционными приёмами для строительства мечети.
В строительстве хозяйственных построек и других работах участвовали местные умельцы.
Строительство мечети началось в 1904 году и было завершено в 1910 году.
Хитроумные приёмы позволили строителям построить мечеть без гвоздей.
Балки крепились при помощи пазов и вырубок.
Мечеть вмещает 42 столпа, а окружающий здание многоярусный деревянный карниз, украшенный изображениями таких растений, как виноград, гранаты, груши и персики.
Планировка здания по традициям в форме прямоугольника, периметр украшен множеством колонн, с юга и севера вырублены окна.
Выступ языком архитектуры акцентирует святость запада, как места, где находятся святыни ислама — Мекка и Медина, а также особое предназначение западной части помещения — средоточие святости.
Размеры мечети в плане составляют 24,88×15,33 м. Высота от основания до карниза 4,15 м.
Вход в здание находится в восточной его части.
Часть строения, смотрящая на запад, лишена окон, так как по обыкновению именно сюда направлены лица молящихся.
Карнизы украшены орнаментом, изображающим сцены китайской мифологии, здесь можно лицезреть искусно нарисованных драконов, львов, сфинксов и других необычных существ.
Как говорят предания, эти мифические животные служат своеобразной охраной от недобрых духов.
Концы угловых балок выполнены в виде голов дракона (лун ту).
С 1929 по 1947 год (в советское время) мечеть использовалась в качестве склада.
В 1947 году здание было передано мусульманской общине и продолжает функционировать как мечеть.
Он зарегистрирован как исторический памятник и охраняется законом.
Сегодня мечеть открыта для посетителей.
Здесь я встретил бывшего военного киргиза (очень интересный начитанный собеседник) и туристку из Сибири.
Она помогала военному пенсионеру подкрашивать мечеть.
Девушка путешествует по Киргизии с парой из США.
Мечеть была окрашена специальными красками традиционного для дунганских культовых построек цвета. В основном это — зелёный, красный и жёлтый.
Каждый цвет несет самостоятельную смысловую нагрузку: так, красный является цветом радости, особенно его боятся злые духи; зелёный — это благополучие, счастье, а также цвет религии — ислама; жёлтый — цвет величия.
Недаром в Китае «желтый цвет — цвет императора» . Однако в данном случае он обозначал величие мусульманской религии.
Минарет (муналур) мечети, стоявший отдельно от основного здания, не сохранился, он был «разрушен в 30-х годах XX в.»
На его месте стоит минарет, построенный после 40-х годов, который плохо вписывается в архитектурный ансамбль дунганской мечети.
Адрес мечети — улица Бектенова, Каракол, Иссык-Кульская область.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение о достопримечательностях Каракола (Пржевальска) следует.