Национальный парк Ципори, находится на севере Израиля, в нижней Галилее, в 7 километрах от Назарета.
Национальный парк Ципори, находится на севере Израиля, в нижней Галилее, в 7 километрах от Назарета.
На месте, где в древности существовал один из крупнейших городов Галилеи. Талмуд утверждает, что название города происходит от ивритского слова «ципор» — «птица». Т. к. город подобно птице сидит на вершине горы, на высоте 280 метров над уровнем моря. Расположение на пересечении древних торговых путей, наличие поблизости источников пресной воды, и выгодная топография местности, сделали это место стратегически очень выгодным.
Первые дошедшие до наших дней письменные упоминания о Ципори, относятся к эпохе иудейского царя Александра Яная (около 100 г. до н. э.). Но археологические находки свидетельствуют, что город был здесь уже в эпоху Первого Храма (первая половина 1тысячелетия до н. э.). За свою историю Ципори знавал многих завоевателей. Ассирийцы, Вавилон, персы, греки, римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамелюки. Однако до конца 4века н. э. Ципори оставался еврейским городом. Во втором веке н. э., на протяжении 17 лет, здесь размещался Верховный еврейский суд Синедрион, во главе с раби Еудой а-Наси — редактором Мишны — свода еврейских законов и комментариев к ним. Здесь начиналась работа над Иерусалимским Талмудом. Согласно христианской традиции, именно здесь жили родители Марии — Богоматери, Анна и Иохим. Поэтому Ципори был важен и для христиан.
В Ципори существовала совершенная система сбора и хранения воды, объем которой оценивается как минимум в 10000 куб. метров. Её можно видеть и сегодня.
В национальном парке можно увидеть остатки улиц 1–3 веко в. н. э. с многочисленными постройками.
На мостовой главной улицы Кардо, сохранилась колея, выбитая колесами повозок,
и изображения Меноры.
Существует распространенное заблуждение, согласно которому, древним еврейским символом является Магендовид — «Щит Давида» — шестиконечная звезда. На самом деле этот символ стал еврейским, только в средние века, в Европе. А вот Менора — семисвечник выполняет роль главного символа евреев уже более 3 тыс. лет.
Интересно, почему этот символ был нацарапан древним рисовальщиком именно на плитах проезжей части?. Ответ прост. Тротуары главных улиц города покрвыал мозаичный ковер.
Дорога на вершину холма Ципори идет через целый лес кактусов.
В свое время крестоносцы по достоинству оценили стратегическое положение Ципори, и возвели здесь крепость.
Интересно, что строители крепости, использовали подручные материалы. В частности в основании углов здания, вместо кирпичей использовались древние саркофаги.
Именно здесь, в июле 1187 королём Ги было принято роковое решение выйти навстречу войску султана Саладдина. Назавтра состоялась знаменитая битва при Карней Хиттим, где крестоносцы были разгромлены. Иерусалимское королевство крестоносцев перестало существовать. В нижней части города расположен римский театр, первого века н. э. Его диаметр 72 метра, и вмещал он около 4 тыс. зрителей.
Интересен и район синагог, которых в Ципори было много. Ведь как минимум 500 лет (с конца 2 в. до н. э., до начала 5 в. н. э.), это был город с преимущественно еврейским населением. Здесь сохранилось множество микв — бассейнов для ритуального омовения — прообраза христианского водного крещения.
Но, на мой взгляд, самое интересное и ценное в Ципори, это его мозаики. И прежде всего мозаики «дома Диониса» — виллы 2 века н. э расположенной на самой вершине холма, неподалеку от крепости крестоносцев . Пол главного зала виллы, представляет собой потрясающее мозаичное полотно, посвященное богу плодородия Дионису. Эта моизаика, один из самых значительных мозаичных шедевров того периода в мире.
Один из сюжетов посвящен дарам, полученным Человеком от Диониса — виноградной лозе, виноградному плоду и вину. Шествие возглавляет человек несущий чашу с вином, за ним следуют кентавр и женщина, играющие на музыкальных инструментах, и танцующие.
Другая мозаичная панель изображает спор Диониса и Геракла: кто больше выпьет. Победил Дионис.
В те времена для создания мозаик использовались только разноцветные камни природного происхождения. Что требовало от мастеров, кроме всего прочего отличного знания минералогии.
Для этого мозаичного полотна, было использовано более полутора миллионов камешков 88 цветов и оттенков.
Но главной «изюминкой» этой мозаики является великолепный портрет молодой женщины, в нижней части рамки.
Этот всемирно известный портрет, искусствоведы называют Монной Лизой Галилеи. Он стал одним из символов Ципори, и Галилеи и всего Израиля.
В других комнатах виллы полы украшены мозаикой с геометрическими орнаментами. А в ванной комнате мозаичная надпись: «Гигиена». Там же туалет, с водной системой смыва.
В нижней части города, в конце римской улицы Кардо, была раскопана еще одна вилла. Ее полы украшены великолепным мозаичным изображением, которое называют «Праздники Нила». Здесь можно видеть сцены празднеств в Египте, по случаю половодья Нила.
А так же мозаики со сценами охоты.
Охота амазонок.
Мифические существа. Кентавр держит надпись на греческом языке «Бог поможет».
И если присмотреться, у него кроме двух пар передних конечностей (лошадиные и человеческие) еще и две мужские гениталии (тоже человеческая и конская).
Прекрасные орнаментальные мозаики.
Еще один великолепный мозаичный пол, был найден при раскопках синагоги 4 века н. э.
Здесь можно видеть изображения месяцев еврейского календаря, знаки зодиака,
еврейскую символику и в первую очередь изображение Меноры.
Интересен и сюжет с двумя слугами праотца Авраама.
Количество и качество мозаик в Ципори по мнению историков свидетельствует от том, что здесь существовала своя мозаичная школа. И возможно, что многие мозаики Кейсарии, Бейт Шеана и других городов Израиля выполнены мастерами из Ципори.