О Танбалы написано много: куча рекламных интернет-страниц, выложены подробные маршруты как добраться до места назначения.
Предварительно пролистав результаты поисковика, рекомендую единственный емкий источник информации — статьи и материалы казахстанского историка-археолога Рогожинского Алексея Евгеньевича. Доступно и толково написано, в процессе обращался пару раз к специализированным ресурсам — что такое «андроновская» культура и временной период развития бронзового века.
На небольшой территории расположены более 100 памятников различных видов: могильники, наскальные рисунки, поселения. Памятники датируются, начиная с бронзового века (14–13 века до н. э.) и вплоть до начала 20-го века. Для сравнения, когда были нанесены первые рисунки Танбалы, в это же время в древнем Египте правили фараоны Эхнатон и царица Нефертити, затем сын Тутанхамон.
Пользователями, активно использующими урочище Танбалы, являлись представители андроновской культуры, скорее всего индоиранцы. Далее следуют предметы скотоводческих племен железного века, а в позднее время на скалы нанесены рисунки тюркской культуры. Последними активными пользователями были казахские рода Старшего жуза.
Во время всеобщей коллективизации 30-х годов прошлого века для истории Тамгалы наступило краткое затишье на 20 лет, и только во время освоения целинных земель в пяти километрах от ущелья создан поселок Карабастау. В непосредственной близи к Карабастау найден могильник Каракудук, исследование которого случайным образом привело к открытию в сентябре 1957 года археологического комплекса Танбалы. Руководителем Семиреченского отряда Южно-Казахстанской археологической экспедиции АН КазССР являлась Максимова Анна Георгиевна. Благодаря усилиям ее экспедиции впервые было получено подробное описание элементов комплекса Танбалы.
Но и открытие Танбалы для научного мира не стало началом новой жизни. Неподалеку от урочища создано военное формирование (гарнизон Отар), через каньон Танбалы проложена автомобильная дорога, по которой, помимо автотранспорта, передвигались танки. Проезжающие туристы считали своим долгом оставить современные надписи о времени пребывания, в постройке двух местных ферм использовались камни с нанесенными на них петроглифами.
И только в 1998 году комплекс внесен в предварительный список памятников всемирного наследия. Автомобильную дорогу закрыли в 2001 году, в процессе приведения в соответствие к требованиям UNESCO организованы экскурсионная работа, охрана комплекса, открыт музей.
Учеными проведена колоссальная работа по подтверждения уникальности и подлинности элементов комплекса. Как результат, в 2004 году урочище Танбалы было включено в список всемирного наследия UNESCO.
Мы не были в Танбалы зимой, поэтому для однодневной поездки как нельзя лучше подходил национальный праздник в первых числах декабря. Погода шептала: «не сиди в городе, езжай на природу!». При том, что в Алматы столбик термометра показывал +8 градусов, в районе поселка Копа температура опустилась до -19 по Цельсию.
Выехав рано утром с Алматы на запад по трассе Алматы-Бишкек после поселка Таргап повернули направо на север и через 60 километров достигли желаемого места. К слову, дорога зимой очищается, но местами лёд, перемёты, колея. В зимний период рекомендую выезжать на шипованной резине, как пояснил позднее инспектор парка-заповедника на месте, мы были первыми туристами в зимний период, соответственно по дороге передвигаются лишь местные жители.
Урочище находится севернее поселка Карабастау на 5 километров. Сама дорога через 60 километров выходит на трассу Алматы-Астана, что позволяет использовать Танбалы как одну из точек большого маршрута, к примеру по пути к горам Бектау-ата. Зимнее покрытие дороги намного мягче, ямы и кочки не ощущаются. Погода радовала чистым, безоблачным небом, впечатление портил ветер в ущелье. Как и говорил, мы были первыми туристами в начавшийся зимний период. Туристические маршруты и скалы занесены снегом, снег временами в виде наста, выдерживающего вес взрослого человека, ветра бывают нешуточные.
1
Концентрация памятников в Тамгалы насыщена, по аналогии сравнивая с долиной мертвых в Луксоре или Каирским музеем, то урочище Тамгалы похоже на естественный музей площадью 300 на 300 метров. Описание рисунков займет много времени, и главное, профессиональные обзоры сделаны в советское время, для полноты картины лучше воспользоваться материалами Максимовой А.Г., Рогожинского А.Е., Марьяшева А.Н.
Вкратце, на древних петроглифах изображены несколько групп, которые относятся к разным эпохам — бронзовый век, который сменяется рядом рисунков сакских времен (1 000 до н. э.), далее переход к символике тюркских племен.
1
Ярчайшими рисунками-представителями бронзового века являются солярные божества («солнцеголовые»), различные виды воинов (лучники, палиценосцы, колесницы), ритуальные танцы, жертвоприношения, эротические сцены, большое количество изображенных зверей. Главным образцом наскального творчества бронзового века является большая картина, на которой изображены солнцеголовые, ритуальные танцы десяти воинов, рожающая женщина, люди, вскинувшие руки к небу в молитве.
Далее ярко выделяется новый герой того времени, и соответственно нашедший свое место на скалах Танбалы — сакский воин-всадник, победитель народов и ярчайший представитель заката традиционного скотоводческого общества. Культ героя четко прослеживается в череде рисунков — обилие конных всадников с оружием, различные виды охот.
1
Чем также примечательны наскальные рисунки Танбалы? Если отойти на 20 метров от скалы, то видна экспозиционная мысль древних художников — все рисунки являются частью общей картины, петроглифы взаимно дополняют друг друга. Рисунки нанесены только на те плоскости скал, которые обращены лицом к долине.
Ущелье поделено на группы рисунков, каждая из которых включает в себя сотни петроглифов. Отдельно находящейся на севере от основных групп рисунков является ущелье Сункарсай с тюркским пластом петроглифов Жетысу. Мы не успели его посетить, не хватило времени. Подняли в небо квадрокоптер, Алан попробует создать 3D панораму урочища Тамгалы с высоты птичьего полета. Перекусив, на обратном пути заехали в святое место Унгуртас, поднялись на вершину холмов, вид сверху на зимние горы живописный.
Так мы отметили День Президента.
Азамат Мухаметжанов, участник команды Outfitter KZ.